Когнитивно-прагматический подход к формированию дискурсивной компетенции студентов языковых направлений подготовки
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-4-12
- Страницы / Pages
- 119-129
Аннотация
С учетом двойственной природы понятия «дискурс», которое составляет основу для определения дискурсивной компетенции, обосновывается целесообразность использования когнитивно-прагматического подхода при формировании дискурсивной компетенции студентов языковых направлений подготовки с описанием его основных положений. Выявляются дидактические принципы: принцип контекстуальности, принцип речемыслительной активности, принцип кооперации и интерактивности, принцип профессиональной рефлексии, принцип метапредметности как основополагающие для эффективной реализации данного подхода. Дано описание каждого из вышеуказанных принципов как продуктивной меры по содействию разрешению определенного педагогического противоречия при обучении иностранным языкам.
Abstract
Taking into account the dual nature of the concept of “discourse,” which forms the basis for defining discursive competence, the expediency of using a cognitive-pragmatic approach in developing the discursive competence of students in language-oriented programs is justified, with a description of its main principles. Didactic principles are identified: the principle of contextuality, the principle of speech-thinking activity, the principle of cooperation and interactivity, the principle of professional reflection, and the principle of interdisciplinarity, as fundamental for the effective implementation of this approach. A description is provided for each of the above principles as a productive measure to contribute to the resolution of specific pedagogical contradictions in foreign language teaching.
Список литературы
1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-прагматическая субпарадигма науки о языке // Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания : сб. науч. тр. 2-е изд., стер. М., 2014. С. 16—27.
2. Амерханова О. О. Обучение аспирантов иноязычному письменному научному дискурсу на основе тандем-метода: английский язык : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2018.
3. Бударина А. О. Профессиональная универсальность лингвиста: к обоснованию понятия // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. № 11. С. 72—80.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 1991.
5. Горбунов А. Г. Дискурс как новая лингвистическая парадигма // Актуальные задачи педагогики : материалы III междунар. науч. конф. (Чита, февраль 2013 г.). Чита, 2013. С. 155—158.
6. Гудкова И. В. Когнитивно-прагматический анализ аргументации в англоязычном публицистическом тексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. Вып. 1, ч. 2. С. 247—251.
7. Дубровская О. Г. Когнитивно-дискурсивное направление когнитивной лингвистики как парадигма знания для интерпретации контекста // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 4. С. 155—161.
8. Заботкина В. И. О соотношении прагматического и когнитивного в дискурсе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2007. № 2. С. 86—91.
9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
10. Карповская Н. В. К вопросу о когнитивно-прагматическом потенциале языковых единиц (на материале испанского и русского языков) // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака : сб. ст. по итогам IV междунар. конф. М., 2019. Т. 4. C. 172—179.
11. Киреева Е. С. Соотношение «язык и личность»: к вопросу о построении синтезирующей модели // Язык, сознание, коммуникация. М., 1998. Вып. 4. С. 94—102.
12. Ковалева Е. И. Когнитивно-прагматический аспект теории речевого акта: от риторики Аристотеля к современным положениям // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 1. С. 66—72.
13. Корниенко Е. Р. Дискурс как продукт речемыслительной деятельности языковой личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). С. 264—267.
14. Кочетова Л. А., Кривобокова Г. А. Когнитивно-прагматический подход в диахроническом изучении способов обозначения лица в английском рекламном дискурсе // Научный диалог. 2015. № 9 (45). С. 54—71.
15. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
16. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Вместо введения // Когнитивные исследования языка М., Тамбов, 2009. Вып. 4: Концептуализация мира в языке. С. 11—24.
17. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.
18. Лекторский В. А. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 3—37.
19. Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике. М., 2006. C. 41—49.
20. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003.
21. Нефёдов С. Т., Чернявская В. Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 63. С. 83—97.
22. Обдалова О. А., Минакова Л. Ю., Соболева А. В. Дискурс как единица коммуникативного и речемыслительного процесса в коммуникации представителей разных лингвокультур // Язык и культура. 2017. № 37. C. 205—228.
23. Общая теория дискурса: методические указания для подготовки преподавателей к проведению практических занятий / сост. Н. А. Боженкова, Д. В. Атанова. Курск, 2016.
24. Пупышева Е. Л. Метапредметный подход в педагогическом вузе: условия и способы реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 232—235.
25. Родина В. В. Дискурс: генезис, природа и содержание, обзор научных школ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 101—111.
26. Сацук А. П. Научные подходы к активизации речемыслительной деятельности. URL: https://www.brsu.by/sites/default/files/deutschlang/Seminare/ YiZ_2015/sacuk.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
27. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М., 2013.
28. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
29. Хизбуллин Р. Р., Мухаметов Р. Р. Деятельностная концепция языка // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 595—597.
30. Эволюция и трансформация дискурсов: языковые, филологические и социокультурные аспекты : сб. материалов науч. конф. с междунар. участием (Самара, 14—15 марта 2014 г.). Самара, 2014.
31. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. М., 1975. С. 193—229.