Балтийский регион

2019 Том 11 №1

Назад к списку Скачать статью Download the article

Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии

DOI
10.5922/2079-8555-2019-1-6
Страницы / Pages
76-91

Аннотация

Статья посвящена оценке состояния образовательной ситуации и перспектив специального (коррекционного) и инклю­зивного образования обучающихся с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в странах Балтийского региона (Поль­ша, Швеция, Германия, Эстония, Латвия, Норвегия и России). Представлен SWOT-анализ развития коррекционной и инклюзивной систем образования детей с ОВЗ в разных странах, его сильные и сла­бые стороны, риски, угрозы и возмож­ные перспективы в ракурсе политических, экономических и техно­логических аспек­тов. Трактовка инклюзивного образова­ния выведена авторами статьи за рамки проблемы обучения детей с инвалидно­стью, рассматриваются политические, экономические, социальные и технологи­ческие аспекты внешней среды, которые влияют на образовательную ситуацию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование рассматривается в русле документов Европейского агентства по особым пот­ребностям и инклюзивному образованию как актив института образования, кото­рый способствует подготовке и адап­тации всех обучающихся к жизне­дея­тельности в сложных поликультурных и интегрированных обществах на основе обес­печения прав, свободы, толерант­ности и отсутствия дискриминации ин­валидов. Анализ тенденций инклюзивного образования основывается на оценке це­лей и задач, доступности, социально-культурной и экономической целесооб­разности систем инклюзивного обра­зо­ва­ния. Показаны политические, социально-куль­турные и технологические отличия в ситуации, динамике и перспективах спе­циаль­ного (коррекционного) и инклю­зив­ного и образования в странах Балтии и России.

Abstract

In this study, we examine the current state and prospects of inclusive education for learners with special needs and disabilities in the countries of the Baltic region (Poland, Sweden, Germany, Denmark, Latvia, Lithuania, Estonia, Norway, and Russia). We present a SWOT analysis of the development of inclusive education in different countries and analyse its strengths and weaknesses, risks, threats, and challenges from a political, economic, and technological perspective. In our analysis, we dissociate the issue of inclusive education from the problem of teaching learners with disabilities and examine the political, economic, social, and technological aspects of the environment that affect the educational situation of learners with disabilities. We consider inclusive education in the context of the documents of the Euro­pean Agency for Special Needs and Inclusive Education — an active educational institution that facilitates the preparation and adaptation of all learners to life in complex multicultural and integrated societies through rights, freedom, tolerance, and non-discrimination of per­sons with disabilities. Our analysis of inclusive education trends relies on the assessment of the goals and objectives, accessibility, and socio-cultural and economic feasibility of inclu­sive educational systems. We stress political, socio-cultural, and technological differences in practices, dynamics, and prospects for inclusive education in the Baltic region countries and Russia.