Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии

Title Inclusive education in Russia and the Baltic countries: a comparative analysis
Автор Симаева И. Н., Бударина А. О., Сундх С.
Author(s) Simaeva, I. N., Budarina, A. O., Sundh, S.
DOI 10.5922/2079-8555-2019-1-6
Страницы/Pages 76-91
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова инклюзивное образо­вание, специальное (коррекционное) обра­зование, особые образовательные пот­реб­ности, позиция сострадания (благотвори­тельности), позиция изоляции (се­грегации), позиция социально-куль­тур­ной целесооб­разности (инклюзии и интеграции)
Keywords inclusive education, special education, special educational needs, compas­sion-based approach (charity), isolation-based approach (segregation), socio-cultural effi­ciency-based approach (inclusion and integration)
Аннотация Статья посвящена оценке состояния образовательной ситуации и перспектив специального (коррекционного) и инклю­зивного образования обучающихся с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в странах Балтийского региона (Поль­ша, Швеция, Германия, Эстония, Латвия, Норвегия и России). Представлен SWOT-анализ развития коррекционной и инклюзивной систем образования детей с ОВЗ в разных странах, его сильные и сла­бые стороны, риски, угрозы и возмож­ные перспективы в ракурсе политических, экономических и техно­логических аспек­тов. Трактовка инклюзивного образова­ния выведена авторами статьи за рамки проблемы обучения детей с инвалидно­стью, рассматриваются политические, экономические, социальные и технологи­ческие аспекты внешней среды, которые влияют на образовательную ситуацию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование рассматривается в русле документов Европейского агентства по особым пот­ребностям и инклюзивному образованию как актив института образования, кото­рый способствует подготовке и адап­тации всех обучающихся к жизне­дея­тельности в сложных поликультурных и интегрированных обществах на основе обес­печения прав, свободы, толерант­ности и отсутствия дискриминации ин­валидов. Анализ тенденций инклюзивного образования основывается на оценке це­лей и задач, доступности, социально-культурной и экономической целесооб­разности систем инклюзивного обра­зо­ва­ния. Показаны политические, социально-куль­турные и технологические отличия в ситуации, динамике и перспективах спе­циаль­ного (коррекционного) и инклю­зив­ного и образования в странах Балтии и России.

Abstract (summary) In this study, we examine the current state and prospects of inclusive education for learners with special needs and disabilities in the countries of the Baltic region (Poland, Sweden, Germany, Denmark, Latvia, Lithuania, Estonia, Norway, and Russia). We present a SWOT analysis of the development of inclusive education in different countries and analyse its strengths and weaknesses, risks, threats, and challenges from a political, economic, and technological perspective. In our analysis, we dissociate the issue of inclusive education from the problem of teaching learners with disabilities and examine the political, economic, social, and technological aspects of the environment that affect the educational situation of learners with disabilities. We consider inclusive education in the context of the documents of the Euro­pean Agency for Special Needs and Inclusive Education — an active educational institution that facilitates the preparation and adaptation of all learners to life in complex multicultural and integrated societies through rights, freedom, tolerance, and non-discrimination of per­sons with disabilities. Our analysis of inclusive education trends relies on the assessment of the goals and objectives, accessibility, and socio-cultural and economic feasibility of inclu­sive educational systems. We stress political, socio-cultural, and technological differences in practices, dynamics, and prospects for inclusive education in the Baltic region countries and Russia.
Список литературы

1. Lewis A. Attitudes and Related Psychosocial Constructs: Theories, Assessment, and Research. SAGE Publications, 2002.

2. Wang H. L. Should be included in the Mainstream Education Provision?: a critical analysis // International Education Studies. 2009. Vol. 2, № 4. P. 154—160.

3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. по­собие для студентов педагогических вузов : в 2 ч. М, 2010. Ч. 1.

4. Назарова Н. М. Междисциплинарный подход в специальной педагогике: история вопроса // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : матер. IX Междунар. теоретико-методологического семина­ра. М., 2017. С. 10—16.

5. Михайленко А. А., Шамрей В. К., Литвиненко И. В. и др. Врачебно-воспита­тель­ное заведение доктора И. В. Маляревского (забытые страницы истории психиатрии и неврологии Военно-медицинской академии и Санкт-Петербурга // Вестник Россий­ской военно-медицинской академии. 2013. № 1 (41). С. 184—191.

6. Малофеев Н. Н. Система специального образования на этапе модернизации // Де­фектология. 2011. № 2. С. 3—17.

7. Ратнер Ф. Л., Сигал Н. Г. История становления и развития идей инклюзивного образования: международный опыт // Грамота. № 12 (26) : в 3 ч. Тамбов, 2012. Ч. 2. C. 162—167. URL: www.gramota.net/materials/3/2012/12-2/38.html (дата обращения: 20.04.2018).

8. Лубовский В. И., Басилова Т. А. О перспективах специальной психологии // Куль­турно-историческая психология. 2008. № 3. С. 51—54.

9. Фуряева Т. В. Педагогика инклюзии за рубежом: теоретико-методологический дискурс (обзор) // Вестник Новосибирского государственного педагогического универ­ситета. 2017. Т. 7, № 6. С. 152—174. Doi: 10.15293/2226-3365.1706.10.

10. Feuser G. Eine zukunftsfähige «Inklusive Bildung» — keine Sache der Beliebigkeit! // Zugriff am. 2012. Vol. 4. URL: http://www.georg-feuser.com/conpresso/_data/Feuser_ G._Zukunftsf_hige_Inklusive_Bildung_HB_06_06_2012.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

11. Reiser H. Vom Begriff Integration zum Begriff Inklusion — Was kann mit dem Be­griffswechsel angestoßen werden? // Sonderpädagogische Förderung. 2003. Vol. 48, № 4. S. 305—312.

12. Sander A. Von der integrativen zur inklusiven Bildung — Internationaler Stand und Konsequenzen für die sonderpädagogische Förderung in Deutschland // Perspektiven Sonderpädagogischer Förderung in Deutschland. Dokumentation der Nationalen Fachtagung vom. 2002. S. 143—164. URL: http:/bidok.uibk.ac.at/library/sander-inklusion.html (дата обращения: 10.01.2018).

13. Speck O. Wage es nach wie vor, dich deines Verstandes zu bedienen! Ideologische Implikationen einer Schule für alle // Zeitschrift für Heilpädagogik. 2011. Vol. 2, № 3. S. 84—91.

14. Haeberlin U. Inklusive Bildung. Sozialromantische Traeme // Inklusive Bildung und gesellschaftliche Exklusion. Zusammenhaenge-Widersprueche-Konseqenzen / Hrsg. M. Gerc­ke, S. Opalinski, T. Thonagel. Wiesbaden, 2017. S. 87—99.

15. Budarina A. O., Parakhina O. V. Diversification of an Educationalist: Redesigning Postgraduate Programmes in Response to Public Needs // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2017. Vol. 29. P. 117—123. URL: https://www.futureacade my.org.uk/publication/EpSBS/KazanFederalUniversityRussia (дата обращения: 19.05.2018). Doi: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.02.15.

16. Бударина А. О., Симаева И. Н., Чуприс А. С., Шахторина Е. В. Готовность к ме­диации как компетенция бакалавров гуманитарных направлений // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 2(23). С. 224—229.

17. Фуряева Т. В. Проблема интеграции/инклюзии в психолого-педагогических ис­следованиях ученых Германии (середина XX— начало XI века) // Современная зару­бежная психология. 2018. Т. 7, № 1. С. 18—28. Doi: 10.17759/jmfp.2018070102.

18. Resch A.-J., Mireles G., Benz M.-R. et al. Giving Parents a Voice: A Qualitative Study of the Challenges Experienced by Parents of Children with Disabilities // Rehabilitation Psychology. 2010. Vol. 55, № 2. P. 139—150.

19. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Проблемы готовности к инклюзивному образова­нию родителей обучающихся // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 11. С. 54—62.

20. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологи­ческая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 136—145. Doi: 10.17759/pse.20162 10112.

21. Кулагина Е. В. Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, № 10 (355). С. 1944—1971.

22. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или Речь в защиту самого себя // Проблемы современного образования. 2011. № 6.

23. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : монография / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013.

24. Хитрюк В. В., Симаева И. Н., Пономарёва Е. И. Готовность будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: механизмы обеспечения // Вестник Мо­зырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2013. № 4. С. 114—120.

25. Khadar L. Access to Justice and the Right to Education for Children with Disabili­ties: a Report Exploring Barriers to Access to Justice // The Context of Inclusive Education. Ten European Countries. 2017. URL: http://www.academia.edu/34262854 (дата обращения: 19.05.2018).

 



Reference

1. Lewis, A. 2002, Attitudes and Related Psychosocial Constructs: Theories, Assessment, and Research, SAGE Publications, 328 p.

2. Wang, H. L. 2009, Should be included in the Mainstream Education Provision?: a crit­ical analysis, International Education Studies, Vol. 2, no. 4, p. 154—160.

3. Malofeev, N. N. 2010, Spetsial'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire. Rossiya [Special education in a changing world. Russia], Textbook for students of pedagogical univer­sities in 2 hours. Part I, Moscow, 22 p.

4. Nazarova, N. M. 2017, Interdisciplinary approach in special pedagogy: background, Mezhdistsiplinarnyi podkhod v issledovaniyakh po spetsial'noi pedagogike i spetsial'noi psikhologii: materialy IX Mezhdunarodnogo teoretiko-metodologicheskogo semina­ra Mezhdistsiplinarnyi podkhod v issledovaniyakh po spetsial'noi pedagogike i spetsial'noi psikhologii: materialy IX Mezhdunarodnogo teoretiko-metodologicheskogo seminara [Inter­disciplinary approach to research on special pedagogy and special psychology: materials of the IX International Theoretical and Methodological Seminar], Moscow, March 16, 2017, p. 10—16 (in Russ.).

5. Mikhaylenko, A. A., Shamrey, V. K., Litvinenko, I. V., Kolomencev, S. V., Ilin­sky, N. S. 2013, Medical institution of Dr. I. V. Malyarevsky (forgotten pages of the history of psychia­try and neurology of the Military Medical Academy and St. Petersburg, Vestnik Rossi­iskoi voenno-meditsinskoi akademii [Bulletin of the Russian Military Medical Academy], no. 1 (41), p. 184—191 (in Russ.).

6. Malofeev, N. N. 2011, Special education system at the stage of modernization, Defektologiya [Defectology], no. 2, p. 3—17 (in Russ.).

7. Ratner, F. L., Sigalm N. G. 2012, The history of the formation and development of ide­as of inclusive education: international experience, Gramota [Literate], no. 12 (26), in 3 parts. Part II. Tambov, p. 162—167, available at: www.gramota.net/materials/3/2012/12-2/38.html (accessed 20.04.2018) (in Russ.).

8. Lubovsky, V. I., Basilova, T. A. 2008, On the prospects of special psychology, Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], no. 3, p. 51—54 (in Russ.).

9. Furyaeva, T. V. 2017, Pedagogy of Inclusion Abroad: Theoretical and Methodological Discourse (Review), Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi­teta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], Vol. 7, no. 6, p. 152—174. Doi: 10.15293/2226—3365.1706.10 (in Russ.).

10. Feuser, G. 2012, Eine zukunftsfähige «Inklusive Bildung» — keine Sache der Be­liebigkeit! Zugriff am, no. 4, 17 p., available at: http://www.georg-feuser.com/conpresso/_ data/Feuser__G._Zukunftsf_hige_Inklusive_Bildung_HB_06_06_2012.pdf (accessed 01.10. 2018).

11. Reiser, H. 2003, Vom Begriff Integration zum Begriff Inklusion — Was kann mit dem Begriffswechsel angestoßen werden? Sonderpädagogische Förderung, Vol. 48, no. 4, p. 305—312.

12. Sander, A. 2002, Von der integrativen zur inklusiven Bildung — Internationaler Stand und Konsequenzen für die sonderpädagogische Förderung in Deutschland, Perspektiven Sonderpädagogischer Förderung in Deutschland. Dokumentation der Nationalen Fachtagung vom, p. 143—164, available at: http:/bidok.uibk.ac.at/library/sander-inklusion.html (accessed 10.01.2018).

13. Speck, O. 2011, Wage es nach wie vor, dich deines Verstandes zu bedienen! Ideolo­gische Implikationen einer Schule für alle, Zeitschrift für Heilpädagogik, Vol. 2, no. 3, p. 84—91.

14.Haeberlin, U. 2017, Inklusive Bildung. Sozialromantische Traeme. Gercke, M., Opa­linski, S., Thonagel, T. (Hrsg.) Zusammenhaenge-Widersprueche-Konseqenzen, Wiesba­den, Springer Verlag, p. 87—99.

15. Budarina, A. O., Parakhina, O. V. 2017, Diversification of an Educationalist: Rede­signing Postgraduate Programmes in Response to Public Needs, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Vol. XXIX, p. 117—123, available at: https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/KazanFederalUniversityRussia (ac­ces­sed 19.05.2018). Doi: 10.15405/epsbs.2017.08.02.15.

16. Budarina, A. O., Simaeva, I. N., Chupris, A. S., Shakhtorina, E. V. 2018, Readiness for mediation as the competence of bachelors of humanitarian areas, Samarskii nauchnyi vestnik [Samara Scientific Herald], Vol. 7, no. 2 (23), p. 224—229 (in Russ.).

17. Furyaeva, T. V. 2018, The problem of integration / inclusion in the psycho-pedagogical research of German scientists (mid-XX — early XI century), Sovremennaya za­rubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology], Vol. 7, no. 1, p. 18—28. Doi: 10.17759/jmfp.2018070102 (in Russ.).

18. Resch, A.-J., Mireles, G., Benz, M.-R. et al. 2010, Giving Parents a Voice: A Qualita­tive Study of the Challenges Experienced by Parents of Children with Disabilities, Rehabilita­tion Psychology, Vol. 55, no. 2, p. 139—150,

19. Simaeva I., Khitryuk V. 2015, Problems of preparedness of students’ parents for in­clusive education, Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika i psikhologiya [I. Kant Baltic Federal University’s Vestnik. Series: Philology, Pedagogy and Psychology], no. 11, p. 54—62 (in Russ.).

20. Alekhina, S. V. 2016, Inclusive education: from policy to practice, Psikholog­icheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], Vol. 21, no. 1, p. 136—145. Doi: 10.17759/pse.2016210112 (in Russ.).

21. Kulagina, E. V. 2017, Social policy in relation to persons with disabilities in the wel­fare states and Russia: transition to independent living and inclusion, Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security], Vol. 13, no. 10 (355), p. 1944—1971 (in Russ.).

22. Malofeev, N. N. 2011, The acclaimed word of inclusion, or Speech in defense of one­self, Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], no. 6, p. 46 (in Russ.).

23. Alekhina, S. V. (responsible ed.) 2013, Psikhologo-pedagogicheskie osnovy inklyuzi­vnogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical foundations of inclusive education], collective monograph, Moscow, 334 p. (in Russ.).

24. Khitryuk, V. V., Simaeva, I. N., Ponomareva, E. I. 2013, Willingness of future teach­ers to work in an inclusive education: mechanisms to ensure, Vestnik Mozyrskogo gosudar­stven­nogo pedagogicheskogo universiteta im. I. P. Shamyakina [Bulletin of Mozyr State Ped­agogi­cal University. I. P. Shamyakina], no. 4, p. 114—120 (in Russ.).

25. Khadar, L. 2017, Access to Justice and the Right to Education for Children with Dis­abilities: a Report Exploring Barriers to Access to Justice, The Context of Inclusive Educa­tion. Ten European Countries, available at: http://www.academia.edu/34262854 (accessed 19.05.2018).




Назад в раздел