Гуманитарные и общественные науки

2021 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Связь транспортной доступности и качества жизни в сельских населенных пунктах Калининградской области

Страницы / Pages
41-48

Аннотация

Для сельских территорий России все более решающим фактором социально-экономического развития выступает уровень транспортной доступности. Поскольку этот процесс долгое время был саморегулиру­емым и второстепенным среди задач регионального развития, то на се­годняшний день не все возможности повышения транспортной доступ­ности в случае удаленных сельских территорий используются в полной мере или частично. Учитывая особую специфику системы расселения региона, данная тема исследования вызывает интерес и является важ­ной для рассмотрения Калининградской области как региональной моде­ли социально-природного пространства. Используемые в работе класси­че­ские полевые, экономико-географические и социологические методы сво­дятся к теории, что проблема транспортной доступности «центр — сельская периферия» взаимозависима с понятием качества жизни граж­дан. Оптимальная функциональность населенных пунктов наблю­да­ет­ся при сокращении расстояния до административного и обще­ственно-делового центра области — Калининграда. Инструментом по­вышения инвестиционного, демографического, производственно-эко­но­мического и социально-инфраструктурного потенциала сельских поселений и обла­сти в целом становится реализация программ в сфере Транспортной стратегии Российской Федерации и региональных про­грамм.<br>

Список литературы

1. Бугроменко В. Н. Транспорт в территориальных системах. М., 1987.

2. Бугроменко В. Н. Транспортная доступность, ТГП и нерешенные проблемы транспортной географии // Географическое положение и территориальные структуры: Памяти И. М. Маергойза. М., 2012. С. 403—421.

3. Гуменюк И. С. О соотношении понятий пространственное, стратегическое и территориальное планирование в Российской Федерации в контексте разви­тия региона Калининградского / Вислинского залива // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2016. № 1. С. 37—44.

4. Гунько М. С., Глезер О. Б. Малые районные центры и окружающие терри­тории в центральной России в 1970—2010 гг.: динамика и распределение насе­ления // Известия РАН. Сер. географическая. 2015. № 1. С. 64—76.

5. Кузнецов С. В., Межевич Н. М., Лачининский С. С. Пространственные воз­можности и ограничения модернизации российской экономики: пример Севе­ро-Западного макрорегиона // Экономика региона. 2015. № 3. С. 25—38.

6. Лаппо Г. М. Города России: Взгляд географа. М., 2012.

7. Между домом… и домом. Возвратная пространственная мобильность населения России / под ред. Т. Г. Нефедовой, К. В. Аверкиевой, А. Г. Махровой. М., 2016.

8. Михайлюк М. А. Исследование влияния транспортной инфраструктуры на ма­ятниковую миграцию (на примере Санкт-Петербургской агломерации) // Экономика северо-запада: проблемы и перспективы развития. 2017. № 1 (54). С. 66—79.

9. Нефедова Т. Г. Основные тенденции изменения социально-экономическо­го пространства сельской России // Известия РАН. Сер.: География. 2012. № 3. С. 7—23.

10. Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. Город и деревня: конвергенция или дивер­генция? // Взаимодействие городских и сельских местностей в региональном развитии : сб. М., 2005. С. 4—23.

11. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 г. и в сред­нем за 2019 г. / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/12781# (дата обращения: 02.06.2020).

12. Пациорковский В. В. Дифференциация сельского населения: причины рас­слоения и ее последствия для развития сельских территорий // Экономика сель­скохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 11. С. 50—52.

13. Пациорковский В. В. Сельско-городская Россия. М., 2010.

14. Персианов В. А., Курбатова А. В. Транспорт и его роль в импортозамеще­нии сельскохозяйственной продукции: взгляд в будущее // Вестник универси­тета. 2016. № 5. С. 108—112.

15. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р (ред. от 13.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/ (дата обращения: 01.06.2020).

16. Транспортная система мира / под ред. С. С. Ушакова и Л. И. Василевско­го. М., 1971.

17. Howard E. Garden Cities of To-Morrow. L., 1902.

18. Sorokin P., Zimmerman C. Principles of Rural-Urban Sociology. N. Y., 1929.

19. Walter Christaller. How I discovered the Theory of Central Places: A Report about the Origin of Central Places // Man Space and Environment / ed. by P. W. English, R. C. Mayfield. Oxford, 1972. S. 601—610.