Балтийский регион

2021 Том 13 №4

Назад к списку Скачать статью Download the article

Пространственная диффузия азиатских прямых инвестиций в североевропейских странах Европейского союза

DOI
10.5922/2079-8555-2021-4-2
Страницы / Pages
21-35

Аннотация

Первые работы о закономерностях распространения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в пространстве появились еще в 1970—1990-х годах. С тех пор многие их положения неоднократно подвергались критике как устаревшие и не соответствующие эмпирическому материалу современного этапа глобализации. Вместе с тем и раньше только примерами «новичков» интернационализации было возможно иллюстрировать, например, выраженную поэтапность в экспансии транснациональных компаний или доминирующее у них стремление закрепиться сначала в крупнейших экономических центрах, поскольку важную роль играл фактор постепенно растущей информированности потенциальных инвесторов. Целью данной статьи было показать сохранение закономерностей пространственной экспансии прямых иностранных инвесторов, сопряженных с существующей иерархией городов, на примере азиатских компаний в странах Балтии, Финляндии, Швеции и Дании (на фоне западноевропейских инвесторов выступающих в качестве «новичков» интернационализации, причем не подверженных влиянию «эффекта соседства»). В целом нами была подтверждена иерархически-волновая модель диффузии прямых иностранных инвестиций с доминированием столичных городских агломераций. Однако было также установлено, что доминирование в современных условиях в развитых странах слияний и поглощений как формы прямых капиталовложений приводит не только к искажению географического рисунка сетей дочерних предприятий компании-инвестора, но и к стремлению фирмы продать провинциальные заводы, а головные офисы перенести ближе к столицам. Таким образом, происходит «упрощение» бизнес-структур, соответствующее более ранним стадиям пространственной диффузии прямых иностранных инвестиций той или иной фирмы.

Abstract

The first publications on the spatial diffusion of foreign direct investment (FDI) appeared in the 1970s-1990s. Since then, many of their provisions have been repeatedly criticised as outdated and inconsistent with empirical evidence of the current stage of globalisation. Previously, only examples of ‘newcomers’ to internationalisation were used to illustrate distinct phases in the expansion of transnational companies and their effort to first establish themselves in major economic centres, as the factor of gradually growing awareness of potential investors began to play an important role. This article aims to show the persistent character of FDI spatial diffusion patterns and their correlation with the existing hierarchy of cities. In our research, we used the example of Asian companies working in the Baltic states, Finland, Sweden and Denmark, newcomers to internationalisation, not affected by the ‘neighbourhood effect’, and contrasted them with Western European investors. We confirmed the validity of the hierarchical wavelike model of the FDI spatial diffusion with the dominance of metropolitan urban agglomerations. It was also found that mergers and acquisitions are dominant forms of FDI in developed countries. Their ascendancy leads both to a distortion of the geographical pattern of subsidiaries networks of investor companies and to the intention of investors to sell their assets in provinces and move their head offices closer to capital cities. Consequently, there is a simplification of the structure of businesses, which is typical of the earlier stages of the FDI spatial diffusion.

Список литературы

1. Гурова И. П. Региональное распределение прямых иностранных инвестиций в российской экономике // Регион: экономика и социология. 2019. № 3. С. 216—239. doi: 10.15372/REG20190309.

2. Кузнецова О. В. Роль иностранного капитала в экономике российских регионов: возможности оценки и межрегиональных различий // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 59—70.

3. Растворцева С. Н., Терновский Д. С. Факторы концентрации экономической активности в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2. С. 153—170. doi: 10.15838/esc.2016.2.44.9.

4. Кузнецов А. В. Особенности анализа географии зарубежных инвестиций транснациональных корпораций // Балтийский регион. 2016. T. 8, № 3. C. 30—44. doi: 10/5922/2074-9848-2016-3-2.

5. Hotelling H. Stability in Competition // The Economic Journal. 1929. Vol. 39, № 153. P. 41—57.

6. Vernon R. The Harvard Multinational Enterprise Project in historical perspective // Transnational Corporations. 1999. Vol. 8, № 2. P. 35—49.

7. Vaupel J. W., Curhan J. P. The Making of Multinational Enterprise: A Sourcebook of Tables Based on a Study of 187 Major U. S. Manufacturing Corporations. Boston, 1969.

8. Davidson W. H. The Location of Foreign Direct Investment Activity: Country Characteristics and Experience Effects // Journal of International Business Studies. 1980. Vol. 11, № 2. P. 9—22.

9. Кузнецов А. В. Германия: современные особенности географии прямых зарубежных инвестиций // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1999. Вып. 14. С. 69—81 URL: http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/Voprosy%20zarubejki%2014.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

10. Johanson J., Vahlne J.-E. The Internationalization Process of the Firm — A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies. 1977. Vol. 8, № 1. P. 23—32.

11. Håkanson L. Towards a Theory of Location and Corporate Growth // Spatial analysis, industry and the industrial environment / ed. by F.E.I. Hamilton, G.J.R. Linge. Chichester ; N.Y., 1979. P. 115—138.

12. Rennie M. Born Global // McKinsey Quarterly. 1993. Vol. 4, Autumn. P. 45—52.

13. Oviatt B. M., McDougall P. Ph. Toward a Theory of International New Ventures // Journal of International Business Studies. 1994. Vol. 25, № 1. P. 45—64.

14. Øyna S., Alon I. A Review of Born Globals // International Studies of Management & Organization. 2018. Vol. 48, № 2. P. 157—180. doi: 10.1080/00208825.2018.1443737.

15. Deng Z., “Bryan” Jean R.-J., Sinkovics R. R. Rapid expansion of international new ventures across institutional distance // Journal of International Business Studies. 2018. Vol. 49, iss. 8. P. 1010—1032. doi: 10.1057/s41267-017-0108-6.

16. Johanson J., Vahlne J.-E. The Uppsala internationalization process model revisited: From liability of foreignness to liability of outsidership // Journal of International Business Studies. 2009. Vol. 40, iss. 9. P. 1411—1431.

17. Håkanson L., Kappen P. The ‘Casino Model’ of Internationalization: An Alternative Uppsala Paradigm // Journal of International Business Studies. 2017. Vol. 48, iss. 9. P. 1103—1113. doi: 10.1057/s41267-017-0113-9.

18. Schlunze R. D. Spatial Diffusion of Japanese Firms in West Germany and West Berlin from 1955 to 1989 // Geographical Review of Japan. Series B. 1992. Vol. 65, № 1. P. 32—56.

19. Кузнецов А. В. Территориальное развитие фирм как причина межрегиональных различий в интенсивности внешнеэкономических связей // Научные труды Института экономики переходного периода. ٢٠٠٢. № 38Р. С. 8—44 URL: https://www.iep.ru/files/text/working_papers/38.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

20. Multinationals from Developing Countries / еd. by K. Kumar, M.G. McLeod. Lexington (MA) ; Toronto, 1981.

21. The rise of transnational corporations from emerging markets: threat or opportunity? / ed. by K. P. Sauvant. Cheltenham ; Northampton (MA), 2008.

22. García-Lillo F., Claver E., Marco-Lajara B. et al. MNEs from emerging markets: a review of the current literature through "bibliographic coupling" and social network analysis // International Journal of Emerging Markets. 2021. Vol. 16, № 8. P. 1912—1942. doi: 10.1108/IJOEM-03-2019-0170.

23. Buckley P. J. et al. Foreign Direct Investment, China and the World Economy. Chippenham ; Eastbourne, 2010.

24. Kim J.-Y. The Evolution of South Korean outward FDI: Internationalisation Strategies, FDI motives, and Location Choice. PhD Thesis. Warwick, 2017. URL: http://wrap.warwick.ac.uk/98021/1/WRAP_Theses_Kim_2017.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

25. Saikia M. Location Determinants of Indian Multinationals: A Multilevel Analysis // Global Business Review. 2020. Vol. 21, iss. 5. P. 1200—1217. doi: 10.1177/0972150919857014.

26. Stallkamp M., Pinkham B. C., Schotter A. P.J., Buchel O. Core or periphery? The effects of country-of-origin agglomerations on the within-country expansion of MNEs // Journal of International Business Studies. 2018. Vol. 49, iss. 8. P. 942—996. doi: 10.1057/s41267-016-0060-x.

27. Kaartemo V. The Motives of Chinese Foreign Investments in the Baltic Sea Region // Electronic Publications of Pan-European Institute. 2007. № 7. URL: https://www.utu.fi/sites/default/files/media/Kaartemo_72007.pdf (дата обращения: ١٦.٠٧.٢٠٢١).

28. Kalendienė J., Pukelienė V., Dapkus M. Chapter 4: Nordic-Baltic Countries and China: Trends in Trade and Investment // The New Silk Road: China Meets Europe in the Baltic Sea Region / ed. by J.-P. Larçon. Singapore, 2017. P. 77—103. doi: 10.1142/9789813221819_0004.

29. World Investment Report 2021: Investing in Sustainable Recovery. Geneva, 2021.

30. MNEs from Emerging Markets: New Players in the World FDI Market / ed. by K. P. Sauvant, V. P. Govitrikar, K. Davies. N.Y., 2011. URL: https://ccsi.columbia.edu/sites/default/files/content/docs/publications/EMGP_-_eBook_PDF_2_11.pdf (дата обращения: 16.07.2021).