Слово.ру: Балтийский акцент

2024 Том 15 №2

Назад к списку Скачать статью Download the article

«Пламенный голос из-за края». К вопросу о взаимодействии поэзии и политики

“The Voice of Hotness from the Margins”. On the interaction of poetry and politics
DOI
10.5922/2225-5346-2024-2-2
Страницы / Pages
26-46

Аннотация

В современной критической литературе вопрос о взаимосвязи поэзии и политики получил широкое и разнообразное рассмотрение. В одних случаях поэзия представля­ется в качестве формы политики (поэтическая формула «слово — оружие»), а в дру­гих политика воспринимается в качестве необходимой формы поэзии (поэтизация политического мышления — например, у Субкоманданте Маркоса). Статья посвяще­на одному из аспектов этой большой темы — выяснению поэтических параметров, обусловливающих политическую потребность в поэзии, то есть таких ее свойств, которые обеспечивают «сцепление» с политическим. Особое внимание уделяется поэ­тическому остранению и его связи с политическим в рамках концепции Жака Рансье­ра — согласно его теоретическому подходу, искусство производит разрыв в структу­ре чувственного опыта и запускает процесс его пересборки. Деавтоматизирующее начало поэзии сопоставляется с «полицейской эстетикой» (К. Вацулеску) и установ­ками на креативность общества потребления. Делается вывод о том, что событий­ность поэтического высказывания универсализируется в контексте эстетизирующих практик современной культурной индустрии, то есть теряет свой подрывной харак­тер. Возможность сопротивления коммодифицирующему перехвату автор видит в стратегиях выхода поэтического за границы собственных конвенций.

Abstract

In contemporary critical literature, there are various perspectives on the relationship be­tween the political and the poetic. Some view poetry as a form of politics, encapsulated in the aphorism ‘the word is a weapon’, while others argue that politics itself should embody the qualities of poetry, as suggested by Andy Merrifield's assertion that "politics should be like poetry." This article seeks to explore the poetic dimensions that underpin the political necessi­ty for poetry, namely, the attributes of poetry that establish a connection with the political sphere. The focus of this exploration is the concept of poetic defamiliarization and its interac­tion with the political within Jacques Rancière's theoretical framework. Rancière posits that the political function of poetry, and art more broadly, lies in its ability to disrupt the estab­lished order of sensory perception, challenging the prevailing system of unquestioned percep­tual facts. This disruptive quality of poetry contrasts with what has been termed "police aes­thetics" by Vatulescu, which reflects the conformity and uniformity inherent in consumer society. The article contends that, within the contemporary cultural landscape, the transform­ative potential of poetic expression risks being co-opted by aestheticizing practices prevalent in consumer culture. As a result, the subversive nature of poetic utterance is somewhat dilut­ed, as it becomes assimilated into commodifying forces. However, the article also suggests that poetry retains the capacity to resist such commodification by transcending the limitations imposed by conventional boundaries, thereby offering a means of resisting capture by com­mercial interests

Список литературы

Азарова Н. М. Межъязыковое взаимодействие в поэзии Аркадия Драгомо­щенко // Новое литературное обозрение. 2015a. № 1 (131). С. 280—288.

Азарова Н. М. О длине стихотворной строки, или можно ли формализовать телесность в стихе // Новое литературное обозрение. 2015б. № 5 (135). С. 28—36.

Азарова Н. Новизна без креативности // Воздух: журнал поэзии. 2019a. № 39. С. 307—313.

Азарова Н. М. Системные изменения в стратегиях новизны в языке поэзии // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2019б. Вып. 19 : Материалы международной научной конференции «Вторые Григорьевские чтения: Неология как проблема лингвистической поэтики». С. 11—19.

Айги Г. Разговор на расстоянии: статьи, эссе, беседы, стихи. СПб., 2001.

Бадью А. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб., 2014.

Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр. С. Фокина. СПб., 1997.

Бесхлебная Н. «Был человек, и нету»: еще три поэта рассказывают о своих стихах // Афиша Daily. 2019. 17 апр. URL: https://daily.afisha.ru/brain/11650- byl-chelovek-i-netu-esche-tri-poeta-rasskazyvayut-o-svoih-stihah/ (дата обраще­ния: 30.06.2023).

Бёрджер Д. Образ империализма // Бёрджер Д. Фотография и ее предна­зна­чения / пер. с англ. А. Асланян. М., 2017. С. 181—199.

Бобылёва М., Подлубнова Ю. Поэтика феминизма. М., 2021.

Вацулеску КПолицейская эстетика. Литература, кино и тайная полиция в советскую эпоху / пер. с англ. Л. Речной. СПб., 2021.

Гаспаров М. «Теснота стихового ряда». Семантика и синтаксис // Analy­sie­ren als DeutenWolf Schmid zum 60. Geburtstag / hrsg. von L. Fleishman, Chr. Gölz und A. A. Hansen-Löve. Hamburg, 2004. S. 85—95.

Гераскина А. «Запрещено запрещать!» или Партизанская прогулка с улич­ными художниками, которых так и не удалось умиротворить с помощью капу­чино // Новая газета. 2018. 21 дек. № 142. URLhttps://novayagazeta.ru/artic les/2018/12/21/79009-zaprescheno-zapreschat (дата обращения: 30.06.2023).

Горбунова А. Поэзия, опыт и знание // Логос. 2017. № 6 (27). С. 59—82.

Гребер Д. Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюро­кратии / пер. с англ. А. Л. Дунаева. М., 2016.

Джеймисон Ф. Проект формалистов // Джеймисон Ф. Марксизм и интер­пре­тация культуры / пер. с англ. И. Борисовой. М. ; Екатеринбург, 2014. С. 67—115.

Иглтон Т. Теория литературы: Введение / пер. Е. Бучкиной ; под ред. М. Ма­яц­кого и Д. Субботина. М., 2010.

Журавлев О. Литературная левая. Коллективный диалог одного социолога и шестерых поэтов, проведенный вслепую // Транслит : лит.-критич. альманах. 2014. № 15-16. С. 42—51.

Кальпиди В. О. Проект «Русская поэтическая речь — 2016» как культурный сюжет современной русской поэзии // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8, № 1. С. 98—113. doi: 10.5922/2225-5346-2017-1-7.

Корчагин К. «Маска сдирается вместе с кожей»: способы конструирования субъ­екта в политической поэзии 2010-х годов // Новое литературное обозре­ние. 2013. № 6 (124). С. 225—238.

Кузьмин Д. Русская поэзия 2010-х в поисках солидарности // Internationale Zeitschrift für Kulturkomparatistik. 2022. № 6. S. 9—43.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и по­эзии. СПб., 1996. C. 17—252.

Мандельштам О. Э. Выпад // Мандельштам О. Э. О поэзии. Л., 1928. С. 12—16.

Мандельштам О. Э. Четвертая проза // Собр. соч. : в 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 167—179.

Мартынов М. Метатекстовые параметры повторов в творчестве Геннадия Айги // Russian Literature. 2016. Vol. 79—80. Р. 135—145.

Мартынов МPoetic Terrorism и проблема сообщества // Революция и эво­лю­ция: модели развития в науке, культуре, обществе : тр. II Всерос. науч. конф. / под общ. ред. И. Т. Касавина, А. М. Фейгельмана. Н. Новгород, 2019. С. 332—334.

Мартынов М. Современная русскоязычная поэзия в контексте анархистской философии. Berlin, 2021.

Маяковский В. В. Я сам // Собр. соч. : в 12 т. М., 1978. Т. 1. С. 41—60.

Мерифилд Э. Магический марксизм. Субверсивная политика и воображение / пер. с англ. В. Софронова. М., 2021.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / пер. с нем. В. М. Бакусева // Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 2011. Т. 2.

Рансьер Ж. Разделение чувственного. Эстетика и политика // Рансьер Ж. Разделяя чувственное / пер. с фр. В. Лапицкого. СПб., 2007. С. 9—46.

Саркисьянц А. А. Место события: устройство политического у Жака Рансьера // Социология власти. 2016. № 4 (28). С. 14—34.

Сонтаг С. О фотографии / пер. с англ. В. П. Голышева. М., 2013.

Тынянов Ю. Литературный факт // Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. М., 1929. С. 5—29.

Хаким-Бей. Хаос и анархия. Революционная сотериология / пер. с англ. О. Бараш и др. М., 2002.

Шестакова М. А. Разделение чувственного — эстетическая феноменология Ж. Рансьера // Философия и общество. 2014. № 3. С. 120—130.

Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи — воспоминания — эссе (1914—1933). М., 1990. С. 58—72.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 193—230.

Bollen K. Guerrilla Warriors on the Brooklyn Bridge: A Case Study of the Unbea­rables’ Poetic Terrorism (1994—2000) // Zeitschrift für Anglistik und Amerikanistik. 2012. Bd. 60, H. 2. S. 155—172.

Boym S. Estrangement as a Lifestyle: Shklovsky and Brodsky // Exile and Crea­tivity / ed. by S. R. Suleiman. Durham, 1998. P. 241—262.

Brighenti A. Expressive Measures. An Ecology of the Public Domain // Graffiti and Street Art: Reading, Writing and Representing the City / ed. by K. Avramidis, M. Tsilimpounidi. L., 2017. P. 119—134.

Caprioli C. Blu in Bologna: Collateral Damages. Interview with Peter Bengtsen // In­chiesta. 2016. 1 April. URL: http://www.inchiestaonline.it/arte-poesia/peter-beng tsen-blu-a-bologna-danni-collaterali/ (дата обращения: 30.06.2023).

Gibbard P. Herbert Read and the Anarchist Aesthetic // To Hell with Culture: Anarchism and Twentieth-Century British Literature / ed. by H. Klaus, S. Knight. Cardiff, 2005. P. 97—110.

Graffiti and Street Art: Reading, Writing and Representing the City / ed. by K. Av­ramidis, M. Tsilimpounidi. L., 2017.

Higgins N. The Zapatista Uprising and the Poetics of Cultural Resistance // Alter­natives: Global, Local, Political. 2000. Vol. 25, № 3: Poetic World Politics. P. 359—374.

Mould O. Against Сreativity. L. ; N. Y., 2018.

Subcomandante Marcos. Our Word Is Our Weapon: Selected Writings of Subco­man­dante Insurgente Marcos. N. Y., 2002.