Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии
Аннотация
Статья посвящена оценке состояния образовательной ситуации и перспектив специального (коррекционного) и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в странах Балтийского региона (Польша, Швеция, Германия, Эстония, Латвия, Норвегия и России). Представлен SWOT-анализ развития коррекционной и инклюзивной систем образования детей с ОВЗ в разных странах, его сильные и слабые стороны, риски, угрозы и возможные перспективы в ракурсе политических, экономических и технологических аспектов. Трактовка инклюзивного образования выведена авторами статьи за рамки проблемы обучения детей с инвалидностью, рассматриваются политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, которые влияют на образовательную ситуацию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование рассматривается в русле документов Европейского агентства по особым потребностям и инклюзивному образованию как актив института образования, который способствует подготовке и адаптации всех обучающихся к жизнедеятельности в сложных поликультурных и интегрированных обществах на основе обеспечения прав, свободы, толерантности и отсутствия дискриминации инвалидов. Анализ тенденций инклюзивного образования основывается на оценке целей и задач, доступности, социально-культурной и экономической целесообразности систем инклюзивного образования. Показаны политические, социально-культурные и технологические отличия в ситуации, динамике и перспективах специального (коррекционного) и инклюзивного и образования в странах Балтии и России.
In this study, we examine the current state and prospects of inclusive education for learners with special needs and disabilities in the countries of the Baltic region (Poland, Sweden, Germany, Denmark, Latvia, Lithuania, Estonia, Norway, and Russia). We present a SWOT analysis of the development of inclusive education in different countries and analyse its strengths and weaknesses, risks, threats, and challenges from a political, economic, and technological perspective. In our analysis, we dissociate the issue of inclusive education from the problem of teaching learners with disabilities and examine the political, economic, social, and technological aspects of the environment that affect the educational situation of learners with disabilities. We consider inclusive education in the context of the documents of the European Agency for Special Needs and Inclusive Education — an active educational institution that facilitates the preparation and adaptation of all learners to life in complex multicultural and integrated societies through rights, freedom, tolerance, and non-discrimination of persons with disabilities. Our analysis of inclusive education trends relies on the assessment of the goals and objectives, accessibility, and socio-cultural and economic feasibility of inclusive educational systems. We stress political, socio-cultural, and technological differences in practices, dynamics, and prospects for inclusive education in the Baltic region countries and Russia.