Сотрудничество между Россией и ЕС в сфере инновационного развития туризма на примере программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Высшее воплощение разума – наука
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Сотрудничество между Россией и ЕС в сфере инновационного развития туризма на примере программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия»

Автор Кропинова Е. Г.
DOI 10.5922/2074-9848-2013-4-5
Страницы/Pages 67-80
Статья Загрузить
Ключевые слова инновации в туризме, региональное развитие, приграничное сотрудничество, региональная экономика, международное сотрудничество Россия — ЕС, развитие туризма в Балтийском регионе
Keywords tourism innovations, regional development, cross-border cooperation, regional economy, Russia-EU international cooperation, tourism development in the Baltic region
Аннотация Исследованы основные инструменты международного сотрудничества России и ЕС, нацеленные на стимулирование инновационного развития туризма. Представлены конкретные примеры проектов, реализуемых в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» по направлению «Туризм». Особое внимание уделено анализу инноваций в туризме при реализации проектов сотрудничества и развития этой сферы в приграничных районах России и стран ЕС. Освещена роль инновационных видов туризма в региональном развитии территорий на примере Калининградской области РФ. Отмечается, что в российских исследованиях подходы к определению инноваций в туризме носят ограниченный характер и не отражают всей сути инновационных процессов, а инновационное развитие часто сводится к внедрению новых информационных технологий. Необходимо учитывать и другие инновационные инструменты: при формировании инновационных туристических объектов притяжения — интерактивные сетевые музеи; при внедрении инноваций в продвижении туристического продукта — е-маркетинг. Инновациями в сфере государственного регулирования и стимулирования туризма может стать реализация инфраструктурных проектов через программы частно-государственного партнерства и др. Данные технологии способствуют переходу отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, целой отрасли либо туристической дестинации на качественно новый уровень с позиций предоставления туристического продукта и повышения его конкурентоспособности.
Abstract (summary) To study the key instruments of international cooperation between Russia and the European Union aimed at stimulating innovative development of tourism co-financed by the EU and Russia. The author describes specific projects implemented in the framework of the Lithuania-Poland-Russia cross-border cooperation programme for 2009—2013 in the field of tourism. Special attention is paid to analysing tourism innovations that have emerged as a result of the projects aimed at cooperation and tourism development in the border regions of Russia and the EU countries. A number of projects have been implemented under the supervision and with the participation of the author. The article focuses on the role of innovative types of tourism in the regional development of territories in the case of the Kaliningrad region. The current approaches to defining tourism innovations in Russian and international studies are not comprehensive and do not reflect the essence of innovative processes. Innovative development is often reduced to the introduction of new information technologies, i. e. informatization replaces innovative development. However, it is important to take into account other innovative tools: for instance, interactive network museums in developing innovative tourist attraction objects, e-marketing in introducing innovations in tourist product promotion, programmes of private- public partnership in the field of public regulation and tourism stimulation, etc. These technologies contribute to the transition fr om a certain economic agent, the industry as a whole, or a tourist destination to a fundamentally new level in terms of tourist product presentation and increase of competitiveness. The sources for innovations in tourism are both the providers and consumers of tourist services. In those regions wh ere tourism is considered an economic priority, local authorities and even super-governmental organisations, such as the European Commission (through different co-financing programmes), can also become innovators.
Список литературы 1. Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Инновационные направления развития туристских услуг в Нижегородской области // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 16—19.
2. Белова А. В. Инструменты научно-технического сотрудничества России и Европейского союза в инновационной сфере // Балтийский регион. 2012. 4(14). С. 137—149.
3. Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб., 2005.
4. Кропинова Е. Г. Факторы формирования трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика» // Балтийский регион. 2011. № 1. С. 106—114.
5. Новиков В. С. Инновации в туризме : учеб. пособие. М., 2010.
6. Регион Балтийского моря : программа трансграничного сотрудничества. URL: http://www.eu.baltic.net (дата обращения: 21.09.2012).
7. Овчинникова Г. Н. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие. Уфа, 2006.
8. Стратегия и цели программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия». URL: http://www.lt-pl-ru.eu/ru,1,2 (дата обращения: 11.07.2013).
9. Чекалина Т. В. Развитие и пространственная дифференциация трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе : автореф. дис. … канд. геогр. наук. Калининград, 2007.
10. Хаггет П. Пространственная диффузия — путь к слиянию районов // География: синтез современных знаний. М., 1979. С. 340—366.
11. Шумпетер Й. Экономическая теория развития. М., 1982.
12. Gelbman A., Timothy D. J. From hostile boundaries to tourist attractions // Current Issues in Tourism. 2010. № 13 (3). P. 239—259.
13. Hagerstrand T. Spatial diffusion as an Innovation Process. Lund, 1953.
14. The Innovative Behaviour of Tourism Firms — Comparative Studies of Denmark and Spain / J. Sundbo [et al.] // Research Policy. 2007. Vol. 36/1. P. 88—106.
15. The Innovative Behaviour of Tourism Firms / O. A. M. Meneses, A. A. C. Teixeira // Economics and Management Research Projects : An International Journal. P. 25—35.
16. Weidenfeld A. Tourism and cross border regional innovation systems // Annals of Tourism Research. 2013. Vol. 42. P. 191—213.
Reference 1. Angelova, O. Yu., Dmitrieva, E. M. 2012, Innovacionnye napravlenija razvitija turistskih uslug v Nizhegorodskoj oblasti [Innovative directions of development of tourist services in Nizhny Novgorod region], Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela [Izvestiya of the Sochi State University for Tourism and Recreation], no. 2 (20), p. 16—19.
2. Belova, A. 2012, The instruments of Russia — EU research and technological co-operation in the sphere of innovations, Balt. Reg., no. 4, p. 99—108. doi: 10.5922/2079-8555-2012-4-11.
3. Kropinova, E. G. 2005, Regional'no-jekonomicheskij analiz formirovanija territorial'nyh rekreacionnyh sistem [Regional-economic analysis of the formation of territorial recreation systems], Saint Petersburg, Saint Petersburg State University Press.
4. Kropinova, E. 2011, The factors affecting the development of the South-Eastern Baltic tourism and recreation region, Balt. Reg., no. 1, p. 93—100. doi: 10.5922/2079-8555-2011-1-12.
5. Novikov, V. S. 2010, Innovacii v turizme [Innovation in tourism], Moscow, Akademija.
6. The Baltic Sea Region Programme 2007—2013, available at: http://www.eu.baltic.net (accessed 21 September 2012).
7. Ovchinnikova, G. N. 2006, Innovacii v social'no-kul'turnom servise i turizme [Innovations in social and cultural services and tourism], Ufa, Ufa State Academy of Economics and Service.
8. Legal basis, Cross-border Cooperation Programme Lithuania — Poland — Russia 2007—2013, available at: http://www.lt-pl-ru.eu/en,1,2 (accessed 11 July 2013).
9. Chekalina, T. V. 2007, Razvitie i prostranstvennaja differenciacija transgranichnogo sotrudnichestva v Baltijskom regione [Development and spatial differentiation of cross-border cooperation in the Baltic region], thesis abstract, Kaliningrad, Immanuel Kant State University of Russia.
10. Haggett, P. 1979, Prostranstvennaja diffuzija — put' k slijaniju rajonov. Geografija: sintez sovremennyh znanij [Spatial Diffusion: An Historical Geography of Epidemics in an Island Community], Moscow, Progress, p. 340—366.
11. Schumpeter, I. 1934, The theory of economic development, Cambrige, Mass., Harvard University Press.
12. Gelbman, A. Timothy, D. J. 2010, From hostile boundaries to tourist attractions, Current Issues in Tourism, no. 13 (3), p. 239—259.
13. Hagerstrand, T. 1953, Spatial diffusion as an Innovation Process, Lund.
14. Sundbo, J. et al. 2007, The Innovative Behaviour of Tourism Firms — Comparative Studies of Denmark and Spain, Research Policy, Vol. 36/1, p. 88-106.
15. Meneses, O. A. M., Teixeira, A. A. C. 2011, The innovative behaviour of tourism firms, Economics and Management Research Projects: An International Journal, Vol. 1, no. 1, p. 25—35, available at: http://webapps.fep.up.pt/oaij/index.php/EMRP_IJ/article/view/5/22 (accessed 21 September 2012).
16. Weidenfeld, A. 2013, Tourism and cross border regional innovation, Annals of Tourism Research, Vol. 42, p. 191—213.

Назад в раздел