Особенности психологической атмосферы в инклюзивных группах студентов вуза
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-4-11
- Страницы / Pages
- 104-118
Аннотация
Представлены описание и результаты эмпирического исследования, проведенного на базе двух инклюзивных групп студентов Балтийского федерального университета им. И. Канта. Инструментом данного исследования стала «Шкала оценки психологической атмосферы в группе» (шкала-опросник Ф. Фидлера в адаптации Ю. Л. Ханина) с включением вопросов открытого типа, позволяющих выявить отношение опрашиваемых к инклюзии в вузе, узнать, как они оценивают положительные и отрицательные эффекты совместного обучения со студентами с особенностями психофизического развития. На основе полученных результатов делается вывод о том, что нозологическая категория студентов с ограниченными возможностями не является определяющим фактором психологической атмосферы в студенческой группе. Приводятся суждения студентов относительно положительных и отрицательных эффектов совместного обучения со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Высказывается мысль о необходимости комплексного социально-психологического исследования для усовершенствования инклюзивных практик в вузовском обучении.
Abstract
The description and results of an empirical study conducted within two inclusive student groups at the Immanuel Kant Baltic Federal University are presented. The instrument used for this research was the “Psychological Atmosphere in the Group Scale” (F. Fiedler’s scale adapted by Yu. L. Khanin) with the inclusion of open-ended questions to assess participants’ attitudes toward inclusion in the university. The study aimed to understand how students evaluate the positive and negative effects of joint learning with students with psychophysical development peculiarities. Based on the results, the conclusion is drawn that the nosological category of students with limited abilities is not a determining factor in the psychological atmosphere within a student group. Students’ perspectives on the positive and negative effects of collaborative learning with students with health limitations are discussed. The idea of the necessity for a comprehensive socio-psychological study to enhance inclusive practices in university education is expressed.
Список литературы
1. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. М., 2018. С. 5—13.
2. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 29—41.
3. Денисова О. А., Леханова О. Л. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 202—211.
4. Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н., Гудина Т. В. Технология формирования инклюзивной культуры преподавателей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2022. № 4. С. 135—145.
5. Дмитриева Е. Е., Суворова О. В., Егорова П. А. и др. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. № 45. С. 161—172.
6. Зиновьева В. И., Наумова Н. И., Берсенев М. В., Шульмин М. П. Формирование позитивной атмосферы в отношении лиц с ограниченными возможностями в образовательном пространстве вуза // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 61. С. 192—195.
7. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 1. С. 51—73.
8. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 3. С. 156—181.
9. Краснопевцева Т. Ф., Фильченкова И. Ф., Винокурова И. В. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 5—21.
10. Кудрявцев В. А., Каштанова С. Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. URL: https://www.minin-vestnik.ru/ jour/article/view/342 (дата обращения: 13.01.2023).
11. Куницына И. А., Беженуца Е. Н. Психологическая атмосфера в студенческих группах // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 2. С. 47—55.
12. Макарова Н. В. Инклюзивная культура как показатель успешного развития вуза // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2020. № 1. С. 81—85.
13. Новожилова Т. Н. Инклюзивное взаимодействие: семантический и психолого-педагогический дискурс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2022. № 2 (106). С. 103—112.
14. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31—35. URL: http://e-koncept.ru/2016/ 56117.htm (дата обращения: 13.01.2023).
15. Томашов В. В., Рыжова А. С. Трудности и барьеры инклюзивного образования в высшей школе // Вестник социально-политических наук. 2020. № 19. С. 29—32.
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по Ф. Фидлеру). М., 2002.
17. Шумова Ю. В. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2018. С. 568—572.
18. Algolaylat A. S., Alodat A. M., Muhidat M. A., Almakanin H. A. Perspectives of Students with Disabilities on Inclusive Education Challenges in Higher Education: A Case Study of a Jordanian University // TEM Journal. 2023. Vol. 12, № 1. P. 406—413.