Научная жизнь
Рецензии
Немецкий язык: политическая парадигма: практикум
Бондаренко И. В. Теоретическая грамматика английского языка: методические рекомендации к семинарским занятиям для студентов III курса факультета лингвистики и межкультурной коммуникации.
Когнитивно-дискурсивные аспекты лингвистических исследований
Символика цвета в русском и английском языках
АннотацияРассмотрена проблема символизма цветонаименований в европейских языках. Мы исследуем и анализируем сходства и различия использования определенных цветов в устойчивых сочетаниях в русском и английском языках, что позволяет выделить общие микросистемы символических значений в обоих языках.
К вопросу об иерархическом характере репрезентации единиц категории «память» в текстах немецких автобиографий
АннотацияРассматриваются особенности текстовой актуализации категории «память» на лексическом уровне. Особое внимание уделяется иерархической организации лексических единиц с семантикой памяти в автобиографических текстах немецких авторов.
Категоризация как базовая когнитивная процедура
АннотацияСодержится обзор и критический анализ существующих теорий категоризации. Процесс категоризации является одним из базовых когнитивных процессов, на которых основывается деятельность сознания. Автор прослеживает эволюцию понимания и трактовок различных теорий категоризации.
Схема или концепт: к обоснованию динамической модели знания
АннотацияОсновное внимание уделено обоснованию процессуального подхода к исследованию концептуального знания. Обсуждается возможность использования понятия когнитивной схемы для анализа этнокультурной специфики знания. На основе ассоциативных экспериментов выделяются когнитивные схемы обработки информации в двух культурах, предпринимается сравнительный анализ когнитивных схем.
Актуализация лингвокультурных концептов, вербализованных заимствованными префиксами и префиксоидами
АннотацияПредложена лингвокогнитивная типология префиксов и префиксоидов, вербализующих лингвокультурные концепты. Внимание сосредоточено на концептах, вербализованных заимствованными морфемами. Анализ динамики таких концептов проводится на примере условно выделяемых «временных» концептов.
Болевой синдром объединения: «Nox» Т. Хеттхе
АннотацияРассматривается аллегорическое изображение падения Берлинской стены в романе немецкого писателя Т. Хеттхе «Nox». «Болевые точки» эпохального исторического события выявляются автором в момент перехода героев от жизни к смерти и наоборот. Анализируются развернутые многоуровневые метафоры, иллюстрирующие мучительные процесс немецко-немецкого объединения.
Характеристика коммуникативно-текстовых функций сложноподчиненных собственно временных предложений немецкого языка
АннотацияАнализируются сложноподчиненные собственно временные предложения с точки зрения их роли в процессе текстообразования. Выявляется системообразующая активность данного типа предложений, уточняются виды деревационной симметрии/асимметрии описываемых предложений как основных сценариев текстообразования.
Моделирование процесса концептуальной интеграции при образовании устойчивых сочетаний с переосмысленным концептуальным содержанием
АннотацияРассматривается процесс формирования значения устойчивых сочетаний с компонентом-цветообозначением в рамках теорий концептуальной метафоры и концептуальной интеграции. Исследуются полностью переосмысленные устойчивые сочетания, содержание которых не выводится из суммы его компонентов. Выявляются когнитивные механизмы, образующие данный тип устойчивых сочетаний.
Концепт «цвет» (белый): на материале русских и немецких паремий
АннотацияРассматриваются концептуально значимые символические и оценочные характеристиках белого цвета в составе русских паремий, выявляется его этническая релевантность. Для сравнения приводятся немецкие народные устойчивые изречения.
Проблемы теории и методики профессиональной подготовки лингвиста в вузе
Социально-культурные предпосылки обоснования профессиональной универсальности лингвиста
АннотацияИсследуются социально-культурные предпосылки обоснования профессиональной универсальности лингвиста, обращение к которым позволяет подтвердить предположение о том, что формирование профессиональной универсальности личности является необходимым и целесообразным в современной системе высшего профессионального образования.
Лингвокультурная компетентность как показатель качества развития личности преподавателя высшей школы
АннотацияСовременная образовательная ситуация требует интегрировать знания из различных областей знаний. Лингвистика и культурология представляют собой синтез, который является «мостом» к диалогу культур при помощи языка. Владение лингвокультурной компетенцией является неотъемлемым атрибутом профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.
К вопросу о необходимости учета межкультурных компонентов коммуникации в ситуациях межкультурного общения
АннотацияАнализируется необходимость учета межкультурных компонентов коммуникации в различных ситуациях межкультурного общения, обращение к которым позволяет подтвердить предположение о том, что формирование межкультурной компетенции обучающихся является необходимым и целесообразным в современной системе языкового профессионального образования.
Слово — молодым ученым
Художественная литература как педагогическое средство формирования деловой культуры экономиста в процессе обучения иностранному языку
АннотацияРассматривается одна из актуальных проблем высшего образования — подготовка студентов-экономистов к профессиональной коммуникации. Выделяются принципы подбора текста, используемого на занятиях по иностранному языку. Дан обзор основных заданий, способствующих формированию деловой культуры экономиста во время обучения иностранному языку.
Технология интеграции региональной блогосферы в содержание обучения иностранному языку в лингвистическом вузе
АннотацияРассматриваются вопросы о возможных путях интеграции регионального компонента в содержание обучения иностранному языку в лингвистическом вузе, для чего эффективным средством оказываются информационно-коммуникационные технологии. Формой интеграции может послужить региональная блогосфера.
К вопросу о лакунах, безэквивалентных единицах и национальных концептах, экзистенционирующих в терминологии предметной области «связи с общественностью»
АннотацияРассматриваются лакуны, безэквивалентные единицы и национальные концепты в терминологии предметной области «связи с общественностью». Впервые предпринята попытка проанализировать варианты соотношения концепта, семемы и лексемы в этой терминологии.
Репрезентация концепта «family» в английской концептосфере (на материале стихов для детей)
АннотацияРассматриваются языковые единицы, объективирующие концепт «family» в английском языке на материале текстов стихов для детей, а также выявляется национально-культурный компонент концепта.
Словообразовательное гнездо как единство формального и семантического: к вопросу о семантизирующих упражнениях
АннотацияРассматривается система семантических упражнений по обучению практическому владению школьников операциями со словообразовательным гнездом как единством формального и семантического. Предложенная методика определения этих двух сторон словообразовательных гнезд отражена в четырех структурных типах их организации в зависимости от исходного и производного слова.
Модель пространства в произведениях Франца Кафки
АннотацияРассматривается структура художественного пространства в произведениях Франца Кафки на примере романов «Der Prozess» и «Das Schloss», а также новеллы «Die Verwandlung». Особое внимание уделяется особенностям организации в текстах писателя повествовательной перспективы и функционирования семантической оппозиции «низ — верх».
Взаимодействие языков при трилингвизме
АннотацияРассматривается взаимодействие языков в сознании многоязычного индивида на примере мьянманских студентов, обучающихся в университете. Изучаются виды межъязыковых связей, возникающие в процессе взаимодействия языков. Описываются виды языковых контактов, языковая ситуация в Мьянме (бывшей Бирме).
Диалогический аспект экзаменационного дискурса (на материале устного экзамена по русскому языку)
АннотацияРассматриваются основные вербальные признаки диалогической речи коммуникантов, структурируется форма экзаменационного диалога на материале высказываний, полученных во время проведения устных экзаменов по русскому языку в русскоязычных школах Литвы за период 2005—2010 годов.
Виды и маркеры интердискурсивности в текстах кинорецензий
АннотацияИсследуется дискурсивная структура текста кинорецензии на материале немецких рецензий. Анализируются виды дискурсных взаимодействий и определяются лингвистические средства выражения интердискурсивности.
Язык: на перекрестке научных парадигм
Влияние генеративной лингвистики Н. Хомского на мировое языкознание
АннотацияРассматривается влияние идей генеративной лингвистики Н. Хомского на развитие многих направлений в грамматике, фонологии, семантике, психолингвистике, когнитивной науке, вычислительной лингвистике, а также роль теории в современной парадигме знаний о языке.
Язык как система миропонимания в концепции А. Ф. Лосева
АннотацияРассматриваются некоторые положения философии языка А. Ф. Лосева, сформулированные им в двух книгах раннего периода — «Философия имени» и «Вещь и имя» — и лингвистических работах позднего периода. Многие из высказанных ученым теоретических воззрений еще в начале 1930-х годов перекликаются с идеями, выдвинутыми в ХХ — ХХI веках когнитивистикой.