Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Оценка некоторых аспектов транспортной доступности сельских территорий Калининградской области с использованием инструмента социологического исследования

Страницы / Pages
38-48

Аннотация

Современная социально-экономическая модель предопределила ин­тен­сификацию взаимодействия между сельскими территориями и распо­ложенными рядом городами. В первую очередь интенсификация прояви­лась в росте потоков населения, ежедневно перемещающихся между се­лом и городом. В результате сельское население заинтересовано в каче­ст­венной транспортной инфраструктуре и эффективно функ­цио­ни­ру­ющей сети сообщения общественным транспортом. С исполь­зова­нием социологического инструментария авторы анализируют сте­пень удов­летворенности сельского населения восточных муниципальных об­ра­зований Калининградской области функционирующей сетью обще­ственного транспорта и качеством оказываемых транспортных услуг. Полученные результаты позволили сделать вывод, что система органи­зации пассажирского сообщения в ее нынешнем виде удовлетворяет большую часть респондентов. Вместе с тем, по мнению опрошенных, она нуждается как в инфраструктурном, так и в организационном раз­витии, особенно в наиболее «проблемных» муниципалитетах Калинин­градской области. С инфраструктурной точки зрения наиболее про­блемным муниципалитетом является Славский городской округ, а с ор­га­низационной — Гвардейский городской округ.

Abstract

The modern socio-economic model entails the intensification of rural – urban interaction. First of all, the process manifested itself in the growth of population flows, daily commuting between the village and the city. As a re­sult, the rural population expects a high-quality transport infrastructure and an efficiently functioning public transport network. Using sociological tools, the authors analyze the degree of satisfaction of the rural population from the eastern municipalities of the Kaliningrad region with a current public transport network and the quality of transport services provided. The findings led to the conclusion that the existing passenger management system satisfies most of the respondents. At the same time, according to the responses, the network asks for both infrastructural and systematic development, especially in the most ‘challenged’ municipalities of the Kaliningrad region. The Slavsky municipality is considered to be the most exposed nfrastructurally, while Gvardeysk experiences organizational difficulties.

Список литературы

1.  Большаков Н. М., Жиделева В. В., Рабкин С. В. Транспортная доступность пе­риферийных сельских территорий: теория, методология, практика (на приме­ре Республики Коми) // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2015. № 2 (22). С. 95—103.
2.  Власти Калининграда: Внедрение электронной системы проезда про­длили до 20 июля // KGD.ru. URL: https://kgd.ru/news/transport/item/83203- vlasti-kaliningrada-vnedrenie-jelektronnoj-sistemy-proezda-prodlili-do-20-iyulya (дата обращения: 12.02.2020).
3.  Волошенко К. Ю. Специфика и перспективы социального развития сель­ских территорий в Калининградской области // Регион сотрудничества. 2004. № 10. С. 15—34.
4.  Куратова Э. Транспортная доступность сельских территорий // АПК: эко­номика, управление. 2007. № 1. С. 26—29.
5.  Левченков А. В. Изменения культурного ландшафта территории перифе­рийных зон Калининградской области в XIX—XX веках // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 1. С. 132—159.
6.  Лялина А. В. Межрегиональные и межстрановые «перетоки» трудовых ре­сур­сов в Калининградскую область: факторы и векторы в современном евразийском контексте // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2018. № 4. С. 47—64.
7.  Рахманов А. М. Вопросы транспортной доступности в развитии сельских территорий: зарубежный опыт // Экономика, труд, управление в сельском хо­зяйстве. 2019. № 5 (50). С. 22—29.
8.  Романова Е. А., Виноградова О. Л., Фризина И. В. Эффект сжатия социально-экономического пространства в условиях приграничья (на примере СЗФО) // Балтийский регион. 2015. № 3 (25). С. 38—61.
9.  Симанов А. В. Категория «транспортная доступность» и оценка эффек­тивности транспортной инфраструктуры регионов // Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII Рязанские социологические чте­ния) : матер. Нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Рязань, 2018. С. 533—538.
10. Юстратова В. О., Гуменюк И. С. Проблема транспортной доступности сельских территорий (на примере Калининградской области) // Балтийский регион — регион сотрудничества — 2019 : матер. III междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2019. С. 211—223.