Балтийский регион

2015 №1(23)

Назад к списку Скачать статью

Место стран Балтии в географических сегментах крупнейших ТНК Европы

DOI
10.5922/2074-9848-2015-1-2
Страницы / Pages
36-48

Аннотация

Цель нашего исследования — определение места стран Балтии на корпоративной карте мира, которая во многих аспектах стала реальной альтернативой политической карте мира вследствие интенсивных потоков прямых иностранных инвестиций. В статье изучается географическое место стран Балтии с точки зрения его представления в документах транснациональных корпораций. Базу данных исследования формируют финансовые отчеты и презентационные материалы 60 ведущих европейских (в том числе российских) транснациональных корпораций, причем особое внимание уделено компаниям стран со значительными прямыми инвестициями в странах Балтии. Наше исследование является первым шагом в анализе интерпретации новых европейских границ международными инвесторами. Мы прослеживаем связь между эффектом соседства в распределении прямых иностранных инвестиций и спецификой географических сегментов в документах транснациональных корпораций. Некоторые компании дают многоуровневое членение (например, Европа и Восточная Европа), обычно признавая принадлежность стран Балтии к Европе (как с учетом России и Турции, так и без них). Тем не менее есть исключения — «домашний рынок» (для ряда шведских фирм), «бывший Советский Союз» (для ряда российских фирм) и даже «Северная Европа и Центральная Азия» либо «Ближний Восток и Восточная Европа». Разные взгляды бизнесменов на границы Европы отчасти объясняют их различное отношение к санкциям ЕС против России.

Abstract

The aim of this study is to examine the place of the Baltic States on the corporate world map, a contemporary, foreign-investment-driven alternative to the more familiar political map. To this end, the author studies the geographical place of the Baltics in the documentation of transnational corporations. The research database consists of financial reports and presentations of 60 leading European (including Russian) transnational corporations. Special attention is paid to companies from countries with significant FDI stock in the Baltic States. This study is a first step towards analyzing international investors’ interpretation of the new European borders. The connection between the neighborhood effect on FDI distribution and geographical segmentation in the corporate paperwork is established. Some companies use a multilevel division (e. g. Europe/Eastern Europe), where the Baltics is usually associated with “Europe” (with or without Russia and Turkey). However, in some cases the Baltic States are clustered u nder “home market” (as is the case with some Swedish companies), “former Soviet Union” (some Russian companies), “Northern Europe and Central Asia,” and even “Middle East and Eastern Europe." Varying understanding of where exactly th borders of Europe lie could explain the plurality of attitudes of the European business establishment to the EU sanctions against Russia.

Список литературы

1. Boatsman J. R., Behn B. R., Patz D. H. A Test of the Use of Geographical Segment Disclosures // Journal of Accounting Research. 1993. Vol. 31, № 1. P. 46—64.
2. Gray S. J., Radebaugh L. H. International Segment Disclosures by U. S. and U. K. Multinational Enterprises: A Descriptive Study // Journal of Accounting Research. 1984. Vol. 22, № 1 (Spring). P. 351—360.
3. Hofstede G. Culture and Organizations // International Studies of Management and Organization. 1980/81. Vol. 10, № 4 (Winter). P. 15—41.
4. Hofstede G. Motivation, Leadership, and Organization: Do American Theories Apply Abroad? // Organizational Dynamics. 1980. Summer. P. 42—63.
5. Johanson J., Vahlne J.-E. The Internationalization Process of the Firm — A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies. 1977. Vol. 8, № 1 (Spring-Summer).  P. 23—32.
6. Klaus E. Europe’s Borders: The Narrative Construction of the Boundaries of  Europe // European Journal of Social Theory. 2006. Vol. 9, № 2. P. 255—271.
7. Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы / под общ. ред. А. А. Громыко и В. П. Федорова. М., 2014.
8. Кузнецов А. В. Корпоративная карта мира // Глобальная перестройка / под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. М., 2014. С. 53—70.
9. Кузнецов А. В. Трансграничная корпоративная интеграция в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2012. № 1. C. 17—26.
10. Кузнецов А. В. Мирохозяйственные связи германских компаний. М., 2004.
11. Юданов Ю. И. Особенности швейцарской предпринимательской модели // Современная Европа. 2003. № 1. С. 60—69.

Reference

1. Boatsman, J. R., Behn, B. R., Patz, D. H. 1993, A Test of the Use of Geographical Segment Disclosures, Journal of Accounting Research, Vol. 31, no. 1, p. 46—64. 2. Gray, S. J., Radebaugh, L. H. 1984, International Segment Disclosures by U. S. and U. K. Multinational Enterprises: A Descriptive Study, Journal of Accounting Research, Vol. 22, no. 1, Spring, p. 351—360. 3. Hofstede, G. 1980/81, Culture and Organizations, International Studies of Management and Organization, Vol. 10, no. 4, Winter, p. 15—41. 4. Hofstede, G. 1980, Motivation, Leadership, and Organization: Do American Theories Apply Abroad? Organizational Dynamics, Summer, p. 42—63. 5. Johanson, J., Vahlne, J.-E. 1977, The Internationalization Process of the Firm — A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments, Journal of International Business Studies, Vol. 8, no. 1, Spring-Summer, p. 23—32. 6. Klaus, E. 2006, Europe’s Borders: The Narrative Construction of the Boundaries of Europe, European Journal of Social Theory, Vol. 9, no. 2, p. 255—271. 7. Gromyko, A. A., Fedorov, V. P. (eds.), 2014, Bol'shaja Evropa. Idei, real'nost', perspektivy [Greater Europe. Ideas, Reality and Prospects], Moscow. 8. Kuznetsov, А. V. 2014, Korporativnaja karta mira [Corporate world map]. In: Dynkin, А. А., Ivanova, N. I. (eds.), Global'naja perestrojka [Global restructuring], Moscow, p. 53—70. 9. Kuznetsov, A. 2012, Transborder corporate integration in the Baltic Sea Region, Balt. Reg., no. 1, p. 11—18. DOI: 10.5922/2079-8555-2012-1-2. 10. Kuznetsov, A. V., 2004, Mirohozjajstvennye svjazi germanskih kompanij [International economic relations of German companies], Moscow. 11. Yudanov, Yu. I. 2003, Osobennosti shvejcarskoj predprinimatel'skoj modeli [Features Swiss business model], Sovremennaja Evropa [Modern Europe], no. 1, p. 60—69.