Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Аллюзии в поэтическом творчестве Михаила Матусовского: филологический и историко-культурологический аспекты функционирования

Страницы / Pages
71-84

Аннотация

Аллюзия как прием художественной литературы является объектом изучения различных научных дисциплин. Этот «транслятор» культурной, исторической, литературной информации выступает значимым элементом, служащим для раскрытия авторского замысла. В настоящей статье аллюзивные вкрапления из произведений М. Матусовского разделены на группы в зависимости от источника аллюзий. Подробно изучены библейские, литературные и кинематографические аллюзии как наиболее показательные в функционально-стилистическом аспекте. Аллюзивные упоминания рассматриваются с учетом их семантики, историко-культурного контекста. Для изучения семантической природы аллюзивных вкраплений привлечены исторические, литературоведческие, культурологические источники информации. Анализируются стилистические функции аллюзии. Отмечается, что прием аллюзии применяется не только для придания стихам эмоционально-экспрессивного звучания, но и для активизации сознания читателей, создания дополнительных литературных ассоциаций.

Abstract

Allusion as a technique of fiction has been studied by various scientific disciplines for the past few decades. This “translator” of cultural, historical and literary information is a significant element that serves to reveal the author’s intention. Allusive inclusions from the works of M. Matusovsky are divided into groups depending on the source of allusions. Biblical, literary and cinematic allusions are studied in detail as the most significant in terms of functional and stylistic use. Allusive references are considered due to their semantics, historical and cultural context. Historical, literary, cultural sources of information are brought to study the semantic nature of allusive inclusions. The article also analyzes stylistic functions of allusion. It is noted that the allusion technique is used not only to give poems an emotionally expressive sound, but also to activate the consciousness of readers, create additional literary associations.

Список литературы

1. Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания. 1982. № 4. С. 83—91.

2. Ахманова О. С., Гюббенет И. В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 3. С. 47—54.

3. Белоусова Е. Г. О кинематографичности романа В. Набокова «Машенька» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. С. 88—99.

4. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000.

5. Вєдєрнікова Т. В. Алюзії як різновид інтертекстуальності у художньому творі // Аргументи сучасної філології: «нестача» і «бажання» у тексті : матер. між­народ. наук. конф. Харків, 2021. С. 33—38.

6. Верфель Ф. Сорок дней Муса-Дага. URL: https://www.livelib.ru/book/1000024568-sorok-dnej-musadaga-frants-verfel (дата обращения: 01.02.2022).

7. Гюббенет И. В. К проблеме понимания литературно-художественного текста (на английском материале). М., 1981.

8. Гюббенет И. В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. М., 1991.

9. Дреева Д. М., Кастуева И. К. Аллюзия как средство манифестации интертекстуальных связей в поэтическом дискурсе // Современные проблемы науки и образования: сетевое издание. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19560 (дата обращения: 01.02.2022).

10. Егорова А. Появившаяся 40 лет назад повесть писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Сашка» поразила читателей // Российская газета. 2018. 30 окт. URL: https://rg.ru/2018/10/30/poiavivshaiasia-40-let-nazad-povest-pisatelia-frontovika-viacheslava-kondrateva-sashka-porazila-chitatelej.html (дата обращения: 01.02.2022).

11. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань, 2010.

12. Ивушкина Т. А. Аллюзивные элементы в романах Past Imperfect Джулиана Феллоуз и Rules of Civility Амора Таулиз (в социолингвистическом и сопоставительном аспектах) // Филологические науки в МГИМО. 2019. № 19 (3). С. 74—82.

13. Иконников-Галицкий А. Сожженные революцией. URL: https://www.litmir.me/br/?b=662774&p=1&ysclid=l60pytuus0904091598 (дата обращения: 01.02.2022).

14. Карасик В. Библейские аллюзии в современной русской поэзии // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria rossica. 2021. № 14. С. 145—156.

15. Кормилов С. И. Аллюзия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 28.

16. Лебедева Л. И. Аллюзия // Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 25.

17. Матусовский М. Избр. произв. : в 2 т. Т. 1 : Стихотворения, поэмы, песни. М., 1982.

18. Матусовский М. Л. Горечь : книга стихотворений. М., 1992.

19. Матусовский М. Л. Стихотворения. Песни. М., 1986.

20. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 136—141.

21. Можаева Т. Г. Языковые средства реализации кинематографичности в художественном тексте: на материале произведений Г. Грина, Э. Хемингуэя, М. Эт­вуд : автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул. 2006.

22. Москвин В. П. Аллюзия как фигура интертекста // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. 2014. № 1 (28). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1389778094.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

23. Москвин В. П. К уточнению понятия «аллюзия» // Русская речь. 2014. № 1. С. 37—43.

24. Москвин В. П. Цитирование, аппликация, парафраз: К разграничению понятий // Филологические науки. 2002. № 1. С. 63—70.

25. Проскурина Е. Н. Кинематографичность и театральность романа И. Одоевцевой «Зеркало» // Ежегодник Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына. М., 2011. Вып. 2. С. 265—279.

26. Роллан Р. Кола Брюньон. URL: https://librebook.me/colas_breugnon (дата обращения: 01.02.2022).

27. Тухарели М. Д. Аллюзия в системе художественного произведения : дис. … канд. филол. наук. Тбилиси, 1984.

28. Фадеева Г. М. Общекультурная и текстовая значимость литературных аллюзий в художественном тексте // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 12 (841). С. 171—185.

29. Фоменко И. В. Аллюзия // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. С. 18.

30. Шонь О. Алюзія як засіб формування вертикального контексту // Наук. записки Тернопільського нац. пед. ун-ту ім. Володимира Гнатюка. Сер.: Мовознавство. 2016. Вип. 1 (25). С. 112—118.

31. Шур В. В., Кот С. М. Онім-алюзія біблейскага паходжання ў паэтычным тэксце У. Караткевіча // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта ім. І. П. Шамякіна. Сер.: Філалагічныя навукі. 2017. № 1 (49). С. 167—172.

32. Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1999.

33. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений: более 4000 статей / авт.-сост. В. Серов. 2-е изд. М., 2005.

34. Явір Л. Алюзивно-ремінісцентний потенціал Біблії в поетичних текстах Івана Франка // Проблеми гуманітарних наук : зб. наук. пр. Дрогобицького держ. пед. ун-ту ім. Івана Франка. Дрогобич, 2016. Вип. 38 : Філологія. С. 170—178.

35. Яковенко Н. В. Аллюзия на евангельские сюжеты в романах «Христос приземлился в Городне» В. Короткевича и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // Studia Litterarum. 2020. Т. 5. № 1. С. 212—227. doi: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-212-227.