Слово.ру: Балтийский акцент

2024 Том 15 №1

Назад к списку Скачать статью Download the article

«Люди в черном»: семантизация понятий сектант и баптист в антирелигиозной кампании 1958—1964 годов

‘People in Black’: Semantization of the concepts ‘sectant’ and ‘baptist’ in the anti-religious campaign of 1958—1964
DOI
10.5922/2225-5346-2024-1-4
Страницы / Pages
72-88

Аннотация

В постреволюционный период идеологическое освоение населением новой полити­ческой лексики вынудило советскую власть взять на себя роль интерпретатора и включиться в процесс семантизации новых понятий с помощью средств массовой ин­фор­мации и художественной литературы. В то же время потребовался пересмотр ус­то­явшихся концептов с тем, чтобы вписать их в новую картину мира «советского че­ловека». Перемены в семантической структуре религиозной лексики как идеологиче­ски маркированной отражали изменение основных ценностей советского общества. В ста­тье на основе компонентного и контекстологического анализа исследуется про­цесс целевой семантизации ключевых понятий антирелигиозной кампании Н. С. Хру­щёва 1958—1964 годов — «сектант» и «баптист». В ходе кампании детской аудито­рии навязывался с помощью средств массовой информации и агитационной литера­туры набор семантических признаков слова в рамках идеологической конъюнктуры. Анализ языкового материала газеты «Пионерская правда», детских журналов «Пио­нер» и «Ко­стер», а также ряда произведений детской литературы показывает, что специфика це­левой аудитории (дети школьного возраста) обусловила создание семан­тических при­митивов за счет радикального сужения семантики слов «сектант» и «баптист». За­действованные языковые средства, такие как новые лексические пары «сек­танты-баптисты», «фанатики и изуверы» и «диверсанты и злодеи», а также язы­ковые мар­ке­ры цвета, звука, внешности, возраста и локации, позволили создать не­га­тивный об­раз верующего протестантской конфессии и в конечном итоге превра­тить понятия «сектант» и «баптист» в политический ярлык.

Abstract

In the post-revolutionary era, the population's adoption of a new political vocabulary demanded the Soviet authorities to play the role of the interpretant. They engaged in the pro­cess of assigning meanings to new concepts through mass media and fiction. Simultaneously, established concepts had to undergo reshaping to align with the new worldview of the 'Soviet citizen’. The transformation of the semantic structure of religious vocabulary, ideologically marked, reflected the shift in the fundamental values of Soviet society. This article, employing component and contextual analyses, explores the target semantization process of key concepts during Khrushchev's 1958—1964 anti-religious campaign, specifically focusing on 'sektant' and 'baptist'. Through mass media and propaganda literature, a set of semantic features for these terms was imposed on the children's audience in ideological contexts. The analysis of linguistic material from numerous sources such as the newspaper Pionerskaya Pravda, Pioner and Koster children's magazines, and selected works of children's literature reveals that the target audience — school children — led to the emergence of semantic primitives. This in­vol­ved significantly narrowing the semantics of the words 'sektant' and 'baptist.' Linguistic tools such as new lexical pairs ('sectarian-Baptist,' 'fanatics and bigots,' 'subversives and villains') and linguistic markers related to colour, sound, appearance, age, and location were employed. These tools helped develop a negative image of a Protestant believer and ultimately transformed the concepts of ‘sectant’ and ‘baptist’ into political labels.

Список литературы

Аринин Е. И. Вторжение религии в советский кинематограф: между «вол­шебным» и «вечностью» // Вестник Ленинградского государственного универ­ситета им. А. С. Пушкина. 2017. № 3. С. 311—320.

Будная О. Это тревожит // Детская литература. 1966. № 12. С. 39—40.

Булыгина Е. Ю., Трипольская Т. А. Процессы идеологизации и деидеологиза­ции в русском религиозном словаре // Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. С. 204—215. doi: 10.17223/18137083/72/16.

Васильев А. Д. Динамика некоторых слов религиозной сферы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Аста­фьева. 2012. № 4. С. 28—33.

Воронов Ю. С., Любезнова Н. В. Лингвориторический анализ выступления И. В. Ста­лина 3 июля 1941 года // Мир русского слова. 2019. № 3. С. 62—70. doi: doi. org/ 10.24411/1811-1629-2019-13062.

Галиева Ф. Г. Революционные крестины как феномен советской культуры 1920-х гг. (по материалам прессы Башкирии) // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10, № 1. С. 26—41. doi: 10.12731/2077-1770-2018-1- 26-41.

Горбатов А. В. Пропаганда и СМИ в период хрущевской антирелигиозной кампании (1954—1964 гг.) // Вестник Кемеровского государственного универ­ситета. 2014. Т. 2, № 3 (59). С. 157—160.

Крылова И. А. Проблема иллюстрирования лексики сферы религии в толко­вых словарях // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. 2018. № 4. URL: https://st-hum.ru/content/krylova-ia-problema-illyustri rovaniya-leksiki-sfery-religii-v-tolkovyh-slovaryah (дата обращения: 25.12.2022).

Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатерин­бург ; Пермь, 1995.

Москвина Ю. А. Художественно-выразительные средства религиозного дис­курса в антирелигиозной и протестантской периодике советского периода // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 574—577. doi: 10.24412/ 1991-5497-2021-287-574-577.

Новикова Ю. В. Роль церковно-религиозной лексики в романе М. А. Булга­кова «Мастер и Маргарита» // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 84—87.

Савин А. И. Борьба за молодежь: советское государство и религиозные дис­сиденты в брежневскую эпоху // Личность, общество и власть в истории Рос­сии. Новосибирск, 2018. C. 483—518.

Савин А. И. «Многие даже не допускают мысли, что сектант может быть чест­ным человеком». «Брежневский» поворот в антирелигиозной политике и рос­сийский протестантизм (1964—1966 гг.) // Вестник Тверского государствен­ного университета. Сер.: История. 2016. № 4. С. 59—75.

Сурикова О. Д. Слова безбожник и беззаветный в диахронии русского дис­курса // Политическая лингвистика. 2014. № 1. С. 249—263.

Шмелев С. А. Красное «комсомольское рождество» и проблема формирова­ния нового быта в начале 1920-х годов // Известия Самарского научного цен­тра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 3. С. 92—99.

Эткинд А. М. Русские секты и советский коммунизм: проект Владимира Бонч-Бруевича // Минувшее: Исторический альманах. М. ; СПб. 1996. Т. 19. С. 275—319.