Текстообразующая функция авторской модальности в поэзии Иосифа Бродского (на примере стихотворения «Я всегда твердил, что судьба — игра…»)
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-4-1
- Страницы / Pages
- 5-12
Аннотация
На основе функционально-семантического и коммуникативно-прагматического подходов осуществлен комплексный анализ стихотворения Иосифа Бродского «Я всегда твердил, что судьба — игра…». В процессе анализа основной акцент сделан на авторской модальности как способе транслирования индивидуально-авторской картины мира, на средствах выражения модальных значений. При этом авторская модальность рассматривается как текстообразующая семантическая категория, эксплицированная на различных текстовых уровнях: лексическом, синтаксическом, фонетическом, композиционном. Выявлена роль в структурировании авторской модальности исследуемого текста следующих ресурсов языка: синтаксический параллелизм, стиховой метр и ритм, тропы различной структуры, стилистическая разнородность лексики, фонетическая инструментовка и композиционная организация речи. Установлено, что совокупность средств выражения авторской модальности в тексте стихотворения является способом репрезентации значимых для поэта философских категорий, таких как время, пространство, одиночество, судьба.
Abstract
The article has conducted a comprehensive analysis of Joseph Brodsky’s poem “I always kept saying that the fate is a game...” based on functional-semantic and communicative-pragmatic approaches. In the process of analysis, the main emphasis is placed on the author’s modality as a means of transmitting his individual worldview. The author’s modality is considered as a text-forming semantic category, explicit at various textual levels: lexical, syntactic, phonetic, and compositional. The role of the following language resources in structuring the authorial modality of the analyzed text has been identified: syntactic parallelism, poetic meter and rhythm, tropes of various structures, stylistic diversity of vocabulary, phonetic instrumentation, and compositional organization of speech. It is established that the combination of means expressing the author’s modality in the poem is a way of representing significant philosophical categories for the poet, such as time, space, loneliness, and fate.
Список литературы
1. Бабенко Л. Г. Оценочный фактор в формировании модального пространства текста // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. : в 2 ч. Калининград, 2009. Ч. 2. С. 133—142.
2. Беляева Е. И. Достоверность // Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность : монография / под ред. А. В. Бондарко. Л., 1990. С. 154—171.
3. Боброва С. В. Категория модальности и ее выражение в тексте И. Бродского «Тебе, когда мой голос отзвучит» // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Русская филология. 2021. № 1. С. 6—15.
4. Бондарко А. В. Лингвистика текста в системе функционально-семантических категорий // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1. С. 4—134.
5. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
6. Ваулина С. С., Девина О. В. Авторская модальность как текстообразующая категория (к постановке проблемы) // Вестник Балтийского федерального института им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2010. № 8. С. 8—13.
7. Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. СПб., 2002.
8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2007.
9. Дреева Д. Н., Фарниева Б. У. Авторская модальность в поэтическом тексте (на материале стихотворения Р. Киплинга «If») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 12. С. 3921—3925.
10. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
11. Ковалев О. А., Негреева А. Д. Сюжет и ритм в лирике И. Бродского: к вопросу о соотношении семантики и ритмической структуры лирического текста // Филология и человек. 2013. № 3. С. 60—66.
12. Колобаева Л. А. И. Бродский: работа с античным мифом // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2015. Вып. 2. С. 67—83.
13. Косвинцев М. Н. Послание к минувшему. О рефлексивных особенностях творчества И. А. Бродского // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. Вып. 4. С. 51—56.
14. Кузнецова А. В. Субъективная модальность художественного текста: онтологический статус в авторской концепции мира // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2020. № 4. С. 5—14.
15. Кузнецова А. В. Авторская модальность художественного текста в парадигме нарратологии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4. С. 164—170.
16. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
17. Опарина А. В. К проблеме авторской модальности текста // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2012. № 1 (9). С. 44—48.
18. Полухина В. П. Больше самого себя. О Бродском : монография. Томск, 2009.
19. Романов И. А. Лирический герой поэзии И. Бродского: преодоление маргинальности : дис. … канд. филол. наук. М., 2004.
20. Романова И. В. Поэтика повторов в поэзии Иосифа Бродского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2010. № 3. С. 105—114.
21. Смит Дж. Иосиф Бродский: взгляд иностранного современника // Иосиф Бродский: проблемы поэтики : сб. науч. тр. и материалов. М., 2012. С. 7—17.
22. Бродский И. А. Сочинения Иосифа Бродского : в 7 т. СПб., 2001. Т. 2.