Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Методическое обеспечение музыкального образования слепых и слабовидящих в научной литературе: обзор предметного поля отечественных педагогических исследований

Страницы / Pages
99-110

Аннотация

Обзор предметного поля исследований и публикаций в области музыкального образования слепых и слабовидящих, представленных в национальной базе данных, нацелен на установление границ предметного поля и выявление пробелов в данной области педагогических исследований посредством многоступенчатого электронного поиска на основе ключевых слов, ручного поиска в журналах, материалах конференций и диссертациях за период с 2010 по 2022 г. Обнаружена тенденция к положительной динамике исследовательской активности в данной области, обозначен приоритет исследовательского интереса к проблематике общего музыкального образования детей с ОВЗ по зрению. Показаны основные тематические направления: методическое обеспечение обучения слепых и слабовидящих музыке в профессиональном и предпрофессиональном образовании; общее музыкальное образование детей с ОВЗ по зрению в России и за рубежом; влияние музыкальной деятельности на развитие слепых и слабовидящих детей и др. Выявлена нехватка исследований и публикаций, посвященных методическому обеспечению обучения слепых и слабовидящих музыке в системе дополнительного образования, а также подготовке преподавателей к обучению детей с ОВЗ по зрению музыке вне учреждений специального образования.

Abstract

The review of the subject field of research and publications in the field of music education for the blind and visually impaired presented in the t national database- aims to establish the boundaries of the subject field and identify gaps in this area of educational research through multi-stage electronic search based on keywords, manual search in journals, conference proceedings and dissertations for the period from 2010 to 2022. The research activity in this field tends to become more dynamic, and the priority of research interest in the problems of general music education for visually impaired children is identified. The main thematic areas are shown: methodological support for teaching music to the blind and visually impaired in professional and pre-professional education; general music education of visually impaired children in Russia and abroad; the influence of musical activity on the development of blind and visually impaired children, etc. The study reveals a gap in research and publications on methodological support for teaching music to the blind and visually impaired in the system of supplementary education, as well as music teacher training for visually impaired children outside special education institutions.

Список литературы

1. Акишина Е. М. Историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца XX — начала XXI века в образовательных организациях : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2018.

2. Акоев М. А., Маркусова В. А., Москалева О. В., Писляков В. В. Руководство по наукометрии: индикаторы развития наук и технологии : монография. Екатеринбург, 2014.

3. Афонькина Ю. А., Кузьмичева Т. В., Морозова Д. А. Инклюзивное профессиональное образование: социально-личностные и социально-экономические эффекты : монография. Красноярск, 2020.

4. Баротова Г. Ю. Формирование профессионально-педагогической культуры студентов педагогических вузов в условиях работы в системе инклюзивного образования : на материале Республики Таджикистан : дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2019.

5. Берестенко И. В., Берестенко Н. А., Эунап М. А. Методическая разработка для работы с детьми ОВЗ в классе духовых инструментов. Тверь, 2021.

6. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ : учеб. пособие. Белгород, 2017.

7. Гудина Т. В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов в современном обществе : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2014.

8. Дунаевская Э. Б. Психологические факторы профессионального развития учителей коррекционных и обычных классов: на примере учителей провинциальных общеобразовательных школ : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010.

9. Ивенских И. В. Психологическая готовность будущих педагогов начального образования к работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного обучения : дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2019.

10. Карынбаева О. В. Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2015.

11. Клименко Е. В.,  Глубокий П. С. Обучение инвалидов с нарушениями зрения и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата по дисциплине «Сольное пение» в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях : учеб.-метод. пособие. М., 2021.

12. Колокольцева М. А. Воспитание нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании : дис. ... канд. пед. наук.. Махачкала, 2012.

13. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов [и др.]. М., 2019.

14. Крыгина Н. М. Деятельность отечественного государства в области специального (коррекционного) образования: 1945—2000 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2011.

15. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015.

16. Кулагина Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект : монография. М., 2014.

17. Лебедева Ю. И. Формирование проектной компетентности педагога инклюзивного образования в системе дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2020.

18. Левина И. Р. Развитие социального интеллекта педагога-музыканта в процессе профессиональной вузовской подготовки : дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2019.

19. Лисовская Т. В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в Республике Беларусь : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2016.

20. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потрабностей. Тверь, 2020.

21. Мёдова Н. А. Модель инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2013.

22. Орлова Т. С. Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2019.

23. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2018.

24. Поникарова В. Н. Специфика психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования : монография. Череповец, 2017.

25. Сергеева А. И. Инклюзивно ориентированная подготовка педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2019.

26. Соловьева Т. А. Системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду : монография. М., 2018.

27. Смирнов А. А. Педагогическая модель музыкально-образовательного процесса в условиях инклюзии : дис. ... канд. пед. наук. М., 2020.

28. Тимохина Т. В. Профессиональная подготовка педагогов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2018.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2018.

30. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития / К. Хайдт, М. Аллон, С. Эдвардс [и др.] ; пер. Е. Мельниковой. М., 2018.

31. Цыренов В. Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015.

32. Черномырдина Т. Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2018.

33. Шестакова О. В. Становление и развитие отечественных средних специальных музыкальных школ для одаренных детей: 1930—1980-е годы : дис. ... канд. пед. наук. М., 2018.

34. Arksey H., O’Malley L. Scoping studies: Towards a methodological framework // International Journal of Social Research Methodology: Theory and Practice. 2005. № 8 (1). P. 19—32.