Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Структура и содержание компетенции в области игровых образовательных технологий будущего преподавателя дисциплин социально-гуманитарного цикла

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-7
Страницы / Pages
62-76

Аннотация

Представлен анализ публикаций, содержащих попытки разработать подходы, мо­дели и системы формирования и развития компетенций в области игровых образова­тельных технологий и практик будущего вузовского преподавателя дисциплин соци­ально-гуманитарного цикла. На основе проанализированных работ определены условия, при которых игровые технологии могут применяться в качестве образовательных. Приводится критериально-уровневое описание компетенции «Способность и готов­ность осваивать игровые образовательные технологии и применять их в ходе препода­вания дисциплин социально-гуманитарного цикла». Выделены два ключевых аспекта формирования и развития целевой компетенции: научно-методологический и прак­тико-ориентированный, которые должны системно дополнять друг друга в ходе про­фессиональной подготовки будущих вузовских преподавателей дисциплин социально-гуманитарного цикла. В качестве таких аспектов авторы статьи рассматривают включение дисциплины по выбору «Современные игровые образовательные технологии» в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров ряда направлений и про­филей и обновление содержания педагогического типа производственной практики.

Abstract

The article analyzes the publications, containing attempts to develop approaches, models, and systems for the formation and development of competencies in the field of game-based educational technologies and practices for future university teachers of social disciplines and humanities. Based on the analyzed works, conditions are identified under which game technologies can be applied in education. A criteria-level description of the competence “Ability and readiness to master game-based educational technologies and apply them in teaching social and humanitarian disciplines” is provided. Two key aspects of forming and developing the target competence are highlighted: scientific-methodological and practice-oriented, which should complement each other systematically in the course of professional training for future university teachers of social and humanitarian disciplines. The author also considers such aspects as the inclusion of the “Modern Game-based Educational Technologies” course in the elective part of the curriculum for the preparation of bachelor’s degrees in various fields and profiles and updating the content of pedagogical internships.

Список литературы

1. Активные и интерактивные методы обучения : учеб. пособие / под ред. В. И. Гребенюкова. Нижневартовск, 2014.

2. Александрова Е. В., Барбашева С. С. Роль самообразования в развитии про­фессиональной компетентности педагога в современных условиях при реали­зации ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 16—19. doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0002.

3. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Попова О. С. Ресурсы геймификации в об­разовании: теоретический подход // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 1. С. 15—49.

4. Байбакова Э. А. Игровые педагогические технологии и soft-компетенции педагога среднего профессионального образования // Техник транспорта: об­разование и практика. 2022. Т. 3, № 1. С. 34—39. doi.org/10.46684/2687-1033. 2022.1.34-39.

5. Бодрова Е. В., Шибаева Г. Е. Организация практико-ориентированного обу­чения в образовательных организациях ФСИН России с использованием до­полненной и виртуальной реальности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 2 (249). С. 59—66. doi.org/10.51522/2307-0382-2023-249-2-59-66.

6. Болтышев М. Г. Геймификация цифрового обучения: актуальные про­блемы // Информатика и образование. 2022. Т. 37, № 3. С. 28—34. doi.org/ 10.32517/0234-0453-2022-37-3-28-34.

7. Брызгалова Ю. В., Вавилова Т. С. Проблема формирования игровой компе­тентности педагогов дошкольного образования // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». 2020. № 1. С. 104—109.

8. Бусель С. В. Геймификация как дополнительный инструмент реинжини­ринга образовательного процесса: сущность и потенциал // Миссия образова­ния — мир будущего : материалы ХXII междунар. науч.-практ. конф. по педа­гогическому образованию. Калининград, 2023. С. 18—33.

9. Бусель С. В., Полупан К. Л. Сущность и особенности внедрения игрофика­ции в образовательную сферу как системной и специфической игровой прак­тики // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 4. С. 239—246. doi.org/ 10.55355/snv2022114302.

10. Бусель С. В., Рудинский И. Д. Игрофикация как концептуальная основа модер­низации образовательной среды // Вестник науки и образования Севе­ро-За­пада России. 2023. Т. 9, № 1. С. 101—125.

11. Ваганова О. И., Алешугина Е. А. Психологические аспекты реализации иг­ровых технологий // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4, № 2 (8). С. 21—24. doi.org/10.34671/SCH. SVB.2020.0402.0006.

12. Гайдунко Ю. А. Сравнительный педагогический анализ дискуссионных и игровых методов обучения с целью применения их в процессе подготовки спе­циалистов учебных заведений высшего образования // Проблемы современно­го педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 50—54.

13. Говоров А. И., Говорова М. М., Валитова Ю. О. Оценка актуальности разра­ботки методов использования средств геймификации и игровых технологий в системах управления обучением // Компьютерные инструменты в образова­нии. 2018. № 2. С. 39—54. doi.org/10.32603/2071-2340-2018-2-39-54.

14. Гревцов К. Ю., Кадеева О. Е., Сырицына В. Н. Применение игр и их компо­нентов в электронном обучении // Международный научно-исследователь­ский журнал. 2021. № 6 (108). URL: https://research-journal.org/archive/6-108- 2021-june/primenenie-igr-i-ix-komponentov-v-elektronnom-obuchenii (дата обра­щения: 12.07.2023).

15. Даринцева Т. Л. Развитие профессиональной игровой компетентности педагога как условие повышения качества дошкольного образования // Тра­диции и инновации в педагогическом образовании : сб. науч. тр. V междунар. конф. Екатеринбург, 2019. С. 92—94.

16. Ермолаева А. Д., Томчинская Т. Н. Разработка игровых тренажеров на при­мере обучающей системы вождения автомобиля // КОГРАФ-2022 : сб. матери­алов 32-й Всерос. науч.-практ. конф. по графическим информационным техно­логиям и системам. Нижний Новгород, 2022. С. 153—159. doi.org/10.46960/ kograph_2022_153.

17. Грязнова Е. В., Кашина Е. В., Дорогина А. С., Тихоненко Ю. В. Игровая компе­тенция педагога дошкольного учреждения в развитии речевых способностей у детей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 101—104. doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0021.

18. Ковардакова М. А., Макарова О. А., Ускова Е. О. Интерактивные технологии обучения в высшей школе : учеб.-метод. пособие для асп. по педагогике высшей школы. Ульяновск, 2016.

19. Корнилов Ю. В. Применение значков в LMS MOODLE как элемент гей­мификации в смешанном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 108—112.

20. Курлат А. М., Хачикян Е. И. Проблема формирования игровой компе­тентности будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Приднестровского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 1-1 (61). С. 52—56.

21. Макарова В. В., Колчина В. В. Принципы и инструменты игровых техноло­гий в высшем образовании // Современный ученый. 2023. № 3. С. 189—194.

22. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России : [офиц. сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 26.03.2023).

23. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессио­нально-педагогической деятельности : учеб. пособие. Ч. 1. М., 2002.

24. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образова­тельная среда в Российской Федерации» // Правительство России : [офиц. сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmu F5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 16.07.2023).

25. Об утверждении федерального государственного образовательного стан­дарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессио­нальное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федера­ции от 16.11.2022 г. № 992. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант­Плюс».

27. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федера­ции от 16.11.2022 г. № 993. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант­Плюс».

28. Об утверждении федерального государственного образовательного стан­дарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогиче­ское образование (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

29. Об утверждении федерального государственного образовательного стан­дарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант­Плюс».

30. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда Рос­сии от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014). Доступ из справ.-правовой си­стемы «КонсультантПлюс».

31. Барабина И. Е., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. и др. Роль интерактивных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика: пер­спективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 5—10.

32. Образовательная инженерия. Понятия. Подходы. Приложения / Е. Ю. Авксентьева, П. А. Аксютин, И. Д. Рудинский [и др.] ; под ред. И. Д. Ру­динского и Е. З. Власовой. М., 2021.

33. Рудинский И. Д., Давыдова Н. А., Петров С. В. Компетенция. Компетент­ность. Компетентностный подход. М., 2019.

34. Сайкина Т. В. Игровая компетентность современного педагога дошколь­ной образовательной организации // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. и материалов VI междунар. науч.-практ. конф. Коломна, 2019. С. 360—364.

35. Фазлыева Р. А. Геймификация как способ подготовки к ЕГЭ по общество­знанию // Дневник науки. 2022. № 11 (71). URL: http://dnevniknauki.ru (дата обращения: 12.07.2023).

36. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата «Образование и педаго­гические науки» // Офиц. портал федеральных государственных образова­тельных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/ index/24/94 (дата обращения: 25.07.2023).

37. Ханова Т. Г., Белинова Н. В., Вавилова Т. С. Изучение феномена игровой ком­петентности педагогов дошкольного образования // Нижегородское обра­зование. 2021. № 3. С. 44—49.

38. Ханова Т. Г., Карамирзаева А. М. Формирование профессионально-игровой компетентности педагога дошкольного образования // Мир педагогики и пси­хологии. 2022. № 12 (77). С. 38—43.

39. Цыренова В. Б., Сартакова Е. Е., Лумбунова Н. Б. Педагогика. Теория обуче­ния : учеб. пособие. Улан-Удэ, 2022.

40. Fischer H., Heinz M., Breitenstein M. Gamification of Learning Management Systems and User Types in Higher Education // Proceedings of the 12th European Conference on Games Based Learning. 2018. P. 91—98. URL: https://www. researchgate.net/publication/345631327_Gamification_of_Learning_Management_ Systems_and_User_Types_in_Higher_Education (дата обращения: 12.07.2023).

41. White Hat vs Black Hat Gamification in the Octalysis Framework // Yu-kai Chou’s official website. URL: https://yukaichou.com/gamification-study/white- hat-black-hat-gamification-octalysis-framework/ (дата обращения: 25.07.2023).