Балтийский регион

2014 №4(22)

Геополитическое видение мира, идентичность и образы друг друга в представлениях молодых жителей Калининграда, Гданьска и Клайпеды

Аннотация

Работа основывается на сопоставлении анализа федерального дискурса о проблеме эксклавного положения Калининградской области в 1994—2012 гг. по материалам скрининга «Независимой газеты» с результатами опроса студентов Балтийского федерального университета им. И. Канта, Гданьского и Клайпедского университетов, проведенного по сходной анкете. Студентов этих университетов объединяет латентная неудовлетворенность перспективами трудоустройства, выражающаяся в декларируемом намерении эмигрировать. Ориентация молодых калининградцев, как и их сверстников из Гданьска и Клайпеды, на преимущественные связи с Европой труднореализуема из-за неопределенности перспектив всего комплекса отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом. Молодежь Гданьска и Клайпеды воспроизводит застарелые стереотипы общественного мнения, и их интерес к Калининградской области ограничен. Тем не менее, как показывает опыт других стран, введение малого приграничного движения между Калининградской областью и соседними
воеводствами Польши в принципе может улучшить представления жителей указанных государств друг о друге. Терпеливая многолетняя работа по диверсификации взаимодействий, продвижению положительного имиджа Калининграда в соседних регионах Польши может принести плоды. Наряду с мерами по укреплению экономической базы региона увеличение символического капитала Калининграда необходимо и для гармоничного развития идентичности самих калининградцев.

Abstract

This work juxtaposes the analysis of the federal discourse on the exclave position of the Kaliningrad region in 1994—2012 based on the screening by the Nezavisimaya gazeta and the results of surveys of students at the Immanuel Kant Baltic Federal University and the Universities of Gdansk and Klaipeda using a similar questionnaire. Students of all three universities show latent dissatisfaction with employment prospects, which is manifested in the declared intention to emigrate. The orientation of young residents of Kaliningrad and their peers from Gdansk and Klaipeda towards prevailing connections with Europe is complicated by the uncertainty of the EU-Russia relations. Young residents of Gdansk and Klaipeda reproduce dated stereotypes, and their interest in the Kaliningrad region is limited. However, as the experience of the other countries suggests, local border traffic between the Kaliningrad region and the neighbouring Polish voivodeships can contribute to the improvement of mutual images. Long-lasting eforts to diversify cooperation and promote a positive image of Kaliningrad in the neighbouring Polish regions can prove worthwhile. Apart from the measures aimed at strengthening the region’s economic base, it is necessary to increase the symbolic capital of Kaliningrad to achieve harmonious development of Kaliningrad identity.

Скачать статью

Местное приграничное передвижение как форма либерализации визового режима и развития территории

Аннотация

Рассматривается вопрос либерализации визового режима между Россией и Европейским Союзом, который представляет собой один из наиболее значимых аспектов дипломатического сотрудничества сторон. Целью исследования стало определение основных результатов сотрудничества по данному вопросу между Россией и ЕС. Авторами проведен краткий исторический анализ этой сферы внешних взаимоотношений. Тема регионализации визовой проблемы изучалась в контексте выделения основных акторов переговорного процесса России и ЕС: Калининградской области, Германии, Польши и Литвы. В своей работе авторы опирались на первичные источники — межправительственные соглашения России и ЕС об упрощении приграничного передвижения, статистику пересечений пограничных переходов Калининградской области в рамках местного приграничного передвижения, материалы экспертных интервью, а также аналитические доклады по теме. Особое внимание уделено местному приграничному передвижению как наиболее эффективной форме взаимодействия в сфере упрощения визового режима  и развития приграничных территорий. По результатам оценки позиции основных участников переговорного процесса по данному вопросу авторами делается вывод об успешности местного приграничного передвижения между Калининградской областью России и приграничными воеводствами Польши, что свидетельствует о целесообразности ускоренного перехода на безвизовый режим с ЕС.

Abstract

This article addresses the issue of visa liberalisation between Russia and the European Union, which constitutes a key aspect of the parties’ diplomatic cooperation. This work sets out to identify the main results of Russia/EU cooperation. The authors have conducted a brief historical analysis of this area of relations. The visa “regionalisation” is considered in the context of identifying the key actors of the EU — Russia negotiations: the Kaliningrad region, Germany, Poland, and Lithuania. In their analysis, the authors rely mostly on primary sources: intergovernmental agreements on simplified border traffic, border-crossing statistics for the Kaliningrad region in the framework of the local border traffic, expert interviews, and related analytic reports. Specifically, local border traffic is viewed as the most effective form of interaction in the field of visa regime simplification and border territory development. An assessment of the positions of key negotiators shows that local border traffic between the Kaliningrad region of Russia and the Polish border voivodeships is a success, which stresses the need for a prompt transition to a visa-free regime with the EU.

Скачать статью

К вопросу о роли малых стран в процессах переструктурирования постсоветского пространства (на примере Прибалтики)

Аннотация

Анализируется председательство Литвы в Европейском союзе в 2013 г. в контексте украинского кризиса, оценивается вклад других стран Прибалтики (Латвии и Эстонии — бывших республик СССР) в изменение соотношения сил на постсоветском пространстве, которые возглавят ЕС в 2015 и 2018 гг. Оценивая действия малых стран по продвижению программы «Восточное партнерство» с акцентом на антироссийскую повестку дня, автор делает предположение о том, что в перспективе они несут угрозу самому ЕС. Проблема в том, что ресурсом стран Прибалтики является не просто дипломатия — в роли ресурса для них предстает Россия, неизменно интерпретируемая ими как «агрессивный и непредсказуемый сосед», который несет «угрозу с Востока». Будучи более мобильными малые страны способны к более оперативной концентрации сил и средств на одном или нескольких ключевых направлениях. Это позволяет им играть на внешнеполитической конъюнктуре (даже если последствия таких шагов не просчитаны в должной мере), «питаться» от нее, подчас сознательно добиваясь  формирования «конфликтных узлов» в отношениях между крупными игроками. Особенно это касается государств, не обремененных ответственностью за глобальную стабильность.

Abstract

This author analyses the 2013 Lithuanian presidency of the EU in the context of the Ukrainian crisis and evaluates the contribution of Latvia and Estonia (the former Soviet republics set to preside over the EU in 2015 and 2018) to the shift in the power balance in the post-Soviet space. Through assessing the actions of small countries in promoting the Eastern Partnership programme with an emphasis on the anti-Russian agenda, the author concludes that they will inflict harm on the EU in a long-term perspective. These former Soviet republics no longer rely on mere diplomacy, but resort to a whole new problematic narrative, where Russia is described as an “aggressive and unpredictable neighbour” that poses the “threat from the East.” Being more mobile, small countries are able to concentrate power and resources in one or several key areas. This makes it possible for these countries to take advantage of international politics (even if the consequences of such steps are miscalculated) and “feed” on it through — so metimes consciously — creating “conflict nodes” in the relations between major players. This is especially true in the case of states that do not bear responsibility for global stability.

Скачать статью