Слово.ру: Балтийский акцент

2014 Том 5 № 3-4

Назад к списку Скачать статью

"Живое" слово в свете современных когнитивных исследований (к юбилею Александры Александровны Залевской)

Страницы
23-27

Аннотация

Рассматриваются основные положения, связанные с природой и структурой слова, функционирующего в психике человека. Разграничи¬ваются понятия слова как достояния индивида («живого» слова) и слова, представленного в словаре («искусственного» слова). Делается вывод о принципиальной разности ментального лекси¬кона и словаря как лексикографической единицы

Abstract

This article considers the key provisions relating to the nature and structure of the word in human mental space. The author distinguishes between the word as an asset of an individual (the “living” word) and the word as found in a dictionary. It is concluded that there is a dramatic difference between the mental lexicon and a dictionary as a lexico¬graphic unit.

Список литературы

1. Анохин К. В. Когнитом: в поисках общей теории когнитивной науки // Шестая международная конференция по когнитивной науке : тез. докл. Калининград, 2014. С. 26—28.
2. Арутюнян В. Г. Мозг и язык: междисциплинарный подход к ментальному лексикону : монография. Калининград, 2014.
3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
4. Залевская А. А. Вопросы теории двуязычия. Тверь, 2009.
5. Залевская А. А. «Живое слово» и интерфейсная теория значения // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2013. № 24, вып. 5. С. 54—61.
6. Залевская А. А. Идентификация слова: процесс и продукт // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2011. № 28, вып. 4. С. 190—203.
7. Залевская А. А. Индивидуальное знание: специфика и принципы функционирования. Тверь, 1992.
8. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005.
9. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990.
10. Золотова Н. О. Единицы ядра лексикона как опоры при обучении иностранному языку // Процесс обучения и воспитания: содержание и методы реализации : материалы научно-методической конференции. Тверь, 2002. Ч. 2. С. 372—381.
11. Золотова Н. О. Роль единиц лексикона индивида в понимании текста // Языковое сознание и образ мира : тезисы докладов XII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1997. С. 69.
12. Золотова Н. О. Роль единиц ядра ментального лексикона в процессах овладения иноязычной лексикой // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе : материалы межрегиональной конференции. Белгород, 2003. Вып. 3. С. 243—246.
13. Золотова Н. О. Специфика и функции единиц ядра ментального лек¬сикона ребенка // Психолингвистические проблемы детской речи : материалы конференции. Череповец, 2000. С. 27—28.
14. Рафикова Н. В. Психолингвистическое исследование процессов пони¬мания текста : монография. Тверь, 1999.
15. Сазонова Т. Ю. Моделирование процессов идентификации слова чело¬веком: психолингвистический подход : монография. Тверь, 2000.
16. Саркисова Э. В. Модели ментального лексикона билингва // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2012. № 10, вып. 2. С. 200—207.
17. Sporns O., Tononi G., Kötter R. The Human Connectome: A Structural De¬scription of the Human Brain // PLoS Computational Biology. 2005. Vol. 1, iss. 4. P. 0245—0251.