Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Текстообразующая функция авторской модаль­ности в поэзии Иосифа Бродского (на примере стихотворения «Я всегда твердил, что судьба — игра…»)

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-1
Страницы / Pages
5-12

Аннотация

На основе функционально-семантического и коммуникативно-прагматического подходов осуществлен комплексный анализ стихотворения Иосифа Бродского «Я все­гда твердил, что судьба — игра…». В процессе анализа основной акцент сделан на ав­торской модальности как способе транслирования индивидуально-авторской картины мира, на средствах выражения модальных значений. При этом авторская модальность рассматривается как текстообразующая семантическая категория, эксплицирован­ная на различных текстовых уровнях: лексическом, синтаксическом, фонетическом, композиционном. Выявлена роль в структурировании авторской модальности иссле­дуемого текста следующих ресурсов языка: синтаксический параллелизм, стиховой метр и ритм, тропы различной структуры, стилистическая разнородность лексики, фонетическая инструментовка и композиционная организация речи. Установлено, что совокупность средств выражения авторской модальности в тексте стихотворе­ния является способом репрезентации значимых для поэта философских категорий, таких как время, пространство, одиночество, судьба.

Abstract

The article has conducted a comprehensive analysis of Joseph Brodsky’s poem “I always kept saying that the fate is a game...” based on functional-semantic and communicative-pragmatic approaches. In the process of analysis, the main emphasis is placed on the author’s modality as a means of transmitting his individual worldview. The author’s modality is con­sidered as a text-forming semantic category, explicit at various textual levels: lexical, syntac­tic, phonetic, and compositional. The role of the following language resources in structuring the authorial modality of the analyzed text has been identified: syntactic parallelism, poetic meter and rhythm, tropes of various structures, stylistic diversity of vocabulary, phonetic instrumentation, and compositional organization of speech. It is established that the combina­tion of means expressing the author’s modality in the poem is a way of representing signifi­cant philosophical categories for the poet, such as time, space, loneliness, and fate.

Список литературы

1. Бабенко Л. Г. Оценочный фактор в формировании модального простран­ства текста // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. : в 2 ч. Калининград, 2009. Ч. 2. С. 133—142.

2. Беляева Е. И. Достоверность // Теория функциональной грамматики: Тем­поральность. Модальность : монография / под ред. А. В. Бондарко. Л., 1990. С. 154—171.

3. Боброва С. В. Категория модальности и ее выражение в тексте И. Брод­ско­го «Тебе, когда мой голос отзвучит» // Вестник Московского госу­дарственного областного университета. Сер.: Русская филология. 2021. № 1. С. 6—15.

4. Бондарко А. В. Лингвистика текста в системе функционально-семанти­че­ских категорий // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1. С. 4—134.

5. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.

6. Ваулина С. С., Девина О. В. Авторская модальность как текстообразующая ка­тегория (к постановке проблемы) // Вестник Балтийского федерального ин­сти­тута им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2010. № 8. С. 8—13.

7. Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. СПб., 2002.

8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2007.

9. Дреева Д. Н., Фарниева Б. У. Авторская модальность в поэтическом тексте (на материале стихотворения Р. Киплинга «If») // Филологические науки. Во­просы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 12. С. 3921—3925.

10. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

11. Ковалев О. А., Негреева А. Д. Сюжет и ритм в лирике И. Бродского: к во­п­росу о соотношении семантики и ритмической структуры лирического текста // Филология и человек. 2013. № 3. С. 60—66.

12. Колобаева Л. А. И. Бродский: работа с античным мифом // Вестник Мос­ковского университета. Сер. 9. Филология. 2015. Вып. 2. С. 67—83.

13. Косвинцев М. Н. Послание к минувшему. О рефлексивных особенностях творчества И. А. Бродского // Известия Южного федерального университета. Фи­лологические науки. 2014. Вып. 4. С. 51—56.

14. Кузнецова А. В. Субъективная модальность художественного текста: он­тологический статус в авторской концепции мира // Вестник Балтийского фе­дерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психоло­гия. 2020. № 4. С. 5—14.

15. Кузнецова А. В. Авторская модальность художественного текста в пара­дигме нарратологии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4. С. 164—170.

16. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

17. Опарина А. В. К проблеме авторской модальности текста // Вестник Волж­ского университета им. В. Н. Татищева. 2012. № 1 (9). С. 44—48.

18. Полухина В. П. Больше самого себя. О Бродском : монография. Томск, 2009.

19. Романов И. А. Лирический герой поэзии И. Бродского: преодоление мар­гинальности : дис. … канд. филол. наук. М., 2004.

20. Романова И. В. Поэтика повторов в поэзии Иосифа Бродского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2010. № 3. С. 105—114.

21. Смит Дж. Иосиф Бродский: взгляд иностранного современника // Иосиф Бродский: проблемы поэтики : сб. науч. тр. и материалов. М., 2012. С. 7—17.

22. Бродский И. А. Сочинения Иосифа Бродского : в 7 т. СПб., 2001. Т. 2.