Психологическая традиция «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина в поэме Е. А. Баратынского «Эда» :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Высшее воплощение разума – наука
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Психологическая традиция «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина в поэме Е. А. Баратынского «Эда»

Автор Жилина Н. П.
Страницы/Pages 39-48
Статья Загрузить
Ключевые слова Карамзин, «Бедная Лиза», Баратынский, «Эда», психологическая традиция, образ автора, пейзаж, изображение
Keywords Karamzin, “Poor Liza” (“Bednaya Liza”), Baratynsky, “Eda”, psychological tradition, author’s self-representation, landscape, depiction
Аннотация Рассмотрение художественной структуры поэмы Баратынского позволило выявить ряд психологических приемов, введенных в литературный обиход Карамзиным: формы авторского присутствия в художественном мире, изображение «крупным планом», «антропоцентричный» пейзаж, особенности использования художественной детали, телесный «код». Такой анализ дает основания сделать вывод: с появлением «Бедной Лизы» русская литература стала осваивать тончайшие способы передачи эмоциональных движений в душе человека, фиксируя их как процесс, а основанная Карамзиным традиция подготовила важнейшие психологические открытия великих русских писателей.
Abstract (summary) The article examines the structure of Baratynsky’s poem and compares it to a Karamzin’s tale because in spite of some substantial differences these two works prove to be clearly similar. The characters could be more deeply understood if the esearch goes into their inner world. Such analysis allows to discover a few psychological strategies introduced into literary practice by Karamzin: the author’s presence in fictional world, "closeups", "anthropocentric" landscape, specific fictional details, bodily "code". Comparativistic analysis of the two texts, that are storywise close to each other, not only allows to trace Karamzin’s psychological tradition in Baratynsky’s poem "Eda", but gives grounds to make a broader conclusion: with "Poor Liza" the Russian literature started to explore the most subtle emotional moves in human soul showing them as a process, and the tradition founded by Karamzin paved way for the most important psychological discoveries of great Russian writers.
Список литературы 1. Баратынский Е. А. Эда // Русская романтическая поэма. М., 1985. С. 229—244.
2. Вацуро В. Э. Е. А. Баратынский // История русской литературы : в 4 т. Л., 1980—1983. Т. 2. С. 380—392.
3. Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Сочинения : в 2 т. Л., 1984. Т. 1. С. 506—519.
4. Лебедев Е. Н. Тризна: книга о Е. А. Баратынском. СПб. ; М., 2000.
5. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
6. Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 1995.

Назад в раздел