Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Особенности психологической атмосферы в инклюзивных группах студентов вуза

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-11
Страницы / Pages
104-118

Аннотация

Представлены описание и результаты эмпирического исследования, проведенного на базе двух инклюзивных групп студентов Балтийского федерального университета им. И. Канта. Инструментом данного исследования стала «Шкала оценки психологи­ческой атмосферы в группе» (шкала-опросник Ф. Фидлера в адаптации Ю. Л. Ханина) с включением вопросов открытого типа, позволяющих выявить отношение опрашива­емых к инклюзии в вузе, узнать, как они оценивают положительные и отрицательные эффекты совместного обучения со студентами с особенностями психофизического развития. На основе полученных результатов делается вывод о том, что нозологиче­ская категория студентов с ограниченными возможностями не является определяю­щим фактором психологической атмосферы в студенческой группе. Приводятся суж­дения студентов относительно положительных и отрицательных эффектов сов­местного обучения со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Выска­зывается мысль о необходимости комплексного социально-психологического исследова­ния для усовершенствования инклюзивных практик в вузовском обучении.

Abstract

The description and results of an empirical study conducted within two inclusive student groups at the Immanuel Kant Baltic Federal University are presented. The instrument used for this research was the “Psychological Atmosphere in the Group Scale” (F. Fiedler’s scale adapted by Yu. L. Khanin) with the inclusion of open-ended questions to assess participants’ attitudes toward inclusion in the university. The study aimed to understand how students evaluate the positive and negative effects of joint learning with students with psychophysical development peculiarities. Based on the results, the conclusion is drawn that the nosological ca­tegory of students with limited abilities is not a determining factor in the psychological at­mo­sphere within a student group. Students’ perspectives on the positive and negative effects of collaborative learning with students with health limitations are discussed. The idea of the necessity for a comprehensive socio-psychological study to enhance inclusive practices in university education is expressed.

Список литературы

1. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная осно­ва изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образова­нии: сетевой подход. М., 2018. С. 5—13.

2. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инва­лидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 29—41.

3. Денисова О. А., Леханова О. Л. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 202—211.

4. Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н., Гудина Т. В. Технология фор­мирования инклюзивной культуры преподавателей // Вестник Ленинград­ского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2022. № 4. С. 135—145.

5. Дмитриева Е. Е., Суворова О. В., Егорова П. А. и др. Психологическое иссле­дование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. № 45. С. 161—172.

6. Зиновьева В. И., Наумова Н. И., Берсенев М. В., Шульмин М. П. Формирование позитивной атмосферы в отношении лиц с ограниченными возможностями в образовательном пространстве вуза // Вестник Томского государственного уни­верситета. История. 2019. № 61. С. 192—195.

7. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 1. С. 51—73.

8. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподава­телей // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 3. С. 156—181.

9. Краснопевцева Т. Ф., Фильченкова И. Ф., Винокурова И. В. К вопросу о готовно­сти научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного обра­зования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 5—21.

10. Кудрявцев В. А., Каштанова С. Н. Терминологическое поле понятия «без­барьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вест­ник Мининского университета. 2017. № 2. URL: https://www.minin-vestnik.ru/ jour/article/view/342 (дата обращения: 13.01.2023).

11. Куницына И. А., Беженуца Е. Н. Психологическая атмосфера в студенче­ских группах // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 2. С. 47—55.

12. Макарова Н. В. Инклюзивная культура как показатель успешного развития вуза // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2020. № 1. С. 81—85.

13. Новожилова Т. Н. Инклюзивное взаимодействие: семантический и психо­лого-педагогический дискурс // Вестник Московского государственного уни­верситета культуры и искусства. 2022. № 2 (106). С. 103—112.

14. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электрон­ный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31—35. URL: http://e-koncept.ru/2016/ 56117.htm (дата обращения: 13.01.2023).

15. Томашов В. В., Рыжова А. С. Трудности и барьеры инклюзивного образо­вания в высшей школе // Вестник социально-политических наук. 2020. № 19. С. 29—32.

16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Методика оценки психологи­ческой атмосферы в коллективе (по Ф. Фидлеру). М., 2002.

17. Шумова Ю. В. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса // Преемственная система инклюзив­ного образования: взаимодействие специалистов разного профиля : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2018. С. 568—572.

18. Algolaylat A. S., Alodat A. M., Muhidat M. A., Almakanin H. A. Perspectives of Stu­dents with Disabilities on Inclusive Education Challenges in Higher Education: A Case Study of a Jordanian University // TEM Journal. 2023. Vol. 12, № 1. P. 406—413.