Балтийский регион

2015 №1(23)

Моногорода: новый взгляд на старую проблему

Аннотация

Цель данной работы — предложить подход к исследованию вопросов управления рисками наиболее уязвимых моногородов с учетом особенностей отношений, возникающих между основными группами интересов, с применением инструментария, разработанного в рамках новой институциональной экономической теории. На основе сравнительного анализа подходов к определению понятия «моногород» разработан его авторский вариант. Обозначены основные причины уязвимости моногородов; систематизированы риски моногородов с учетом особенностей интересов различных групп. Предложен подход к исследованию присущих для моногородов вопросов, который учитывает особенности отношений, возникающих между основными группами интересов. Проблемы моногородов более наглядны при рассмотрении с точки зрения выстраивания институциональных соглашений в условиях значительных издержек переключения и высоких рисков оппортунистического поведения для участников институциональных соглашений. Решение проблемы моногородов посредством применения методов, предложенных в
данной статье, способствует определению более широкого спектра альтернатив, учитывающих типовые вfрианты развития событий. Разобраны примеры управления рисками моногородов в контексте зарубежного опыта. Рассмотрены структурные альтернативы нивелирования рисков моногородов на основе вычленения ключевых отношений для реализации каждой из обозначенных альтернатив.

Abstract

The authors of this paper propose an approach to studying risk management in the most vulnerable monotowns that would account for the relations between major stakeholders and use the tools developed in the framework of the new institutional economic theory. Having compared the existing definitions of the “monotown” concept, the authors present their own approach. They identify key reasons behind monotown vulnerability and systematize stakeholders’ risks. The authors then posit that a study of monotown- related issues would be incomplete without accounting for stakeholders’ interests and relations. Monotown problems become apparent in the context of institutional agreements carried out with high transition costs and increased risks of opportunistic behaviour encountered by the institutional agreement stakeholders. Solving these problems through the methods proposed in the article would help to identify a wider range of alternatives while still taking into account all the typical scenarios. The authors analyse the process of risk management in monotowns from the viewpoint of international practices; and identify structural alternatives of outweighing these risks by considering key relations affecting the implementation of each alternative.

Скачать статью Download an article

Место стран Балтии в географических сегментах крупнейших ТНК Европы

Аннотация

Цель нашего исследования — определение места стран Балтии на корпоративной карте мира, которая во многих аспектах стала реальной альтернативой политической карте мира вследствие интенсивных потоков прямых иностранных инвестиций. В статье изучается географическое место стран Балтии с точки зрения его представления в документах транснациональных корпораций. Базу данных исследования формируют финансовые отчеты и презентационные материалы 60 ведущих европейских (в том числе российских) транснациональных корпораций, причем особое внимание уделено компаниям стран со значительными прямыми инвестициями в странах Балтии. Наше исследование является первым шагом в анализе интерпретации новых европейских границ международными инвесторами. Мы прослеживаем связь между эффектом соседства в распределении прямых иностранных инвестиций и спецификой географических сегментов в документах транснациональных корпораций. Некоторые компании дают многоуровневое членение (например, Европа и Восточная Европа), обычно признавая принадлежность стран Балтии к Европе (как с учетом России и Турции, так и без них). Тем не менее есть исключения — «домашний рынок» (для ряда шведских фирм), «бывший Советский Союз» (для ряда российских фирм) и даже «Северная Европа и Центральная Азия» либо «Ближний Восток и Восточная Европа». Разные взгляды бизнесменов на границы Европы отчасти объясняют их различное отношение к санкциям ЕС против России.

Abstract

The aim of this study is to examine the place of the Baltic States on the corporate world map, a contemporary, foreign-investment-driven alternative to the more familiar political map. To this end, the author studies the geographical place of the Baltics in the documentation of transnational corporations. The research database consists of financial reports and presentations of 60 leading European (including Russian) transnational corporations. Special attention is paid to companies from countries with significant FDI stock in the Baltic States. This study is a first step towards analyzing international investors’ interpretation of the new European borders. The connection between the neighborhood effect on FDI distribution and geographical segmentation in the corporate paperwork is established. Some companies use a multilevel division (e. g. Europe/Eastern Europe), where the Baltics is usually associated with “Europe” (with or without Russia and Turkey). However, in some cases the Baltic States are clustered u nder “home market” (as is the case with some Swedish companies), “former Soviet Union” (some Russian companies), “Northern Europe and Central Asia,” and even “Middle East and Eastern Europe." Varying understanding of where exactly th borders of Europe lie could explain the plurality of attitudes of the European business establishment to the EU sanctions against Russia.

Скачать статью Download an article

Предпринимательская среда в Республике Беларусь: оценка ведущими финскими компаниями

Аннотация

В Беларуси наблюдается значительный приток иностранных инвестиций. В период с начала 2000 до конца 2012 г. общий объем иностранных инвестиций вырос в 10 раз и составил более 14 млрд долларов. Центральный банк Республики Беларусь оценивает инвестиции финских фирм почти в 100 млн долларов. Такой объем инвестиций ставит Финляндию на 16-е место в списке наиболее активных иностранных инвесторов в стране. Примерно 7 тыс. компаний с участием иностранного капитала были зарегистрированы в Беларуси к началу 2013 г., из них 30—40 иностранных фирм были основаны финскими компаниями. Цель статьи — выявление мнения руководителей финских компаний, работающих в Беларуси, о бизнес-климате в стране. В сентябре-октябре 2013 г. автор провел серию тематических интервью с руководителями 10 финских корпораций. Автор использовал PEST-анализ для выявления оценки финскими бизнесменами бизнес-среды в Беларуси.  Основные результаты эмпирического исследования могут быть обобщены словами одного из директоров финских компаний: «Беларусь — та кой же рынок, как и любая другая страна в мире, за тем исключением, что иностранные фирмы не хотят афишировать свою деятельности в этой стране в связи с непривлекательным общественным имиджем Беларуси».

Abstract

Inward foreign investment stock has grown remarkably in Belarus. It increased tenfold since 2000 to reach over $14 billion by the end of 2012. According to the Central Bank of Belarus, Finnish firms have invested nearly $100 million in Belarus making Finland the sixteenth most active foreign investor in the country. Approximately 7,000 companies with foreign capital were registered in Belarus by the beginning of 2013. Finnish companies founded three dozen of these foreign firms. A lack of scientific reports on the perception of foreign businesspeople in the Belarusian business environment necessitated an empirical study. This article studies the attitudes of the directors of Finnish firms operating in Belarus on the Belarusian business environment. In September-October 2013, the author conducted interviews with directors of 10 Finnish corporations. The PEST model was used to describe the perception of the Belarusian business milieu by Finnish businesspeople. The main empirical finding can be summarised by quoting a Finnish CEO, “Belarus is like any other market on the globe with the exception that foreign firms do not want to attract publicity about their activities in the country due to the poor public image of Belarus.”

Скачать статью Download an article