Слово.ру: Балтийский акцент

2024 Том 15 №2

Назад к списку Скачать статью Download the article

Лингвокогнитивные основания интеграции поэтического текста в кинодискурс

Linguocognitive bases for the integration of the poetic text into cinematic discourse
DOI
10.5922/2225-5346-2024-2-8
Страницы / Pages
124-143

Аннотация

Представлена специфика интеграции поэтических произведений в авторский ки­нодискурс. В качестве отправной точки исследования анализируется многоплановый характер взаимодействия кино и поэзии в современной художественной культуре. Рассмотрен подход к пониманию авторского кинематографа сквозь призму понятия «поэтическое». Описаны интермедиальность и интердискурсивность как, с одной стороны, свойства, отражающие онтологическую сущность кино как такового, а с дру­гой — как «инструменты» формирования оригинальной стилистики и эстетики ки­норежиссера. Обоснован выбор использования в качестве источника материала двух ки­нокартин — «Сталкер» А. А. Тарковского и «Гадкие лебеди» К. С. Лопушанского. От­мечены преемственность между двумя авторами и в то же время новаторский ха­рактер их творчества. В исследовании использована комплексная методология, вклю­чающая методы параметризации лингвокреативности, корпусного аннотирова­ния и концептуального анализа вербальных и невербальных средств, конструирующих поэ­тику фильмов; проведена программная обработка данных. В ходе исследования вы­яв­лены сходства и различия в подходах двух кинорежиссеров к работе с поэтическим ма­териалом. Обоснован вывод, что интеграция поэтических текстов в фильмы пред­став­ляет собой «механизм» особой психоэмоциональной настройки кинозрителя на ре­цепцию мировоззренческой концепции кинорежиссера.

Abstract

The article delves into the intricacies of integrating poetic texts into the discourse of au­thorial cinema. It begins by examining the multifaceted interaction between cinema and poet­ry within contemporary artistic culture, framing author cinematography through the lens of the poetic concept. Intermediality and interdiscursivity are explored as intrinsic properties of cinema, serving as tools for shaping the unique style and aesthetics of filmmakers. Two films, “Stalker” by Andrei Tarkovsky and “Ugly Swans” by Konstantin Lopushansky, are selected as primary sources for analysis due to their continuity and innovative qualities. The research employs a comprehensive methodology, including parameterization of linguistic creativity, corpus annotation, and conceptual analysis of verbal and non-verbal elements that contribute to the films’ poetics. Data processing techniques are then applied to interpret the findings. The study uncovers both similarities and differences in the approaches of the two filmmakers to incorporating poetic material into their works. It concludes that the integration of poetic texts into films serves as a mechanism for eliciting a unique psycho-emotional response from viewers, facilitating their engagement with the filmmaker’s ideological concepts.

Список литературы

Барковская Н. В. Видеопоэзия: проблема субъекта и контекста // Филологи­ческий класс. 2021. Т. 26, № 3. С. 21—33.

Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М., 2004.

Годар Ж.-Л. Страсть: между чер­ным и белым. М., 1997.

Голынко-Вольфсон Д. Поэтический фильм: постановка проблемы и материа­лы для экспертизы // Транслит. 2012. № 9. URL: https://litbook.ru/article/261/ ?ysclid=lq8abx3ord83552342 (дата обращения: 24.12.2023).

Горячок К. Л. Стихи Дзиги Вертова — диалог с самим собой // Кинема. 2021. № 1 (1). С. 90—99.

Горячок К. Л. Авторская эстетика Дзиги Вертова (1910—1940-е годы) : авто­реф. дис. … канд. филос. наук. М., 2022.

Давыдов Д. Видеопоэзия как феномен и как разнообразие практик // Ви­деопоэзия. 2011. URL: http://gulliverus.ru/davydov-1.html?ysclid=lqjpejl01162587 0500 (дата обращения: 30.11.2023).

Зосич А. Е. Жанровые и стилистические особенности авторских фильмов, созданных на национальных киностудиях СССР в 1960-е — 1970-е годы : дис. … канд. искусствоведения. СПб, 2022.

Зыкова И. В. Интердискурсивность как лингвокреативная апроприация дис­курсов: авангард и Андрей Тарковский // Слово.ру: балтийский акцент. 2021а. Т. 12, № 4. С. 65—85.

Зыкова И. В. Лингвокреативность в кинодискурсе // Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности / отв. ред. И. В. Зыкова. М., 2021б. С. 100—189.

Зыкова И. В. Интермедиальность в моделировании поэтики кинодискурса // Зборник Матице српске за славистику. 2022. № 2 (102). С. 251—268.

Казанский Б. В. Природа кино [1927] // Поэтика кино. Теоретические рабо­ты 1920-х гг. М., 2016. С. 105—152.

Канудо Р. Манифест семи искусств [1911] // Из истории французской ки­номысли: Немое кино 1911—1933 гг. / сост. М. Ямпольский. М., 1988.

Киосе М. И., Ефремов А. А. Программа HETEROSTAT комплексного расчета параметров дискурса. Дата регистрации: 21.09.2020. Государственный номер регистрации: 2020661240.

Кудряшова М. Гадкие лебеди. Как снимался фильм. 2005. URL: https://yandex. ru/video/preview/16828811790597046832 (дата обращения: 05.12.2023).

Лопушанский К. С. Диалоги о кино. СПб., 2010.

Маяковский В. Полн. собр. соч. М., 1959. Т. 12.

Пронин А. А. Бумажный Вертов. Целлулоидный Маяковский. М., 2019.

Рошаль Л. М. Стихи Кинопоэта // Киноведческие записки. 1994. № 21. С. 141—155.

Самутина Н. В. Современное европейское кино и идея культуры («прошло­го»). Препринт WP6/2003/05. М., 2003.

Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб., 2009.

Соколова О. В. «Штык-язык остри и три!»: языковые политики поэтического авангарда. М., 2024.

Стругацкие А. Н. и Б. Н. Пикник на обочине. М., 2021.

Стругацкие А. Н. и Б. Н. Гадкие лебеди. М., 2023.

Тарковский А. А. Уроки режиссуры : учеб. пособие. М., 1993.

Тарковский А. А. Запечатленное время // Андрей Тарковский. Архивы, до­кументы, воспоминания. М., 2002.

Тарковский А. А. Мартиролог. Дневники 1970—1986. М., 2008.

Тарковский А. А. Андрей Тарковский. Кино как молитва : док. фильм. М., 2019.

Тугуши С. А. Иносказание в художественной структуре авторского фильма (На материале киноискусства второй половины ХХ века) : дис. … д-ра искус­ствоведения. М., 2016.

Фомин В. Правда сказки: Кино и традиции фольклора. М., 2001.

Шевченко-Рослякова А. К. Введение // Авторское кино : учеб. пособие / А. А. Ар­тюх, Д. В. Бакиров, А. В. Гусев [и др.]. СПб., 2022. С. 4—13.

Эйзенштейн С. Избранные произведения : в 6 т. М., 1964. Т. 1.

Heinrichs J., Spielmann Y. Editorial to the special issue: ‘What is Intermedia?’ // Convergence. 2002. № 8. P. 5—10.

Pethő Á. Cinema and Intermediality: The Passion for the In-Between. Cambridge, 2011.

Wees W. Words & Moving Images: Essays on Verbal and Visual Expression in Film and Television. Montreal, 1984.