Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Роль учебных планов и программ в ориентации на педагогическую профессию: исторический обзор

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-8
Страницы / Pages
77-86

Аннотация

Представлен краткий историко-педагогический обзор ориентации выпускников образовательных учреждений на педагогическую профессию в XIX—XX вв. Цель иссле­дования — показать значение учебных планов и программ при появлении в женских образовательных организациях обучения педагогической направленности. Подробно раскрыт опыт образовательных организаций, в частности Александровского училища и Смольного института благородных девиц, по подготовке будущих выпускниц к профессиональной деятельности в качестве домашних учительниц, гувернанток. Методология исследования основана на аспектном подходе: в вопросе обучения, имею­щего педагогическую направленность, рассматривается только один аспект — значе­ние учебных планов в реализации такого обучения. Также в определенной части при­меняются концептуальный подход, исторический метод и изучение практического опыта, рассматриваемого в ретроспективе.

Abstract

The article provides a brief historical and pedagogical overview of the orientation of graduates of educational institutions toward the teaching profession in the 19th and 20th cen­tu­ries. The aim of the research is to demonstrate the significance of curricula and prog­rams with the emergence of pedagogical training in women’s educational organizations. The ex­pe­rience of educational institutions, particularly the Alexandrov School and the Smolny Insti­tu­te of Noble Maidens, in preparing future female graduates for professional activities as ho­me teachers and governesses is detailed. The research methodology is based on an aspectual app­roach: considering only one aspect, the importance of curricula in implementing pedago­gical training. Additionally, a conceptual approach, historical method, and retros­pec­tive exa­mination of practical experience are applied in a certain part of the research.

Список литературы

1. Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/education/ text/2379857 (дата обращения: 05.06.2023).

2. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и тра­диции : монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чер­нявской. Ярославль, 2021.

3. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России : учеб. пособие. М., 2009.

4. Иванова С. В. Практика организации профильного обучения в общеобра­зовательных учреждениях и перспективы развития профильной школы // Проблемы профессионального обучения в контексте непрерывного образова­ния : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. В. Ивановой, М. В. Наяновой. Самара, 2002. С. 16—24.

5. Корепанова Н. В., Стародубова Н. В. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-Cultural Studies: Educa­tion and Science. 2021. Т. 6, № 3. С. 99—108. doi: 10.24412/2470-1262-2021-3-99-108.

6. Лихачева Е. И. Материалы для истории женского образования в России : в 4 т. Т. 2. СПб., 1899.

7. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2005.

8. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы пар­тии : доклад К. У. Черненко на Пленуме Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. // Советская культура. 1983. 16 июня. URL: https://portal-kultura.ru/ archive/year/1983/ (дата обращения: 09.06.2023).

9. Паэгле Н. Четыре модели педклассов // Уральский государственный пе­дагогический университет : [офиц. сайт]. URL: https://uspu.ru/projects/contem porary_school/vektor/4 %20modeli/ (дата обращения: 05.05.2023).

10. Пискунов А. И. К. Д. Ушинский — основоположник научной педагогики в России // Советская педагогика. 1974. № 2. С. 7—17.

11. Половцов А. А. Русский биографический словарь // Азбука веры: право­славная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/ (дата об­ращения: 09.06.2023).

12. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования : приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

13. Селиванова Н. Л. В. А. Караковский: личность, ученый, учитель // Отече­ственная и зарубежная педагогика. 2016. Спецвыпуск. С. 7—9.

14. Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики // Собр. соч. : в 10 т. Т. 10. М. ; Л., 1950.

15. Шленёв А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2000.