Балтийский регион

2017 Том 9 №3

Назад к списку Скачать статью Download the article

Исламская «диффузия» в странах Балтийского региона: плоды европейского мультикультурализма

DOI
10.5922/2074-9848-2017-3-3
Страницы / Pages
43-62

Аннотация

Рассматривается Западная Европа как ведущий центр притяжения иммигрантов в последние десятилетия, особенно в связи с «арабской весной». В качестве показательных регионов избраны страны Балтийского региона. Они поразному «разбавлены» мусульманскими иммигрантами, но практически в каждой из них мусульманские диаспоры являются самыми многочисленными и быстрорастущими. Мусульманским общинам в странах региона, безусловно, присущи некоторые общие черты, но характерны и существенные различия, обусловленные, в частности, политикой правительств в отношении интеграции мигрантов. Цель статьи — выявление специфики процесса мусульманской миграции в страны Балтийского региона, особенно ввиду событий, именуемых «арабской весной», и их последствий. Анализируется хронология мусульманской иммиграции в страны Балтийского региона. Отмечается, что при всех сложностях более успешно интеграция мусульманских иммигрантов происходит, например, в Германии и Финляндии, в то время как в Швеции и Дании она явно «буксует». В странах региона, как и во всей Западной Европе, пока не сформированы концептуальные основы миграционной и интеграционной политики в отношении мусульманских иммигрантов. Авторы излагают возможные сценарии интеграции мусульманского населения: «имитационный», «конфронтационный», «сингапурский» и «палестинский». В качестве наиболее реального для стран Балтийского региона указывается «палестинский сценарий» — в связи с наблюдающимся сознательным отказом от адаптации и интеграции мигрантов в принимающий их социум.

Abstract

This article considers Western Europe as a principal centre that has been attracting migrants over recent decades, primarily, in the aftermath of the Arab Spring. The Baltic region states are chosen for demonstration. Although they have different proportions of Muslim immigrants, Muslim diasporas are the most numerous and rapidly growing ones in the Baltics. Undoubtedly, Muslim communities across the region enjoy certain similarities. The differences they have are explained, among other factors, by national policies towards migrant integration. This article aims to identify the features of Muslim migration to the Baltic States in the aftermath of the Arab Spring. The authors analyse the timeline of Muslim immigration to the Baltic region. It is stressed that, despite current difficulties, Germany and Finland are more successful in integrating immigrants than, for instance, Sweden and Denmark. Just like other Western European countries, the Baltic States have not developed a conceptual framework for their migration and integration policies towards Muslim immigrants. The authors describe possible Muslim integration scenarios — the Singaporean and Palestinian ones, simulation, and confrontation. Given their apparent conscientious refusal to adapt and integrate migrants, the Baltic States are most likely to face the Palestinian scenario.

Список литературы

1. Бородай С. Ислам в современной Европе: демография, интеграция, перспективы // Ислам в современном мире. 2013. № 1—2. URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic (дата обращения:15.03.2017).
2. Волкова Т. П. Классические философские концепции мультикультурализма и толерантности // Вестник МГТУ. 2011. Т. 14, № 2. С. 254—259.
3. Емельянов И. В. Ислам в Польше. Полумесяц под крылом белого орла // Медина аль-ислам. 2008. № 76. URL: http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/4188/ (дата обращения:15.03.2017).
4. Рязанцев C. B. Опыт и проблемы регулирования миграционных потоков в странах Западной Европы. М., 2001.
5. Тандонне М. Иммиграционная политика Франции и проблема нелегальной миграции // Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России. М., 2002. С. 204—212.
6. Сапего Г. Иммигранты в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9. С. 50—58.
7. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
8. Четверикова О. Ислам в современной Европе // Россия в 21 веке. М., 2005. С. 53—77.
9. Atkinson R., Davoudi S. The Concept of Social Exclusion in the European Union: Concept, Development and Possibilities // Journal of Common Market Studies. 2000. Vol. 38, № 3. P. 427—448.
10. Barry B. Culture and Equality: an Egalitarian Critique of Multiculturalism. Cambridge, 2001. P. 36.
11. Brown A. Do we need mass immigration? L., 2002. P. 153.
12. Census 2011. Population by religious community indicated, municipalities // Official Statistics Portal (OSP). URL: http://osp.stat.gov.lt/en/2011-m.-surasymas (дата обращения: 11.04.2017).
13. Culture shock hits refugees in Karasjok. URL: http://www.newsinenglish.no/2017/02/09/culture-shock-hits-refugees-in-karasjok (дата обращения: 11.04.2017).
14. Danmarks Statistic. Stigning I arbejdsstyrken. URL: http://www.dst.dk/da/Statistik/NytHtml?cid=20613 (дата обращения: 11.04.2017).
15. Handbook on Integration for policy — makers and practitioners. European Comission, 2010.
16. Jacobsen B. A. Hvor mange muslimer bor der i Danmark? URL: https://www.religion.dk/religionsanalysen/hvor-mange-indvandrer-lever-i-danmark/april2016 (дата обращения: 01.04.2017).
17. Kukathas Ch. The Liberal Archipelago: a theory of diversity and Liberal vision // Oxford Scholarship Online. 2003. URL: http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/019925754X.001.0001/acprof-9780199257546 (дата обращения: 11.04.2017).
18. Kymlicka W. Finding Our Way. Rethinking Ethnocultural Relations in Canada. Toronto ; Oxford ; N. Y., 1998.
19. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford, 1995.
20. Leiken S. Bearers of Global Jihad? Immigration and National Security after 9/11. Washington, 2004. P. 44—48.
21. Nielsen S. J. Islam in Denmark: The Challenge of Diversity. Lanham MD, 2012.
22. Nielsen S. J. Muslim Political Participation in Europe. Edinburgh, 2013.
23. Okin S. Multiculturalism Bad for Women? Princeton, 1999.
24. Parekh B. C. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. Cambridge, Mass., 2002.
25. Poland «changing for the worse» for Muslims and refugees // EUobserver. URL: https://euobserver.com/beyond-brussels/134447 (дата обращения: 15.03.2017).
26. Rasmussen H. K. No entry: Immigration policy in Europe. Copenhagen, 1997.
27. Roy O. Globalized Islam: The search foe a new Ummah. N. Y., 2004.
28. Тауlor Ch. Multiculturalism and the «Politics of Recognition». Princeton, 1992.
29. Tibi B. Islamische Zuwanderung. Die gescheiterte Integration. Stuttgart ; München, 2002. S. 102—143.
30. Vitorino A. Towards a Common Migration Policy for the European Union: Opening Speech for the Conference on «Migrations: Scenarios for the 21st Century» Deliveiy. Rome, 2000.
31. Young I. Justice and the Politics of Difference. Princeton, 1990. 
32. Wagner S., Powell J. Ethnisch-kulturelle Ungleichheit im deutschen Bildungssystem Zur Überrepräsentanz von Migrantenjugendlichen an Sonderschulen. Heidelberg, 2003. P. 183—208.
33. Wie viele Muslime leben in Deutschland? URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Publikationen/WorkingPapers/wp71-zahl-muslime-deutschland.p... (дата обращения: 12.03.2017).