Структура и содержание компетенции в области игровых образовательных технологий будущего преподавателя дисциплин социально-гуманитарного цикла
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-4-7
- Страницы / Pages
- 62-76
Аннотация
Представлен анализ публикаций, содержащих попытки разработать подходы, модели и системы формирования и развития компетенций в области игровых образовательных технологий и практик будущего вузовского преподавателя дисциплин социально-гуманитарного цикла. На основе проанализированных работ определены условия, при которых игровые технологии могут применяться в качестве образовательных. Приводится критериально-уровневое описание компетенции «Способность и готовность осваивать игровые образовательные технологии и применять их в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла». Выделены два ключевых аспекта формирования и развития целевой компетенции: научно-методологический и практико-ориентированный, которые должны системно дополнять друг друга в ходе профессиональной подготовки будущих вузовских преподавателей дисциплин социально-гуманитарного цикла. В качестве таких аспектов авторы статьи рассматривают включение дисциплины по выбору «Современные игровые образовательные технологии» в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров ряда направлений и профилей и обновление содержания педагогического типа производственной практики.
Abstract
The article analyzes the publications, containing attempts to develop approaches, models, and systems for the formation and development of competencies in the field of game-based educational technologies and practices for future university teachers of social disciplines and humanities. Based on the analyzed works, conditions are identified under which game technologies can be applied in education. A criteria-level description of the competence “Ability and readiness to master game-based educational technologies and apply them in teaching social and humanitarian disciplines” is provided. Two key aspects of forming and developing the target competence are highlighted: scientific-methodological and practice-oriented, which should complement each other systematically in the course of professional training for future university teachers of social and humanitarian disciplines. The author also considers such aspects as the inclusion of the “Modern Game-based Educational Technologies” course in the elective part of the curriculum for the preparation of bachelor’s degrees in various fields and profiles and updating the content of pedagogical internships.
Список литературы
1. Активные и интерактивные методы обучения : учеб. пособие / под ред. В. И. Гребенюкова. Нижневартовск, 2014.
2. Александрова Е. В., Барбашева С. С. Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в современных условиях при реализации ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 16—19. doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0002.
3. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Попова О. С. Ресурсы геймификации в образовании: теоретический подход // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 1. С. 15—49.
4. Байбакова Э. А. Игровые педагогические технологии и soft-компетенции педагога среднего профессионального образования // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3, № 1. С. 34—39. doi.org/10.46684/2687-1033. 2022.1.34-39.
5. Бодрова Е. В., Шибаева Г. Е. Организация практико-ориентированного обучения в образовательных организациях ФСИН России с использованием дополненной и виртуальной реальности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 2 (249). С. 59—66. doi.org/10.51522/2307-0382-2023-249-2-59-66.
6. Болтышев М. Г. Геймификация цифрового обучения: актуальные проблемы // Информатика и образование. 2022. Т. 37, № 3. С. 28—34. doi.org/ 10.32517/0234-0453-2022-37-3-28-34.
7. Брызгалова Ю. В., Вавилова Т. С. Проблема формирования игровой компетентности педагогов дошкольного образования // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». 2020. № 1. С. 104—109.
8. Бусель С. В. Геймификация как дополнительный инструмент реинжиниринга образовательного процесса: сущность и потенциал // Миссия образования — мир будущего : материалы ХXII междунар. науч.-практ. конф. по педагогическому образованию. Калининград, 2023. С. 18—33.
9. Бусель С. В., Полупан К. Л. Сущность и особенности внедрения игрофикации в образовательную сферу как системной и специфической игровой практики // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 4. С. 239—246. doi.org/ 10.55355/snv2022114302.
10. Бусель С. В., Рудинский И. Д. Игрофикация как концептуальная основа модернизации образовательной среды // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2023. Т. 9, № 1. С. 101—125.
11. Ваганова О. И., Алешугина Е. А. Психологические аспекты реализации игровых технологий // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4, № 2 (8). С. 21—24. doi.org/10.34671/SCH. SVB.2020.0402.0006.
12. Гайдунко Ю. А. Сравнительный педагогический анализ дискуссионных и игровых методов обучения с целью применения их в процессе подготовки специалистов учебных заведений высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 50—54.
13. Говоров А. И., Говорова М. М., Валитова Ю. О. Оценка актуальности разработки методов использования средств геймификации и игровых технологий в системах управления обучением // Компьютерные инструменты в образовании. 2018. № 2. С. 39—54. doi.org/10.32603/2071-2340-2018-2-39-54.
14. Гревцов К. Ю., Кадеева О. Е., Сырицына В. Н. Применение игр и их компонентов в электронном обучении // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108). URL: https://research-journal.org/archive/6-108- 2021-june/primenenie-igr-i-ix-komponentov-v-elektronnom-obuchenii (дата обращения: 12.07.2023).
15. Даринцева Т. Л. Развитие профессиональной игровой компетентности педагога как условие повышения качества дошкольного образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сб. науч. тр. V междунар. конф. Екатеринбург, 2019. С. 92—94.
16. Ермолаева А. Д., Томчинская Т. Н. Разработка игровых тренажеров на примере обучающей системы вождения автомобиля // КОГРАФ-2022 : сб. материалов 32-й Всерос. науч.-практ. конф. по графическим информационным технологиям и системам. Нижний Новгород, 2022. С. 153—159. doi.org/10.46960/ kograph_2022_153.
17. Грязнова Е. В., Кашина Е. В., Дорогина А. С., Тихоненко Ю. В. Игровая компетенция педагога дошкольного учреждения в развитии речевых способностей у детей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 101—104. doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0021.
18. Ковардакова М. А., Макарова О. А., Ускова Е. О. Интерактивные технологии обучения в высшей школе : учеб.-метод. пособие для асп. по педагогике высшей школы. Ульяновск, 2016.
19. Корнилов Ю. В. Применение значков в LMS MOODLE как элемент геймификации в смешанном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 108—112.
20. Курлат А. М., Хачикян Е. И. Проблема формирования игровой компетентности будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Приднестровского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 1-1 (61). С. 52—56.
21. Макарова В. В., Колчина В. В. Принципы и инструменты игровых технологий в высшем образовании // Современный ученый. 2023. № 3. С. 189—194.
22. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России : [офиц. сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 26.03.2023).
23. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие. Ч. 1. М., 2002.
24. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» // Правительство России : [офиц. сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmu F5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
25. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
26. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 992. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 993. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
29. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
30. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Барабина И. Е., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. и др. Роль интерактивных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 5—10.
32. Образовательная инженерия. Понятия. Подходы. Приложения / Е. Ю. Авксентьева, П. А. Аксютин, И. Д. Рудинский [и др.] ; под ред. И. Д. Рудинского и Е. З. Власовой. М., 2021.
33. Рудинский И. Д., Давыдова Н. А., Петров С. В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход. М., 2019.
34. Сайкина Т. В. Игровая компетентность современного педагога дошкольной образовательной организации // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. и материалов VI междунар. науч.-практ. конф. Коломна, 2019. С. 360—364.
35. Фазлыева Р. А. Геймификация как способ подготовки к ЕГЭ по обществознанию // Дневник науки. 2022. № 11 (71). URL: http://dnevniknauki.ru (дата обращения: 12.07.2023).
36. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки» // Офиц. портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/ index/24/94 (дата обращения: 25.07.2023).
37. Ханова Т. Г., Белинова Н. В., Вавилова Т. С. Изучение феномена игровой компетентности педагогов дошкольного образования // Нижегородское образование. 2021. № 3. С. 44—49.
38. Ханова Т. Г., Карамирзаева А. М. Формирование профессионально-игровой компетентности педагога дошкольного образования // Мир педагогики и психологии. 2022. № 12 (77). С. 38—43.
39. Цыренова В. Б., Сартакова Е. Е., Лумбунова Н. Б. Педагогика. Теория обучения : учеб. пособие. Улан-Удэ, 2022.
40. Fischer H., Heinz M., Breitenstein M. Gamification of Learning Management Systems and User Types in Higher Education // Proceedings of the 12th European Conference on Games Based Learning. 2018. P. 91—98. URL: https://www. researchgate.net/publication/345631327_Gamification_of_Learning_Management_ Systems_and_User_Types_in_Higher_Education (дата обращения: 12.07.2023).
41. White Hat vs Black Hat Gamification in the Octalysis Framework // Yu-kai Chou’s official website. URL: https://yukaichou.com/gamification-study/white- hat-black-hat-gamification-octalysis-framework/ (дата обращения: 25.07.2023).