Балтийский регион

2012 №1(11)

Оценка эффективности ответных действий Российской Федерации на реализацию концепции размещения ПРО США в Европе

Аннотация

Рассматриваются проблемы размещения элементов системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки в Восточной Европе. Общеевропейская система ПРО США — это лишь компонент направленной на претворение в жизнь своеобразной концепции по мировому лидерству США. Анализируются возможные ответные действия со стороны России в военно-технической и политической областях. Предложенные меры разделяются на три подгруппы (мягкие, средние и жесткие) в зависимости от реализации США принятой концепции по ПРО. В исследовании использовался структурно-системный метод и метод актуализации. Приводятся положительные и негативные последствия таких действий как для РФ, США, стран Восточной Европы, так и сопредельных государств, в том числе стран Балтии. Предложенные и обоснованные авторами  ответные действия России могут лечь в основу сценариев развития международной обстановки и помочь спрогнозировать уровень напряженности в отношениях России и США.

This article is dedicated to the problems of deployment of US antimissile defence system elements in Eastern Europe. The European system of US missile defence system is just one of the components of global US missile defence. This work aims to analyse possible Russian responses within military and political spheres. The measures proposed are divided into three subgroups: soft, medium, and hard depending on the implementation of the adopted missile defence concept by the USA. This research employs the structure-system method and the method of actualisation. The authors outline both positive and negative consequences of such actions for the Russian Federation, the USA,  eastern European countries, and neighbouring countries, including the Baltics. The practical significance of this study consists in that the proposed and justified responses of the Russian Federation may serve as a basis for the scenarios of development of international situation and help forecast the level of tension in Russia-US relations

Скачать статью

Экстернализация миграционного контроля в Европейском союзе: первые шаги по формированию внешнеполитического измерения пространства свободы, безопасности и правосудия

Аннотация

На протяжении последних двух десятилетий формирование пространства свободы, безопасности и правосудия — одна из самых динамичных областей европейской интеграции. При этом наибольший интерес представляют внешнеполитические аспекты данного процесса как затрагивающие не только внутреннее развитие ЕС, но и значительное число третьих стран, включая Россию. Усилия по ограничению притока иммигрантов и беженцев рассматриваются как важнейшая составная часть внешнеполитического измерения пространства свободы, безопасности и правосудия — самостоятельного вектора внешней политики интеграционного объединения. В качестве теоретической основы использованы работы представителей Парижской школы исследований безопасности, в которых были концептуализированы понятия о комплексе угроз Евросоюзу в форме постулируемой взаимосвязи между иммиграцией, терроризмом, предоставлением политического убежища, преступностью, этнически окрашенными беспорядками.
В свою очередь, экстернализация вышеуказанных угроз (то есть придание им статуса внешних по отношению к ЕС) рассматривается как ключевая предпосылка для дальнейших действий по их нейтрализации за пределами интеграционного объединения (экстернализация миграционного контроля). Систематизированы представления о действиях Евросоюза как актора международных отношений по ограничению притока иммигрантов и беженцев в период с конца 1980-х до обретения наднациональными органами формальной компетенции в сфере юстиции и внутренних дел. Сделан вывод о том, что в 1990-е гг. ЕС заложил основы политики, позволившей в дальнейшем перенести часть бремени по обеспечению своей безопасности на третьи страны.


Over the last two decades, the formation of the space of freedom, security, and justice has been one of the most dynamic fields of European integration. At the same time, of special interest are the external aspects of this process, which affect not only the internal development of the European Union, but also a significant number of third countries, including Russia. This article considers efforts towards control over the flow of immigrants and refugees as an important component of the external dimension of the space of freedom, security, and justice – an independent vector of the external policy of the integration alliance. This article uses as the theoretical framework the works of representatives of the Paris school of security studies, which conceptualized the ideas of a set of threats to the European Union in the form of postulated link between immigration, terrorism, granting of asylum, crime rate, and ethnic-related unrest. In its turn, the externalization of the said threats (i. e. granting them the status of threats external to the EU) is considered as a key prerequisite for further actions aimed at their neutralization beyond the integration alliance (externalization of migration control). Furthermore, this article systematizes the ideas of actions taken by the EU as an actor of international relations in order to limit the flow of immigrants and refugees from the late 1980s until supranational authorities were vested formal competence in the field of justice and internal affairs. The article also leads to the conclusion that, in the 1990s, the EU shaped the bases of policy, which helped shift a part of the burden of providing security onto third countries.

Скачать статью

Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия

Аннотация

Рассматривается развитие межрегиональных взаимосвязей между граничными территориями. В международной внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия многие годы наблюдаются одинаковые проблемы, для ликвидации которых необходимо принятие кардинальных решений в сфере регионального стратегического планирования. Одним из механизмов эффективной международной внешнеэкономической деятельности может стать объединение конкурентных преимуществ граничных регионов. Анализ перспективных документов развития регионов показывает, что вопрос межрегионального взаимодействия недостаточно проработан как в теоретическом, так и практическом отношении. Поэтому необходимо усилить внимание не только к трудностям укрепления внешнеэкономического потенциала регионов, но и к сотрудничеству последних в широком спектре отношений. От этого во многом зависит интеграция регионов России в единое экономическое пространство.


This article analyses the problems of development of interregional connections between border territories. The international foreign economic activity of Saint Pe­tersburg, the Leningrad region, and the Republic of Karelia has been facing similar problems over many years; the resolution of these problems requires major deci­sions in the field of regional strategic planning. One of the mechanisms of efficient international foreign economic activity can be combining the competitive advan­tages of border regions. The analysis of long-term regional development documents shows that the problem of interregional cooperation is poorly studied, both in theo­retical and practical terms. Thus, it is necessary to pay attention not only to the strengthening of external economic potential of regions, but also to their coopera­tion within a wide spectrum of relations. It is a factor the integration of Russian re­gions into a common economic space largely depends on.


Скачать статью