Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Анализ влияния транспортного фактора на ин­вестиционную конкурентоспособность приморских регионов евро­пей­ской части России

Аннотация

С точки зрения сочетания базовых факторов территориального раз­вития максимальным по сравнению с большинством регионов стра­ны потенциалом обладают приморские регионы европейской части Рос­сии, в которых сформированы или формируются крупные урбанизи­ро­ван­ные пространства. Именно в этих регионах целесообразно создавать круп­ные экономические центры, способные использовать выгоды агло­ме­ра­ционного и приморского факторов. Инструментом повышения уров­ня экономического развития и инвестиционной привлекательности дан­ных регионов является реализация крупных инфраструктурных про­ектов в области транспорта. В статье представлен анализ влияния реа­лизации проектов в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы Рос­сии (2010—2021 годы)» на повышение уровня экономической эф­фек­тивности транспортной отрасли в регионе и, как следствие, его ин­вес­ти­ционной привлекательности. Используя классические экономико-гео­гра­фические методы исследования, авторы приходят к выводу о неод­но­родности размариваемых регионов с точки зрения достигнутого ре­зуль­тата.

Abstract

Given the combination of the basic territorial growth factors, the coastal regions of the European part of Russia, where large urbanized spaces have already been developed or are being developed, are of the greatest potential compared to other regions of the country. It makes perfect sense to set up large economic centers capable of harnessing the benefits of agglomeration and seaside factors in such regions. A tool to improve the level of economic deve­lop­ment and investment attractiveness of these regions is the imp­le­mentation of large trasnsport infrastructure projects. The article analyzes how the implementation of projects under the Federal Target Program “Deve­lop­ment of the Transport System of Russia (2010—2021)” contributed to an increase in the economic efficiency of the transport industry in the region and, as a consequence, to an increase in the level of investment attractiveness. Using the classical economic and geographical research methods, the authors come to the conclusion that result-wise the regions under study are heterogeneous.

Список литературы

1.   Вольхин Д. А. Трансформация экономической безопасности Крыма в ус­ло­виях интеграции в российское социально-экономическое пространство // Гео­политика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5, № 2. С. 79—91.
2.   Горина А. И. Перспективы создания портово-промышленного комплекса в Калининградской области// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2016. № 4. С. 61—71.
3.   Дружинин А. Г. Экономический потенциал приморской зоны: понятийно-ка­тегориальные основы концепции // Известия высших учебных заведений. Се­веро-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2004. № 4 (128). С. 54—60.
4.   Кузнецов А. В. Интернационализация российской экономики: инвестици­он­ный аспект. 3-е изд. М., 2014.
5.   Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые воз­можности. М., 2015.
6.   Кузнецова О. В. Типология факторов социально-экономического развития ре­гионов России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5: География. 2014. № 2.
7.   Лачининский С. С., Семенова И. В. Санкт-Петербургский приморский ре­гион // Геоэкономическая трансформация территории. СПб., 2015.
8.   Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж. URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/meth-kom-di.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
9.   Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). URL: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/200/204/ documents (дата обращения: 16.06.2019).
10.  О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегри­ру­е­мых в отдельные государственные программы Российской Федерации [Элект­ронный ресурс] : пос­та­нов­ление Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1243. Доступ из справ.-пра­во­вой системы «Гарант».
11.  О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы Рос­сии (2010—2021 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
12.  Приморские зоны России на Балтике: факторы, особенности, перспекти­вы и стратегии трансграничной кластеризации : монография / А. Г. Дружи­нин, А. П. Клемешев, Г. М. Федоров [и др.] ; под ред. А. Г. Дружинина. М., 2018.
13.  Самусенко Д. Н. География прямых иностранных инвестиций в регионах Рос­сии // Пространственная организация общества: теория, методология, прак­тика : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2018. С. 259—262.
14.  Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск ; М., 2005.
15.  Трансграничное кластерообразование в приморских зонах европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты / А. Г. Дружинин, Д. А. Вольхин, Н. В. Гонтарь [и др.]. Ростов н/Д, 2017.
16.  Федоров Г. М. Эволюция внешних экономических связей Калинин­град­ской области // Балтийский регион — регион сотрудничества-2018: проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества вдоль Западного порубежья Рос­сии : матер. междунар. науч. конф. Калининград, 2018. С. 134—149.
17.  Центральный банк Российской Федерации. Статистика внешнего секто­ра. URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 16.06.2019).
18.  Экономическая география мирового развития. ХХ век / под общ. ред. Ю. Г. Липеца, В. А. Пуляркина, С. Б. Шлихтера. СПб., 2003.
19.  Региональная статистика // Федеральная служба государственной ста­ти­стики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/regional_statistics/ (дата обращения: 19.06.2019).
20.  Druzhinin A. The Sea Factor in the Spatial and Socio-Economic Dynamics of To­dayʼs Russia // Quaestiones Geographicae. 2019. Vol. 38, iss. 2. P. 91—100.
21. Krugman P. R. Geography and Trade. Cambridge, 1991.