Энергия и пути ее концептуализации в познании (опыт эпистемологического рассмотрения) :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Энергия и пути ее концептуализации в познании (опыт эпистемологического рассмотрения)

Автор Постовалова В. И.
DOI 10.5922/2225-5346-2017-3-2
Страницы/Pages 30-59
Статья Загрузить
Ключевые слова концептуализация, концептуальная компаративистика, трансферизация, трансферология, эксплицитная и имплицитная трансферизация, концептуальный контекст, православно-христианский дискурс, энергия
Keywords conceptualisation, conceptual comparative studies, transfer, transferology, explicit and implicit transfer, conceptual context, Orthodox Christian discourse, energy
Аннотация Изучены взаимосвязи процессов концептуализации и трансферизации знания в гуманитарном познании, осмыслена их роль в формировании понятийно-терминологических систем в дискурсах разного типа. Работа выполнена на материале аналитического описания становления концепта энергии в православно-христианском дискурсе, проводимого с позиций трансферологии — новой метадисциплины, направленной на изучение смысловых трансформаций эпистемологических образований при их переносе из одной сферы знания в другие. Рассматриваются два типа трансферизаций — трансферизации эксплицитного типа, когда генетические источники перенесения эпистемологических образований (понятий, концептов, терминов, моделей, теоретических схем и др.) известны, и трансферизации имплицитные, когда концептуальные источники заимствованных элементов остаются неясными. Поднимается вопрос о целесообразности разработки особой эпистемологической дисциплины — концептуальной компаративистики, направленной на сопоставительный анализ путей и принципов концептуализации узучаемой реальности в дискурсах разного типа.
Abstract (summary) Thе article examines the connection between conceptualisation and transfer of knowledge in the humanities and analyses the role of these processes in the formation of conceptual and terminological framework for different types of discourse. The study draws on an analytical description of the development of the concept of energy in the Christian Orthodox discourse. The description was provided from the perspective of transferology — a new metadiscipline aimed to study the meaning-focused transformations of epistemological formations when transferred between different fields of knowledge. The author considers two types of transference — the explicit and implicit ones. In the former case, the genetic source of transferred epistemological formations — notions, concepts, terms, models, theoretical schemes, etc. — are known. In the latter case, the conceptual sources of the borrowed elements are unclear. The author addresses the need to develop a special epistemological discipline — conceptual comparative studies — aimed to analyse the ways of, and principles behind, the reality studied within discourses of various types.
Список литературы 1. Аристотель. Метафизика. Ростов н/Д, 1999.
2. Бибихин В. В. Энергия // Точки — Puncta. 2005. № 1—2 (5). С. 120—164.
3. Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. СПб., 2008.
4. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
5. Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. 1952—1983 гг. : статьи, доклады, переводы. Н. Новгород, 1996.
6. Геронимус А., прот. Богословие священнобезмолвия // Синергия: Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995. С. 151—176.
7. Геронимус А., прот. Православное богословие и пути фундаментальной науки // Христианство и наука : сб. докл. М., 2003. С. 208—256.
8. Геронимус А., прот. Рождение от Духа. Что значит жить в православном Предании. М., 2014.
9. Григорий Богослов, свт. Собрание творений : в 2 т. Сергиев Посад, 1994. Т. 1. 
10. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.
11. Григорий Палама. Трактаты / пер. с греч. и примеч. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар, 2007. (Патристика: тексты и исследования).
12. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
13. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс лекций : в 2 ч. М., 1997.
14. Давыденков О., иерей. Понятия «силы» и «энергии» в святоотеческом богословии // Давыденков О., иерей. Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти. М., 2002.
15. Жильсон Э. Дух средневековой философии: Гиффордовские лекции / пер. с фр. Г. В. Вдовиной. М., 2011 (Bibliotheca Ignatiana).
16. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2.
17. Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров : в 2 т. СПб., 2002.
18. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006.
19. Лебедев А. В. Акт и потенция // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 17.
20. Лобанова Л. П. Концепция языковой картины мира и ее истоки в трудах Вильгельма фон Гумбольдта. М., 2013.
21. Лосев А. Ф. Бытие — Имя — Космос. М., 1993.
22. Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность. М., 1994.
23. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
24. В. Н. Богословие и Боговидение. М., 2000.
25. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. монахини Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013.
26. Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 1997.
27. Михайлов А. В. Вместо введения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. VII—LII.
28. Оболевич Тереза. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование / пер. с польск. М., 2014. (Серия «Философия и наука»).
29. Паскаль Блез. Мысли / пер. с фр. К., 1994.
30. Перводвигатель // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
31. Плотин. Эннеады. Киев, 1995 (Вершины мистической философии).
32. Постовалова В. И. Вера. Культура. Язык (Мистико-богословские и метанаучные воззрения прот. Александра Геронимуса) // Христианство и наука : сб. докл. конф. / под ред. Ю. С. Владимирова. М., 2015. С. 71—107.
33. Постовалова В. И. Пути и принципы трансферизации знания в гуманитарных науках // Лингвистика и семиотика культурных трансферов: методы, принципы, технологии / отв. ред. В. Ф. Фещенко. М., 2016. С. 36—60.
34. Прокл. Первоосновы теологии; Гимны / пер. с древнегреч. ; сост. А. А. ТахоГоди. М., 1993.
35. Радченко О. А. Язык как миросозидание: Лингвофилософская концепция нео-гумбольдтианства : в 2 т. М., 1997. Т. 1.
36. Рамишвили Г. В. Языкознание в кругу наук о человеке // Вопросы языкознания. 1981. № 6. С. 104—110.
37. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Essex, 1985.
38. Софроний [(Сахаров)], архим. Рождение в Царство непоколебимое. М., 2000.
39. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца 20 века / сост. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М., 1995. С. 35—73.
40. Флоренский П. А., свящ. Сочинения : в 4 т. М., 1996. Т. 2.
41. Флоренский П., свящ. Сочинения : в 4 т. М., 1999. Т. 3 (1).
42. Флоровский Г. прот. Восточные отцы IV века. М., 1992.
43. Флоровский Г., прот. Вера и культура. СПб., 2002.
44. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
45. Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия : сб. /под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 1995. С. 42—150.
46. Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000.
47. Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. М., 2005.
48. Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции : в 2 т. Т. 2. К феменологии аскезы. СПб., 2012.
49. Хоружий С. С. Бибихин, Хайдеггер, Палама в проблеме энергии: доклад на международной конференции «Философское наследие В. В. Бибихина» (СПб., май, 2013) // Stasis. 2015. Vol. 3, № 11. URL: http://stasisjournal.net/ru/all-issues/26-1-2015-obsuzhdeniefilosofskikh-rabot-vladimira-bibikhina/9... (дата обращения: 15.11.2017).
50. Целлер Э. Очерк истории греческой философии / пер. с нем. С. Л. Франка. М., 1996.
51. Энергия // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 800.
Reference 1. Aristotel', 1999. Metafizika [Metaphysics]. Rostov-on-Don.
2. Bibikhin, V. V., 2005. Energy. Tochki — Puncta [Points — Puncta], 1—2(5), pp. 120—164.
3. Bibikhin, V. V., 2008. Vnutrennyaya forma slova [Internal form of a word]. St. Petersburg.
4. Bredshou, D., 2012. Aristotel' na Vostoke i na Zapade. Metafizika i razdelenie khristianskogo mira [Aristotle in the East and in the West. Metaphysics and the division of the Christian world]. Moscow.
5. Vasilii (Krivoshein), archbishop, 1996. Bogoslovskie trudy. 1952—1983 gg.: Stat'i, doklady, perevody [Theological works. 1952—1983: Articles, reports, translations]. Nizhny Novgorod.
6. Geronimus A., archpriest, 1995. Theology of sacred silence. In: S. S. Khoruzhii, ed. Sinergiya: Problemy asketiki i mistiki pravoslaviya [Synergy: Problems of asceticism and mysticism of Orthodoxy]. Moscow. pp. 151- 176.
7. Geronimus A., archpriest, 2003. Orthodox theology and the ways of fundamental science. In: Khristianstvo i nauka [Christianity and Science]. Moscow. pp. 208—256.
8. Geronimus A., archpriest, 2014. Rozhdenie ot Dukha. Chto znachit zhit' v pravoslavnom Predanii [Birth from the Spirit. What does it mean to live in Orthodox]. Moscow.
9. Grigorii Bogoslov, St., 1994. Sobranie tvorenii [Collection of creations.]. Sergiev Posad. Vol. 1.
10. Grigorii Palama, 1995. Triady v zashchitu svyashchennobezmolvstvuyushchikh [Triads in defense of the sacredly silent]. Moscow.
11. Grigorii Palama, 2007. Traktaty [Treatises]. Krasnodar.
12. Gumbol'dt, V. fon, 1984. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu [Selected works on linguistics]. Moscow.
13. Davydenkov, O., archpriest, 1997. Dogmaticheskoe bogoslovie. Kurs lektsii [Dogmatic theology. Lecture course]. Moscow.
14. Davydenkov, O., archpriest, 2002. The concepts of "power" and "energy" in patristic theology. In: Davydenkov O., archpriest. Veliya blagochestiya taina: Bog yavisya vo ploti [Velia piety mystery: God appeared in the flesh]. Moscow. pp. 5—31.
15. Zhil'son, E. Dukh srednevekovoi filosofii: Giffordovskie lektsii [Spirit of medieval philosophy: Gifford lectures]. Moscow.
16. Zen'kovskii, V. V., 1991. Istoriya russkoi filosofii [History of Russian philosophy]. Leningrad. Vol. 2, part 2.
17. Ilarion (Alfeev), bishop, 2002. Svyashchennaya taina Tserkvi: Vvedenie v istoriyu i problematiku imyaslavskikh sporov [The sacred mystery of the Church: Introduction to the history and issues of the imyaslavsky controversies]. St. Petersburg.
18. Ioann (Ziziulas), metropolitan, 2006. Bytie kak obshchenie: Ocherki o lichnosti i Tserkvi [Existence as communion: Essays on the individual and the Church]. Moscow.
19. Lebedev, A. V., 1983. Act and potency. In: L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov, eds. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow. p. 17.
20. Lobanova, L. P., 2013. Kontseptsiya yazykovoi kartiny mira i ee istoki v trudakh Vil'gel'ma fon Gumbol'dta [The concept of the linguistic worldview and its origins in the works of Wilhelm von Humboldt]. Moscow.
21. Losev, A. F., 1993. Bytie — Imya — Kosmos [Existence — Name — Space]. Moscow.
22. Losev, A. F., 1994. Mif — Chislo — Sushchnost' [Myth — Number — Essence]. Moscow.
23. Losskii, V. N., 1991. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Moscow.
24. Losskii, V. N., 2000. Bogoslovie i Bogovidenie [Theology and Vision of God]. Moscow.
25. Losskii, V. N., 2013. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Sergiev Posad.
26. Meiendorf, I., protopresbyter, 1997. Zhizn' i trudy svyatitelya Grigoriya Palamy: Vvedenie v izuchenie [The life and works of St. Gregory Palama: Introduction to the study]. St. Petersburg.
27. Mikhailov, A. V., 1993. Instead of introduction. In: Khaidegger, M. Raboty i razmyshleniya raznykh let [Works and reflections of different years]. Moscow. pp. 7—52.
28. Obolevich, T., 2014. Ot imyaslaviya k estetike. Kontseptsiya simvola Alekseya Loseva. Istoriko- filosofskoe issledovanie [From imiaslavie to aesthetics. The concept of the symbol of Alexei Losev. Historical-philosophical study]. Moscow.
29. Blez, P., 1994. Mysli [Thoughts]. Moscow.
30. Il'ichev, L. F., Fedoseev, P. N., Kovalev, S. M., Panov, V. G., eds., 1983. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow. p. 487.
31. Plotin, 1995. Enneady [Enneads]. Kiev.
32. Postovalova, V. I., 2015. Faith. Culture. Language (Mystic-theological and metascientific views of Archpriest Alexander Geronimus). In: Yu. S. Vladimirova, ed. Khristianstvo i nauka: sbornik dokladov konferentsii [Christianity and science: collection of the conference papers]. Moscow. pp. 71—107.
33. Postovalova, V. I., 2016. Ways and principles of knowledge transfer in the humanities. In: V. F. Feshchenko, ed. Lingvistika i semiotika kul'turnykh transferov: metody, printsipy, tekhnologii [Linguistics and semiotics of cultural transfers: methods, principles, technologies]. Moscow. pp. 36—60.
34. Prokl, 1993. Pervoosnovy teologii; Gimny [The fundamental principles of theology; Hymns]. Moscow.
35. Radchenko, O. A., 1997. Yazyk kak mirosozidanie: Lingvofilosofskaya kontseptsiya neogumbol'dtianstva [Language as a world-creation: The linguistic-philosophical concept of the neogumboldtianism]. Moscow. Vol. 1.
36. Ramishvili, G. V., 1981. Linguistics in the range of human sciences. Voprosy yazykoznaniya [Issues of linguistics], 6, pp. 104—110.
37. Sofronii (Sakharov), archimandrite, 1985. Videt' Boga kak On est' [To see God as He is]. Essex.
38. Sofronii (Sakharov), archimandrite, 2000. Rozhdenie v Tsarstvo nepokolebimoe [Birth in the Kingdom unshakable]. Moscow.
39. Stepanov, Yu. S., 1995. Alternative world, Discourse, Fact and principle of Causality. In: Yu. S. Stepanov, ed. Yazyk i nauka kontsa 20 veka [Language and science of the late 20th century]. Moscow. pp. 35—73.
40. Florenskii, P. A., priest, 1996. Sochineniya [Works]. Moscow. Vol. 2.
41. Florenskii, P., priest, 1999. Sochineniya [Works]. Moscow. Vol. 3.
42. Florovskii, G., archpriest, 1992. Vostochnye ottsy IV veka [Eastern fathers of the IV century]. Moscow.
43. Florovskii, G., archpriest, 2002. Vera i kul'tura [Faith and culture]. St. Petersburg.
44. Khoruzhii, S. S., 1994. Posle pereryva. Puti russkoi filosofii [After the break. The ways of russian philosophy]. St. Petersburg.
45. Khoruzhii, S. S., 1995. Analytical dictionary of hesychast anthropology. In: S. S. Khoruzhii, ed. Sinergiya. Problemy asketiki i mistiki Pravoslaviya [Synergy. Problems of asceticism and mysticism of Orthodoxy]. Moscow. pp. 42—150.
46. Khoruzhii, S. S., 2000. O starom i novom [On the old and the new]. St. Petersburg.
47. Khoruzhii, S. S., 2005. Ocherki sinergiinoi antropologii [Essays on synergistic anthropology]. Moscow.
48. Khoruzhii, S. S., 2012. Issledovaniya po isikhastskoi traditsii. T. 2: K femenologii askezy [Research on hesychast tradition. Vol. 2: To the phenomenology of asceticism]. St. Petersburg.
49. Khoruzhii, S. S., 2015. Bibikhin, Khaidegger, Palama v probleme energii [Bibikhin, Heidegger, Palamas in the problem of energy]. Stasis, 3(11).
50. Tseller, E., 1996. Ocherk istorii grecheskoi filosofii [Essay on the history of Greek philosophy]. Moscow.
51. Il'ichev, L. F., Fedoseev, P. N., Kovalev, S. M., Panov, V. G., eds., 1983. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow. p. 800.

Назад в раздел