Опыт реализации программы профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика» в гибридном формате
- Страницы / Pages
- 97-108
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме дефицита профессиональных кадров, способных к осуществлению качественного психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в образовательных учреждениях Калининградской области. Представлен опыт разработки и реализации на базе БФУ им. И. Канта современной программы профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика» в гибридном формате обучения. Основные направления работы и ключевые положения содержания обучения базируются на представлениях об инклюзивной готовности и инклюзивной культуре педагога, нацелены на формирование компетенции «решать стратегические, тактические, оперативные задачи инклюзивного и специального образования в команде руководителей и педагогов с учетом нормативных основ и особенностей региона».
Результативность программы оценена по объективным показателям итоговой аттестации, а также по обратной связи от слушателей программы. Показана актуальность и востребованность программы профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика» в Калининградской области.
Abstract
The article focuses on the urgent issue of the lack in the human resources who will be able to deliver counseling service for physically challenged students studying in the educational institutions of the Kaliningrad Region. For this reason, the professional retraining program “Oligophrenopedagogics” has been designed and implemented in Immanuel Kant Baltic Federal University. The core points of the program include the questions relevant to professional readiness to teach students with health disabilities and teachers’ inclusive culture. All of them are aimed at gaining the teachers’ competence “to be able to tackle strategic, tactical and operative challenges in inclusive education taking into account the special education policy framework and the specificity of the Kaliningrad Region”. The effectiveness of the professional retraining program “Oligophrenopedagogics” is revealed through the results of the final assessment and the feedback from students. It verifies the actual significance and the great demand for the professional retraining program “Oligophrenopedagogics” in the Kalininпrad Region.
Список литературы
1. Алехина С. В., Денисова О. А., Кобрина Л. М. и др. Инклюзивное образование в XXI веке: феноменология и нормативно-правовое измерение // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Таганрог, 2020. С. 417—447.
2. Гайдукевич С. Е. Феномен методической подготовки учителя-дефектолога в условиях диверсификации образования лиц с особенностями психофизического развития // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Сер. 1. Педагогика. Психология. Филология. 2020. № 4 (106). С. 33—37.
3. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Малофеева. М., 2019.
4. Малофеев Н. Н., Мовкебаева З. А., Хитрюк В. В. и др. Инклюзивное и специальное образование. Международный словарь терминов / Общественный совет базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования. Минск, 2020.
5. Назарова Н. М. Междисциплинарный подход в специальной педагогике: история вопроса // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : матер. IX Междунар. теоретико-методологического семинара. М., 2017. С. 10—16.
6. Об образовании в Российской Федераци: федер. закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изм. 2020 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 17.04.2021).
7. О коррекционном и инклюзивном образовании детей : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-mino brnauki-rf-ot-7062013-no-ir-53507 (дата обращения: 17.04.2021).
8. Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам : приказ Министерства образования Калининградской области от 28 августа 2017 г. № 897/1. URL: https://edu.gov39.ru/norm/?sect=order&PAGEN_1=1 (дата обращения: 17.04.2021).
9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. Публичный доклад Министерства образования Калининградской области 2020. URL: https://edu.gov39.ru/mo/publichnyy-doklad (дата обращения: 17.04.2021).
11. Симаева И. Н., Бударина А. О., Сундх С. Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 1. С. 76—91.
12. Симаева И. Н. Охрана здоровья школьников в условиях инклюзивного образования: проблемы и пути их решения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11 : Педагогические и психологические науки. С. 53—57.
13. Старовойт Н. В., Поникарова В. Н. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: модель, направления, технологии : монография. Курск, 2021.
14. Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года (Проект). URL: http://edu67.ru/files/78/ts-957_071.pdf (дата обращения: 17.04.2021).
15. Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru (дата обращения: 17.04.2021).
16. Рособрнадзор оценил качество образования в регионах России // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : [офиц сайт]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-oczenil-kachestvo-obrazovaniya-v-re gionah-rossii/ (дата обращения: 17.04.2021).
17. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/ 14580 (дата обращения: 17.04.2021).