Балтийский регион

2013 №4(18)

Россия и Европейский союз в Балтийском регионе: тернистый путь к партнерству

Аннотация

Рассматривается политика Москвы и Брюсселя на Балтике с момента выдвижения Европейским союзом его стратегии в регионе Балтийского моря в июне 2009 г. Для повышения эффективности российской политики в Балтийском регионе Москве необходимо не только развивать двусторонние отношения со странами, входящими в него, но и наладить диалог с ключевым «игроком» — Евросоюзом. По результатам исследования дана характеристика российских национальных интересов в регионе в экономической, военно-политической и гуманитарных областях. Описаны структура, содержание и основные направления реализации балтийской стратегии ЕС в 2009—2013 гг., а также прослежена ее эволюция от почти полного игнорирования российских интересов в регионе до попыток налаживания сотрудничества в сферах, представляющих общий интерес для Брюсселя и Москвы (энергетика, транспортная инфраструктура, экология, наука, образование и культура). Дана оценка итогов российского председательства в Совете государств Балтийского моря (2012—2013 гг.). Отмечается, что России, несмотря на привлекательную программу председательства и отдельные достижения в ходе ее реализации, все же не удалось повлиять на формирование региональной «повестки дня» и использовать СГБМ как эффективную платформу для координации своей балтийской стратегии с аналогичной стратегией ЕС. Проанализированы причины нынешней «пробуксовки» российско-европейского диалога по балтийской проблематике. Выдвинуты предложения по активизации российско-европейского сотрудничества в Балтийском регионе.

Abstract

This article examines policies of Moscow and Brussels in the Baltics since the launch of the European Union’s Strategy for the Baltic Sea Region in June 2009. An increase in the efficiency of Russia’s policy in the region requires not only the development of bilateral relations with the region’s countries but also a dialogue with the European Union, the key player in the Baltic. The author identifies Russian economic, military, political, and humanitarian interests in the region, and describes the structure, content, and main areas of the implementation of the EU Baltic strategy in 2009—2013. The article examines the evolution of the Strategy, which initially ignored Russian national interests in the region, yet eventually resulted in cooperative efforts in the areas of common interest such as energy, transport infrastructure, environment, research, education and culture. The results of the Russian presidency of the Council of the Baltic Sea States (2012—2013) are evaluated. It is noted that, despite an appealing presidency strategy and certain achievements in its implementation, Russia was unable to draw up a regional agenda and use the CBSS as an efficient platform for harmonizing its Baltic strategy with that of the EU. The causes of the current deadlock in EU — Russian relations regarding the Baltic are analyzed. The author formulates policy recommendations on fostering Russian-European cooperation in the Baltic Sea region. These recommendations range from the suggestion of joint revisions of mutual conceptual perceptions and strategic goals pursued by the EU and Russia in the Baltic Sea region to more practical measures in the institutional, administrative, and financial fields.

Скачать статью Download an article

Сотрудничество между Россией и ЕС в сфере инновационного развития туризма на примере программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия»

Аннотация

Исследованы основные инструменты международного сотрудничества России и ЕС, нацеленные на стимулирование инновационного развития туризма. Представлены конкретные примеры проектов, реализуемых в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» по направлению «Туризм». Особое внимание уделено анализу инноваций в туризме при реализации проектов сотрудничества и развития этой сферы в приграничных районах России и стран ЕС. Освещена роль инновационных видов туризма в региональном развитии территорий на примере Калининградской области РФ. Отмечается, что в российских исследованиях подходы к определению инноваций в туризме носят ограниченный характер и не отражают всей сути инновационных процессов, а инновационное развитие часто сводится к внедрению новых информационных технологий. Необходимо учитывать и другие инновационные инструменты: при формировании инновационных туристических объектов притяжения — интерактивные сетевые музеи; при внедрении инноваций в продвижении туристического продукта — е-маркетинг. Инновациями в сфере государственного регулирования и стимулирования туризма может стать реализация инфраструктурных проектов через программы частно-государственного партнерства и др. Данные технологии способствуют переходу отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, целой отрасли либо туристической дестинации на качественно новый уровень с позиций предоставления туристического продукта и повышения его конкурентоспособности.

Abstract

To study the key instruments of international cooperation between Russia and the European Union aimed at stimulating innovative development of tourism co-financed by the EU and Russia. The author describes specific projects implemented in the framework of the Lithuania-Poland-Russia cross-border cooperation programme for 2009—2013 in the field of tourism. Special attention is paid to analysing tourism innovations that have emerged as a result of the projects aimed at cooperation and tourism development in the border regions of Russia and the EU countries. A number of projects have been implemented under the supervision and with the participation of the author. The article focuses on the role of innovative types of tourism in the regional development of territories in the case of the Kaliningrad region. The current approaches to defining tourism innovations in Russian and international studies are not comprehensive and do not reflect the essence of innovative processes. Innovative development is often reduced to the introduction of new information technologies, i. e. informatization replaces innovative development. However, it is important to take into account other innovative tools: for instance, interactive network museums in developing innovative tourist attraction objects, e-marketing in introducing innovations in tourist product promotion, programmes of private- public partnership in the field of public regulation and tourism stimulation, etc. These technologies contribute to the transition fr om a certain economic agent, the industry as a whole, or a tourist destination to a fundamentally new level in terms of tourist product presentation and increase of competitiveness. The sources for innovations in tourism are both the providers and consumers of tourist services. In those regions wh ere tourism is considered an economic priority, local authorities and even super-governmental organisations, such as the European Commission (through different co-financing programmes), can also become innovators.

Скачать статью Download an article

Потенциал для расширения сотрудничества между судостроительными кластерами Эстонии, Финляндии и Северо-Запада России

Аннотация

Судостроительные кластеры в регионе Восточной Балтики — в Эстонии, Финляндии и на Северо-Западе России — могли бы, по всей вероятности, извлечь значительную выгоду из активизировавшегося сотрудничества между странами. Однако до сих пор международные связи между кластерами остаются довольно ограниченными. Цель данной статьи — анализ предпосылок для интернационализации отличных друг от друга, но с практической точки зрения взаимодополняющих судостроительных кластеров трех стран. Статья представляет собой чисто теоретическое исследование, выполненное на основе данных, собранных из различных источников, включая статьи из журналов и СМИ, исследовательские отчеты, а также другие публикации. Результаты исследования указывают на то, что трехстороннее сотрудничество рассматриваемых кластеров имеет значительный потенциал в плане объединения различных областей знаний и опыта для создания многофункционального центра морского судоходства в регионе. Но реализация этой задачи связана с многочисленными трудностями, обусловленными в основном различиями структур кластеров трех стран и этапов их развития. Результаты проведенного исследования изложены в таблице.

Abstract

The shipbuilding industry clusters in the Eastern Baltic Sea region, i. e. Estonia, Finland and North-West Russia, may benefit significantly from increased mutual cooperation; however, the international networks between the clusters are still poorly developed. The aim of this article is to analyse the preconditions for cluster internationalization between these clusters, which are rather different but complementary in terms of skills. The research material for this desk study was collected from various sources, including journal articles, media, research reports, and other publications. The results of the study indicate that the increasing cooperation within the triangle of these clusters has a significant potential in terms of combining different areas of expertise and creating a multidimensional maritime industry hub in the region. However, differences in the cluster structure and development stages lead to certain difficulties in achieving these objectives. In conclusion, the authors identify the factors both facilitating and inhibiting networking between the three clusters. This study provides a platform for further research focusing on the factors identified and gives ideas for public discussion on increased inter-cluster cooperation.

Скачать статью Download an article

Конкурентные эффекты низких торговых барьеров: некоторые оценки для Калининградской области

Аннотация

Внешняя торговля — важный фактор развития конкуренции на национальных рынках. Учитывая значительную протяженность территории России, можно ожидать, что интенсивность этого проконкурентного эффекта различается между регионами. В рамках анализа тестируется гипотеза о том, что уникальное географическое положение и экономический статус Калининградской области способствуют активному развитию внешней торговли, что, в свою очередь, создает конкурентное давление на региональные цены. Исследование включает два основных направления анализа: межрегиональное сопоставление темпов роста внешней торговли; оценка влияния российских и европейских цен на индекс потребительских цен, а также цены отдельных товаров в Калининградской области. Основной источник информации — данные Росстата и Евростата. Для тестирования гипотез используются методы статистического и эконометрического анализа. Выявлено, что статус свободной экономической зоны и уникальное географическое расположение Калининградской области не способствовали повышенным темпам роста внешней торговли региона, но привели к смещению ее структуры в пользу импорта товаров, создавая дополнительное конкурентное давление на внутренние рынки. Не подтверждена гипотеза о существенном влиянии европейских цен на изменения регионального индекса потребительских цен и цен производителей на отдельные импортируемые товары в краткосрочном периоде. Тем не менее косвенные свидетельства конкурентных эффектов внешней торговли обнаружены при проведении сравнительного анализа уровней цен регионов Северо-Западного федерального округа.

Abstract

International trade is an important factor affecting competition in domestic markets. Considering the vastness of Russian territory, one can expect the pro-competitive effect to vary from region to region. This analysis tests the hypothesis that the unique geographical position and economic status of the Kaliningrad region contribute to the rapid development of international trade, which, in turn, exerts competitive pressure on regional prices. The study incorporates two major lines of analysis: a) a comparison of the international trade growth rates of different Russian regions; b) an assessment of the influence of Russian and European prices on the consumer price index as well as prices for particular tradable goods in the Kaliningrad region. Rosstat and Eurostat serve as the main data sources. To test their hypothesis, the authors use the methods of statistical and econometric analysis. The status of the free economic zone and unique geographic position of the Kaliningrad region do not result in high growth rates of international trade in the region, but rather lead to a structural shift towards import thus exerting additional competitive pressure on domestic prices. The analysis did not confirm the hypothesis about the considerable influence of European prices on the short run dynamics of the regional consumer prices index or prices for certain imported goods. Nevertheless, indirect evidence of competitive effects of foreign trade was found in the course of a comparative analysis of price levels in the regions of the Northwest Federal district: the cost of the standard set of consumer goods and services in the Kaliningrad region is lower than the level defined by the regional per capita income.

Скачать статью Download an article

Потенциал экономико-географического положения Калининградской области: ограничения и перспективы реализации

Аннотация

Калининградская область и ее эксклавный статус — объект пристального внимания многих исследователей, представляющих разные страны и области знания. В то же время перспективы взаимодействия региона с соседними воеводствами Польши и уездами Литвы, составлявших некогда интегрированное социально-экономическое, а нередко и политическое пространство, остаются по-прежнему не совсем ясными. В научной литературе и публицистике распространен взгляд на Калининградскую область как «двойную периферию», исключенную из основных модернизационных процессов и в зоне европейской интеграции, и в РФ. Однако использование полимасштабного подхода к анализу социально-экономических показателей, результаты экспертных интервью и опросов показали, что эта точка зрения не вполне справедлива. Сравнение основных индикаторов, характеризующих Калининградскую область и соседние регионы Польши и Литвы, показало, что социально-экономическое положение и уровень жизни в них сопоставимы, поэтому существуют объективные предпосылки для равноправного межрегионального сотрудничества. Анализ объективной информации о социально-экономическом развитии приграничных регионов в совокупности с результатами опроса студентов в ведущих вузах Гданьска, Калининграда и Клайпеды говорит о том, что причины, деформирующие трансграничные отношения, во многом субъективны и лежат в сфере геополитических ориентаций, информационной и институциональной политики, устойчивых стереотипов общественного мнения. Таким образом, интеграция Калининградской области и остальной территории страны с годами все больше становится не только экономической, но и социально-культурной задачей. Представленный в статье анализ этапов эксклавизации региона и методов государственной поддержки, обусловленные спецификой ЭГП региона, подтверждают этот вывод.

Abstract

With its exclave status, the Kaliningrad region has been drawing attention of many researchers in different fields. Yet the prospects for cooperation between the region and neighbouring communities in Poland and Lithuania, which once constituted an integrated social, economic and political space, remain unclear. Media analysts and scholars alike tend to view the Kaliningrad region as “double periphery”, since it is excluded from major modernisation processes both in the European integration zone and in the Russian Federation. However, a detailed study involving polyscale socioeconomic indices, expert interviews, and surveys run contrary to this viewpoint. A look at the key indices of the Kaliningrad region and the neighbouring communities of Poland and Lithuania showed that both socioeconomic situation and standards of living are comparable in these areas, which indicates the prerequisites for mutually beneficial interregional cooperation. We have analysed factual information on socioeconomic development of cross-border regions and surveyed the students from the leading universities of Gdansk, Kaliningrad and Klaipeda. We were thus able to conclude that the reasons behind the delapidated cross-border relations are rather subjective and lie in the field of geopolitical orientation, information and institutional policy, as well as persistent stereotypes that shape public opinion. In this light, integration between the Kaliningrad region and mainland Russia is seen not only as an economic, but also as a sociocultural objective. An analysis of the stages of the region’s exclavisation, and policies of social support stemming from the uniqueness of the economic and geographical position of the region substantiate this conclusion.

Скачать статью Download an article