Построение модели терминологических полей на примере терминополя «Повреждения таза»
Аннотация
Во второй статье, продолжающей серию публикаций, посвященных теме моделирования терминополей, рассматривается практическое применение метода моделирования терминополей, разработанного автором ранее, к конкретной терминосистеме, что позволяет проверить эффективность работы данного метода. В качестве объекта исследования выбрано терминополе «Повреждения таза» по причине малой степени проработанности его состава и структуры в тематической литературе. Выявлены некоторые его особенности, учитываемые при создании модели. Построение модели терминополя «Повреждения таза» осуществлялось в три этапа, что обусловлено общим строением данного поля, позволяющим разделить его на три лексико-семантические группы терминов. Все три этапа моделирования идентичны: согласно разработанному ранее методу первым шагом является описание лексической базы каждой лексико-семантической группы с применением тезаурусного подхода. Второй шаг — описание структуры каждой лексико-семантической группы при помощи элементов, упорядочивающих ее лексический состав; эти элементы выделяются на основе дифференциальных сем, выявленных путем применения метода компонентного анализа. Третьим шагом является графическая репрезентация каждой лексико-семантической группы в виде древовидного графа, состоящего из элементов двух видов — терминов и структурирующих их единиц. На последнем этапе все три графа объединяются в единую модель терминополя «Повреждения таза». Такое представление терминополя позволяет в перспективе создать компьютерную модель терминосистемы для оценки знаний учащихся.
This paper is the second one in the series of three papers dealing the modeling of terminological fields. The present paper deals with the practical application of the author’s method for modeling terminological fields (developed in the previous paper) to a particular terminological system to prove its efficiency. The “Pelvis injuries” terminological field is picked as an object of modeling because both its lexical content and structure are poorly conceived in many subject-related textbooks. As the result of analysis of this terminological field, some of its characteristic features are revealed; they are taken into consideration during the process of modeling the field. The model of the “Pelvis injuries” terminological field is built in three stages because the field consists of three lexical-semantic groups of terms. All three stages of modeling are identical: according to the previously developed method, the first step gives the description of the lexical base of each lexico-semantic group using the thesaurus approach. The second step describes the structure of each lexico-semantic group with the help of elements ordering its lexical composition; these elements are distinguished on the basis of differential semes identified by applying the method of component analysis. The third step is a graphical representation of each lexico-semantic group in the form of a tree-like graph consisting of elements of two types — terms and units structuring them. As a result, we get three graphs representing each of the three lexical-semantic groups. After merging the three graphs in one, the model of the “Pelvis injuries” terminological field is built. Representing the field in such a way allows it to create its computer model for further evaluation of students’ professional knowledge.