Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Языкознание

Построение модели терминологических полей на примере терминополя «Повреждения таза»

Аннотация

Во второй статье, продолжающей серию публикаций, посвященных теме моделирования терминополей, рассматривается практическое применение метода моделирования терминополей, разработанного автором ранее, к конкретной терминосистеме, что позволяет проверить эффективность работы данного метода. В качестве объекта исследования выбрано терминополе «Повреждения таза» по причине малой степени проработанности его состава и структуры в тематической литературе. Выявлены некоторые его особенности, учитываемые при создании модели. Построение модели терминополя «Повреждения таза» осуществлялось в три этапа, что обусловлено общим строением данного поля, позволяющим разделить его на три лексико-семантические группы терминов. Все три этапа моделирования идентичны: согласно разработанному ранее методу первым шагом является описание лексической базы каждой лексико-семантической группы с применением тезаурусного подхода. Второй шаг — описание структуры каждой лексико-семантической группы при помощи элементов, упорядочивающих ее лексический состав; эти элементы выделяются на основе дифференциальных сем, выявленных путем применения метода компонентного анализа. Третьим шагом является графическая репрезентация каждой лексико-семантической группы в виде древовидного графа, состоящего из элементов двух видов — терминов и структурирующих их единиц. На последнем этапе все три графа объединяются в единую модель терминополя «Повреждения таза». Такое представление терминополя позволяет в перспективе создать компьютерную модель терминосистемы для оценки знаний учащихся.

Abstract

This paper is the second one in the series of three papers dealing the modeling of terminological fields. The present paper deals with the practical application of the author’s method for modeling terminological fields (developed in the previous paper) to a particular terminological system to prove its efficiency. The “Pelvis injuries” terminological field is picked as an object of modeling because both its lexical content and structure are poorly conceived in many subject-related textbooks. As the result of analysis of this terminological field, some of its characteristic features are revealed; they are taken into consideration during the process of modeling the field. The model of the “Pelvis injuries” terminological field is built in three stages because the field consists of three lexical-semantic groups of terms. All three stages of modeling are identical: according to the previously developed method, the first step gives the description of the lexical base of each lexico-semantic group using the thesaurus approach. The second step describes the structure of each lexico-semantic group with the help of elements ordering its lexical composition; these elements are distinguished on the basis of differential semes identified by applying the method of component analysis. The third step is a graphical representation of each lexico-semantic group in the form of a tree-like graph consisting of elements of two types — terms and units structuring them. As a result, we get three graphs representing each of the three lexical-semantic groups. After merging the three graphs in one, the model of the “Pelvis injuries” terminological field is built. Representing the field in such a way allows it to create its computer model for further evaluation of students’ professional knowledge.

Скачать статью

Об инновационном фрагменте лексико-семантического поля «Социальная политика»

Аннотация

Описаны лексические инновации в лексико-семантическом поле «Cоциальная политика» в русском языке новейшего периода. Рассмотрен синхронный неогенный фрагмент исследуемого поля, представлена типология инноваций, обозначающих явления / понятия, вновь появившиеся или имеющие в своей семантике и/или структуре элемент новизны. Отбор инноваций осуществлялся из баз современных терминологических словарей и журналов социологической и социально-политической тематики с учетом психолингвистического, хронологического, лексикографического и функционального критериев. Установлено, что значительную часть лексических инноваций исследуемой подсистемы составляют сильные неологизмы, представленные заимствованными лексемами и словообразовательными неологизмами. Особое внимание уделено характеристике образованных на русской почве фразеосочетаний. Слабые инновации в лексике социальной политики представлены в первую очередь семантическими неологизмами и переориентированными на российскую языковую действительность словесными знаками. Отмечено, что значительную в количественном отношении группу лексических инноваций формируют так называемые тематические неологизмы, извлеченные из профессиональных областей человеческой деятельности, не связанных ранее с социальной сферой. Они могут закрепляться в языке и приобретать статус узуальных лексических единиц или терминологизируются и развиваются по законам терминосистемы. Сделан вывод об открытости лексико-семантической подсистемы социального управления для новых явлений и вместе с тем о ее стремлении к сохранению традиций в процессе словообразования.

Abstract

This article is devoted to the description of lexical innovations in the lexical-semantic field “Social policy” in the Russian language of the recent period. The article examines a synchronous neogenic fragment of the field under study and presents a typology of innovations denoting newly appeared phenomena/concepts or the ones having an element of novelty in semantics and (or) structure. The innovations were selected from modern terminological dictionaries and journals of sociological and socio-political topics taking into account psycholinguistic, chronological, lexicographic and functional criteria. A significant part of the lexical innovations of the subsystem under study were found to be strong neologisms represented by borrowed lexemes and word-forming neologisms. Special attention is paid to the characteristics of phraseological combinations formed in the Russian context. Weak innovations in the vocabulary of social policy are represented primarily by semantic neologisms and verbal signs reoriented to the Russian linguistic reality. It is noted that a significant quantitative group of lexical innovations is formed by so-called thematic neologisms extracted from professional areas of human activity that were not previously associated with the social sphere. The mentioned innovations can be fixed in the language and acquire the status of common lexical units or are terminologized and developed according to the laws of the terminological system. The conclusion is made about the openness of the lexico-semantic subsystem of social management for new phenomena and at the same time about its tendency to remain traditional in word formation.

Скачать статью

Речевой портрет современной русской женщины: ономастический фрагмент

Аннотация

Фрагмент речевого портрета современной русской женщины рассматривается через восприятие личного имени. Показана роль личных имен в жизни женщины, осмысление имянаречения, особенности функционирования некоторых имен в речевой коммуникации. Анализируются тенденция изменения параметров женского именника в различные исторические периоды, причины этих изменений. Рассматривается вопрос о языковой моде в ономастике, указываются признаки модного имени и модные женские имена сегодня. Подчеркивается значимость личных имен для осознания женской языковой личности.

Abstract

The article studies a fragment of the speech portrait of a modern Russian woman through the perception of a personal image. The role of personal names in women’s lives, the comprehension of naming, and the features of name functioning in verbal communication are indicated. The author analyzes the tendencies of changes in naming in various historical periods, as well as the reasons for such changes. The paper also studies the trends in the selection of names, identifies the criteria for a fashionable name and lists the popular names of the current time. The meaning of the name turns out to be significant to understanding the female linguistic personality.

Скачать статью

Заимствование межкультурных концептов в условиях синтеза СМИ и социальных сетей

Аннотация

Изучаются особенности заимствования слов-концептов дискурсивного поля «Экологичность». На примерах из немецкоязычных СМИ описываются процессы вхождения новых слов в немецкий язык и характер их функционирования в медийном дискурсе 2019—2022 гг. Актуальность исследования заключается в выявлении и описании при помощи контекстуального дискурсивного анализа новых глобальных концептов, функционирующих в синтетической коммуникационной среде с целью обмена информацией в публичном поле. Целью исследования стало выявление и описание некоторых новых концептов, заимствованных из иноязычных языковых культур в немецкий язык, а также поиск наиболее значимых языковых ассоциаций в немецкоязычных СМИ для выявления ценностной характеристики новых концептов.

Abstract

The article considers specifications of word-concept borrowing in the discourse field “Environmental friendliness”. On the examples from German-language media the article describes the processes of new words’ access to the German language and the nature of their functioning in the media discourse 2019— 2022. The relevance of this study is to identify and describe, through contextual discourse analysis, new global concepts that function in a synthetic communication space with the view to exchanging information in the public space. The study aims to identify and describe some new concepts German borrowed from foreign cultures and to search the most significant linguistic associations in German-speaking media in order to identify the valuable of the new concepts.

Скачать статью

Литературоведение

Роман Мариво «Жизнь Марианны» в контексте французской эпистолярной прозы XVIII века

Аннотация

Цель статьи — уточнение жанрово-нарратологических особенностей самого известного романа Ж.-П. Карле де Шамблена де Мариво «Жизнь Марианны». Это произведение обычно упоминают в ряду эпистолярной прозы эпохи Просвещения. В то же время поэтика этого сочинения, иногда называемого «Второй Памелой», не совпадает с поэтологическими приемами Ричардсона — создателя жанра эпистолярного романа, оказавшего большое влияние на развитие европейской, в том числе французской, романистики. Метод сопоставительного анализа позволяет выяснить различие нарративов английского и французского писателей. Если английский романист использует технику «writing to the moment», описывает в процессе сочинения письма кульминационный момент эмоционального переживания, то, прибегая к интерференции мемуарного и эпистолярного типов письма, Мариво создает ощущение амбигитивности рассказа героини (знатной дамы зрелого возраста, повествующей о своей молодости). Временная дистанция позволяет Марианне занять ироническую позицию по отношению к собственным переживаниям, создается эффект «двой­ного регистра». Таким образом, роман Мариво становится новаторским экспериментальным текстом, образцом рокайльного нарратива.

Abstract

The article aims to clarify the genre and narratological features of the most famous novel by J.-P. Carlet de Chamblain de Marivaux Marianna’s Life. This work is usually mentioned as a sample of the epistolary prose of Enlightenment. However, the poetics of this literary work which sometimes is called the Second Pamela does not match the poetic manners of Richardson who is considered to have been the creator of the epistolary novel. Richardson influenced the development of European as well as French novel greatly. The comparative analysis allows us to establish the difference between the narratives of English and French writers. While the English writer uses the technique called «writing to the moment», describing the emotional feelings as a climax, Marivaux using the interference of both memoir and epistolary types of letters, created the feeling of ambiguity of the protagonist story (the aged woman speaks about her youth). The time distance makes it possible for Marivaux to become ironic to his own feelings and this results in the effect of “double register”. Thus, Marivaux’s novel becomes an innovative experimental text, a model of rocaille narrative.

Скачать статью

Тема двойничества в романе М.И. Воскресенского «Проклятое место»

Аннотация

Тема двойничества в романе «Проклятое место» (1838) писателя «второго ряда» М. И. Воскресенского раскрывается на примере главного героя романа, личность которого претерпевает изменения на протяжении трех лет, и женских образов-двойников, имеющих внешнее сходство, но совершенно разную сущность. Двойничество выполняет важную сюжетообразующую роль, раскрывающую характеры героев. В то же время двойничество женских образов становится моментом испытания персонажей, проверкой их нравственного чувства. Мужские образы (Линский и Лонский) не проходят этой проверки, женские (Клавдия и Маша) благодаря двойничеству открывают для себя истинные ценности жизни, которые заключаются не в любви к мужчине и не в богатстве, а в следовании чувству долга перед родителями и природным наклонностям. Таким образом, двойничество в нравоописательном романе «Проклятое место» раскрывает сущностные характеристики персонажей. Именно на нравственной оценке героев делают акцент рассказчик и автор произведения.

Abstract

The topic “duality” in novel “The damned place”, written by M. I. Voskresensky, little known author of the “second line” is revealed through the changes the main character has undergone within three years and female twin-images, who look similar, but differ in nature. Duality plays a significant role in novel’s plot, it reveals characters’ personalities. At the same time duality of female images becomes a moment of their testing, examination of their morality and feelings. Male images (Linsky and Lonsky) do not pass this test, female ones (Claudia and Masha), thanks to duality, discover the true values of life, which are not in love for a man and not in wealth, but in following a sense of duty to parents and natural inclinations. Thus, the duality in the moralistic novel The Cursed Place reveals the true nature of the characters. It is the moral assessment of the characters that the narrator and the author focus on.

Скачать статью

Аллюзии в поэтическом творчестве Михаила Матусовского: филологический и историко-культурологический аспекты функционирования

Аннотация

Аллюзия как прием художественной литературы является объектом изучения различных научных дисциплин. Этот «транслятор» культурной, исторической, литературной информации выступает значимым элементом, служащим для раскрытия авторского замысла. В настоящей статье аллюзивные вкрапления из произведений М. Матусовского разделены на группы в зависимости от источника аллюзий. Подробно изучены библейские, литературные и кинематографические аллюзии как наиболее показательные в функционально-стилистическом аспекте. Аллюзивные упоминания рассматриваются с учетом их семантики, историко-культурного контекста. Для изучения семантической природы аллюзивных вкраплений привлечены исторические, литературоведческие, культурологические источники информации. Анализируются стилистические функции аллюзии. Отмечается, что прием аллюзии применяется не только для придания стихам эмоционально-экспрессивного звучания, но и для активизации сознания читателей, создания дополнительных литературных ассоциаций.

Abstract

Allusion as a technique of fiction has been studied by various scientific disciplines for the past few decades. This “translator” of cultural, historical and literary information is a significant element that serves to reveal the author’s intention. Allusive inclusions from the works of M. Matusovsky are divided into groups depending on the source of allusions. Biblical, literary and cinematic allusions are studied in detail as the most significant in terms of functional and stylistic use. Allusive references are considered due to their semantics, historical and cultural context. Historical, literary, cultural sources of information are brought to study the semantic nature of allusive inclusions. The article also analyzes stylistic functions of allusion. It is noted that the allusion technique is used not only to give poems an emotionally expressive sound, but also to activate the consciousness of readers, create additional literary associations.

Скачать статью

Педагогика и психология

Связь созависимости с представлениями об абьюзивных отношениях у молодых женщин

Аннотация

Статья посвящена обсуждению специфики взаимосвязи созависимости с представлениями молодых женщин об абьюзивных, а также романтических и брачных отношениях с целью уточнить специфику суждений о жестоком поведении в партнерских отношениях у женщин с выраженной созависимостью. Выборку составили 110 респондентов в возрасте от 19 до 30 лет. Использованы методики свободных ассоциаций, шкала созависимости Б. и Дж. Уайнхолдов, опросник межличностных отношений В. Шутца, авторское полуструктурированное интервью в контексте проблемных ситуаций. Выявлены поверхностные представления об абьюзивных отношениях, в периферическую зону которых включены ассоциации «зависимость и слияние»; инфантильные представления о романтических отношениях; противоречивые представления о брачных отношениях. Чем более выражена созависимость, тем сильнее нарастают требования со стороны созависимой женщины к партнеру принимать решения и нести ответственность за нее, менее критично относиться к ней и поддерживать необоснованно глубокие эмоциональные отношения. Респонденты с выраженной созависимостью не стремятся заводить новые отношения, ожидая включения со стороны, при этом сами избегают искреннего контакта. Оценка значимости связи осуществлена с помощью ранговой корреляции Спирмена.

Abstract

The article discusses the specifics of connection between codependency and young women’s understanding of abusive, romantic and marital relationships and clarifies the specific judgments about violent behavior in partnerships among women with high codependency. The study relies on 110 responses from women aged from 19 to 30. The free associations methods, the scale of codependency of B. K. Weinhold and J. B. Weinhold, the questionnaire of interpersonal relations of W. Schutz, the author’s semi-structured interview in the context of problematic situations are the methodology background of the work. Superficial representations about abusive relationships are revealed, the peripheral zone of which includes associations of “dependence and fusion”; infantile representations about romantic relationships; controversial representations about marital relations. The higher the codependency, the stronger the demands on the partner to make decisions and take responsibility of the codependent woman, the more demands for a less critical attitude towards themselves and more demands from the partner to maintain unreasonably deep emotional relationships. Respondents with high codependency do not seek to start new relationships, expecting initiative from the others, while they themselves avoid open contact. The significance of the connection was assessed with Spearman’s rank correlation.

Скачать статью

Методическое обеспечение музыкального образования слепых и слабовидящих в научной литературе: обзор предметного поля отечественных педагогических исследований

Аннотация

Обзор предметного поля исследований и публикаций в области музыкального образования слепых и слабовидящих, представленных в национальной базе данных, нацелен на установление границ предметного поля и выявление пробелов в данной области педагогических исследований посредством многоступенчатого электронного поиска на основе ключевых слов, ручного поиска в журналах, материалах конференций и диссертациях за период с 2010 по 2022 г. Обнаружена тенденция к положительной динамике исследовательской активности в данной области, обозначен приоритет исследовательского интереса к проблематике общего музыкального образования детей с ОВЗ по зрению. Показаны основные тематические направления: методическое обеспечение обучения слепых и слабовидящих музыке в профессиональном и предпрофессиональном образовании; общее музыкальное образование детей с ОВЗ по зрению в России и за рубежом; влияние музыкальной деятельности на развитие слепых и слабовидящих детей и др. Выявлена нехватка исследований и публикаций, посвященных методическому обеспечению обучения слепых и слабовидящих музыке в системе дополнительного образования, а также подготовке преподавателей к обучению детей с ОВЗ по зрению музыке вне учреждений специального образования.

Abstract

The review of the subject field of research and publications in the field of music education for the blind and visually impaired presented in the t national database- aims to establish the boundaries of the subject field and identify gaps in this area of educational research through multi-stage electronic search based on keywords, manual search in journals, conference proceedings and dissertations for the period from 2010 to 2022. The research activity in this field tends to become more dynamic, and the priority of research interest in the problems of general music education for visually impaired children is identified. The main thematic areas are shown: methodological support for teaching music to the blind and visually impaired in professional and pre-professional education; general music education of visually impaired children in Russia and abroad; the influence of musical activity on the development of blind and visually impaired children, etc. The study reveals a gap in research and publications on methodological support for teaching music to the blind and visually impaired in the system of supplementary education, as well as music teacher training for visually impaired children outside special education institutions.

Скачать статью

Рецензия