Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Когнитивно-прагматический подход к формированию дискурсивной компетенции студентов языковых направлений подготовки

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-12
Страницы / Pages
119-129

Аннотация

С учетом двойственной природы понятия «дискурс», которое составляет основу для определения дискурсивной компетенции, обосновывается целесообразность исполь­зования когнитивно-прагматического подхода при формировании дискурсивной ком­петенции студентов языковых направлений подготовки с описанием его основных по­ложений. Выявляются дидактические принципы: принцип контекстуальности, прин­цип речемыслительной активности, принцип кооперации и интерактивности, прин­цип профессиональной рефлексии, принцип метапредметности как основополагающие для эффективной реализации данного подхода. Дано описание каждого из вышеуказан­ных принципов как продуктивной меры по содействию разрешению определенного пе­дагогического противоречия при обучении иностранным языкам.

Abstract

Taking into account the dual nature of the concept of “discourse,” which forms the basis for defining discursive competence, the expediency of using a cognitive-pragmatic approach in developing the discursive competence of students in language-oriented programs is justified, with a description of its main principles. Didactic principles are identified: the principle of contextuality, the principle of speech-thinking activity, the principle of cooperation and interactivity, the principle of professional reflection, and the principle of interdisciplinarity, as fundamental for the effective implementation of this approach. A description is provided for each of the above principles as a productive measure to contribute to the resolution of specific pedagogical contradictions in foreign language teaching.

Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-прагматическая субпарадигма науки о язы­ке // Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания : сб. науч. тр. 2-е изд., стер. М., 2014. С. 16—27.

2. Амерханова О. О. Обучение аспирантов иноязычному письменному науч­ному дискурсу на основе тандем-метода: английский язык : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2018.

3. Бударина А. О. Профессиональная универсальность лингвиста: к обосно­ванию понятия // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. № 11. С. 72—80.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 1991.

5. Горбунов А. Г. Дискурс как новая лингвистическая парадигма // Актуаль­ные задачи педагогики : материалы III междунар. науч. конф. (Чита, февраль 2013 г.). Чита, 2013. С. 155—158.

6. Гудкова И. В. Когнитивно-прагматический анализ аргументации в англо­язычном публицистическом тексте // Вестник Санкт-Петербургского универ­ситета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. Вып. 1, ч. 2. С. 247—251.

7. Дубровская О. Г. Когнитивно-дискурсивное направление когнитивной лингвистики как парадигма знания для интерпретации контекста // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 4. С. 155—161.

8. Заботкина В. И. О соотношении прагматического и когнитивного в дис­курсе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2007. № 2. С. 86—91.

9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

10. Карповская Н. В. К вопросу о когнитивно-прагматическом потенциале языковых единиц (на материале испанского и русского языков) // Язык и дей­ствительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака : сб. ст. по итогам IV междунар. конф. М., 2019. Т. 4. C. 172—179.

11. Киреева Е. С. Соотношение «язык и личность»: к вопросу о построении синтезирующей модели // Язык, сознание, коммуникация. М., 1998. Вып. 4. С. 94—102.

12. Ковалева Е. И. Когнитивно-прагматический аспект теории речевого акта: от риторики Аристотеля к современным положениям // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 1. С. 66—72.

13. Корниенко Е. Р. Дискурс как продукт речемыслительной деятельности языковой личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). С. 264—267.

14. Кочетова Л. А., Кривобокова Г. А. Когнитивно-прагматический подход в диахроническом изучении способов обозначения лица в английском реклам­ном дискурсе // Научный диалог. 2015. № 9 (45). С. 54—71.

15. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

16. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Вместо введения // Когни­тивные исследования языка М., Тамбов, 2009. Вып. 4: Концептуализация мира в языке. С. 11—24.

17. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.

18. Лекторский В. А. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 3—37.

19. Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике. М., 2006. C. 41—49.

20. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003.

21. Нефёдов С. Т., Чернявская В. Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива // Вестник Томско­го государственного университета. Филология. 2020. № 63. С. 83—97.

22. Обдалова О. А., Минакова Л. Ю., Соболева А. В. Дискурс как единица ком­муникативного и речемыслительного процесса в коммуникации представите­лей разных лингвокультур // Язык и культура. 2017. № 37. C. 205—228.

23. Общая теория дискурса: методические указания для подготовки препо­давателей к проведению практических занятий / сост. Н. А. Боженкова, Д. В. Атанова. Курск, 2016.

24. Пупышева Е. Л. Метапредметный подход в педагогическом вузе: условия и способы реализации // Проблемы современного педагогического образова­ния. 2021. № 72-4. С. 232—235.

25. Родина В. В. Дискурс: генезис, природа и содержание, обзор научных школ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 101—111.

26. Сацук А. П. Научные подходы к активизации речемыслительной дея­тельности. URL: https://www.brsu.by/sites/default/files/deutschlang/Seminare/ YiZ_2015/sacuk.pdf (дата обращения: 01.09.2023).

27. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М., 2013.

28. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

29. Хизбуллин Р. Р., Мухаметов Р. Р. Деятельностная концепция языка // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 595—597.

30. Эволюция и трансформация дискурсов: языковые, филологические и со­циокультурные аспекты : сб. материалов науч. конф. с междунар. участием (Самара, 14—15 марта 2014 г.). Самара, 2014.

31. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. М., 1975. С. 193—229.