Роль учебных планов и программ в ориентации на педагогическую профессию: исторический обзор
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-4-8
- Страницы / Pages
- 77-86
Аннотация
Представлен краткий историко-педагогический обзор ориентации выпускников образовательных учреждений на педагогическую профессию в XIX—XX вв. Цель исследования — показать значение учебных планов и программ при появлении в женских образовательных организациях обучения педагогической направленности. Подробно раскрыт опыт образовательных организаций, в частности Александровского училища и Смольного института благородных девиц, по подготовке будущих выпускниц к профессиональной деятельности в качестве домашних учительниц, гувернанток. Методология исследования основана на аспектном подходе: в вопросе обучения, имеющего педагогическую направленность, рассматривается только один аспект — значение учебных планов в реализации такого обучения. Также в определенной части применяются концептуальный подход, исторический метод и изучение практического опыта, рассматриваемого в ретроспективе.
Abstract
The article provides a brief historical and pedagogical overview of the orientation of graduates of educational institutions toward the teaching profession in the 19th and 20th centuries. The aim of the research is to demonstrate the significance of curricula and programs with the emergence of pedagogical training in women’s educational organizations. The experience of educational institutions, particularly the Alexandrov School and the Smolny Institute of Noble Maidens, in preparing future female graduates for professional activities as home teachers and governesses is detailed. The research methodology is based on an aspectual approach: considering only one aspect, the importance of curricula in implementing pedagogical training. Additionally, a conceptual approach, historical method, and retrospective examination of practical experience are applied in a certain part of the research.
Список литературы
1. Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/education/ text/2379857 (дата обращения: 05.06.2023).
2. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и традиции : монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль, 2021.
3. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России : учеб. пособие. М., 2009.
4. Иванова С. В. Практика организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях и перспективы развития профильной школы // Проблемы профессионального обучения в контексте непрерывного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. В. Ивановой, М. В. Наяновой. Самара, 2002. С. 16—24.
5. Корепанова Н. В., Стародубова Н. В. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2021. Т. 6, № 3. С. 99—108. doi: 10.24412/2470-1262-2021-3-99-108.
6. Лихачева Е. И. Материалы для истории женского образования в России : в 4 т. Т. 2. СПб., 1899.
7. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2005.
8. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии : доклад К. У. Черненко на Пленуме Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. // Советская культура. 1983. 16 июня. URL: https://portal-kultura.ru/ archive/year/1983/ (дата обращения: 09.06.2023).
9. Паэгле Н. Четыре модели педклассов // Уральский государственный педагогический университет : [офиц. сайт]. URL: https://uspu.ru/projects/contem porary_school/vektor/4 %20modeli/ (дата обращения: 05.05.2023).
10. Пискунов А. И. К. Д. Ушинский — основоположник научной педагогики в России // Советская педагогика. 1974. № 2. С. 7—17.
11. Половцов А. А. Русский биографический словарь // Азбука веры: православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/ (дата обращения: 09.06.2023).
12. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования : приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
13. Селиванова Н. Л. В. А. Караковский: личность, ученый, учитель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. Спецвыпуск. С. 7—9.
14. Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики // Собр. соч. : в 10 т. Т. 10. М. ; Л., 1950.
15. Шленёв А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2000.