Туризм и структура привлекательности мегаполисов Балтийского региона
Аннотация
В жизни стран Балтийского региона все большее значение приобретает международный туризм. В статье проанализированы статистические данные, касающиеся динамики прибытия иностранных туристов и объема доходов от международного туризма в Балтийском регионе в 2010—2017 годах. Важнейшую роль в туристическом пространстве региона играют мегаполисы — 9 столиц, а также Санкт-Петербург. Предложена оригинальная методика эмпирического исследования привлекательности этих 10 крупных городов Балтийского региона в восприятии иностранных туристов. Эта методика предполагает выделение трех основных компонентов туристической индустрии балтийских мегаполисов: отелей, ресторанов и достопримечательностей. Результаты эмпирического исследования показывают, что, с точки зрения зарубежных туристов, лучшие отели Балтийского региона находятся в Берлине, Варшаве и Копенгагене, лучшие рестораны — в Таллине, Риге и Копенгагене, а самые интересные достопримечательности — в Берлине, Стокгольме и Санкт-Петербурге. Наиболее привлекательными в целом мегаполисами Балтийского региона для иностранных туристов являются Берлин, Копенгаген и Стокгольм. Достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга обладают высокой конкурентоспособностью в туристическом пространстве Балтийского региона, но московские и санкт-петербургские отели и рестораны заметно уступают своим аналогам из других стран региона.
International tourism is playing an increasingly important part in the life of all the nine countries of the Baltic region. In this contribution, I analyse the statistical data for 2010—2017 regarding the numbers of arrivals of international tourists and international tourism revenues in the Baltic region. Regional metropolises, which include nine capitals and Saint Petersburg, have a pivotal role in the tourism space of the region. I propose a methodology for empirical research into the attractiveness of ten Baltic cities as perceived by international tourists. This methodology distinguishes three major components in the tourism industry of the Baltic metropolises: hotels, restaurants, and sights. I estimate the attractiveness of these tourism infrastructure components in each of the ten cities using special indicators. Based on the data obtained, I calculate the integrated indicator of city attractiveness. The empirical study shows that, in the Baltic region, international tourists appreciate the most the hotels of Berlin, Warsaw, and Copenhagen, the restaurants of Tallinn, Riga, and Copenhagen, and the sights of Berlin, Stockholm, and Saint Petersburg. The most attractive Baltic cities for international tourists are Berlin, Copenhagen, and Stockholm. Although the sights of Moscow and Saint Petersburg are competitive in the tourist space of the Baltic region, Moscow and Saint Petersburg hotels and restaurants are noticeably inferior to those in other countries of the region.