Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

О месте старообрядчества в художественном наследии М. Е. Са­лтыкова-Щедрина

Страницы / Pages
105-114

Аннотация

Исследуются взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина на феномен старо­обрядчества, устанавливаются источники, на основании которых пи­сатель изучал бытовые и вероисповедные особенности приверженцев «древлего благочестия», а также выделяются базовые положения фило­софии западников и консервативных мыслителей, повлиявших на фор­мирование образа старообрядцев в глазах классика. В исследовании пока­зано наличие зачастую взаимоисключающих характеристик староверия в авторской концепции и делается вывод о преимущественно негатив­ном восприятии раскола в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Abstract

The article examines M. E. Saltykov-Shchedrin’s views on the phenome­non of the Old Believers. The research establishes the sources for the writer to study the everyday life and religious characteristics of the adherents of "old piety", and also highlights the background of the Western philosophy that in­fluenced the writer’s perception of their image. The article focuses on mutual­ly exclusive characteristics of the Old Belief in the author's concept and makes a conclusion about the predominantly negative perception of the “schisme” in the work of M. E. Saltykov-Shchedrin.

Список литературы

1. Боченков В. В. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. Ржев, 2008.

2. Бузько Е. А. «Сказание» инока Парфения в литературном контексте 1820—1870-х годов : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005.

3. Бузько Е. А. Славянофильство в оценке М. Е. Салтыкова // Культура и текст. 2015. № 4 (22). С. 25—44.

4. Бытко С. С. О «Хозяйке» и конфессиональной терминологии (к теме «До­стоевский и старообрядчество») // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 22. СПб., 2019. С. 189—207.

5. Бытко С. С. Тема старообрядчества в творчестве Александра Куприна: дискуссионные проблемы и перспективы изучения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психо­логия. 2020. № 3. С. 61—73.

6. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. : в 17 т. М. ; Киев, 2009—2010.

7. Иванов-Разумник Р. В. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М., 1930.

8. Лыткин В. В., Осипова А. В. Эволюция образа протопопа Аввакума в рус­ской культуре // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. № 4—1 (32). Т. 1. С. 13—22.

9. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы (1875—1889). Биогра­фия. М., 1989.

10. Починская И. В. «Дело по ведению следствия о раскольнике Ситникове А. …» (М. Е. Салтыков и старообрядцы) // Уральский сборник. История. Культу­ра. Религия. Екатеринбург, 2003. Вып. 5. С. 231—245.

11. Починская И. В. «Записка о раскольниках Глазовского уезда» В. А. Минха // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18, № 4. С. 232—243.

12. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. : в 20 т. М., 1965—1977.

13. Строганова Е. М. М. Е. Салтыков-Щедрин и античная литература // Культура и текст. 2015. № 4 (22). С. 14—24.

14. Тесля А. А. «Сказание…» инока Парфения в ситуации наивного чтения // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. № 2. С. 126—129.

15. Цой Л. Н. Проблемы раскола и народных ересей в творчестве Ф. М. До­стоевского. Якутск, 1995.