Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №2

Поэзия как пространство когнитивных исследований: Чеслав Милош и Говард Немеров

Аннотация

В центре внимания статьи вопросы взаимодействия художествен­ного и научного дискурсов: scientific thinking into poetry. На материале текстов «Dom filozofa» Чеслава Милоша и «The Painter Dreaming in the Scholar’s House» Ховарда Немерова рассматриваются возможности мыслить о проблемах когнитивистики в пространстве поэзии. Перево­площаясь в своих персонажей (философа и художника), Милош и Неме­ров работают в той же предметной области, что и профессиональные когнитивисты: воспроизводят процесс аналитического мышления. Ос­новной вопрос работы: какими когнитивными схемами, с точки зрения поэтов, создается ментальный образ реальности.

Ч. Милош и Х. Немеров выстраивают сходный маршрут вербаль­ной репрезентации мира, этапами которого становятся номинация, категоризация, концептуализация и пространственная карта как со­бирательный ментальный образ реальности. Если Немеров от лица ху­дожника создает репрезентацию по типу карта-обозрение, то философ Милоша акцентирует временну́ю составляющую пространственного об­раза, предлагая карту-путь.

Наиболее значимый вывод поэтов: видимым мир делает не глаз, но мышление, переводящее эмпирические факты в вербальные знаки. Задача мыслителя — включить то, что воспринял глаз, в ментальный конст­рукт: топологию мира, не представленную в самом мире.

В заключении рассматриваются вопросы о том, а) чем являются тексты Милоша и Немерова для современной культуры — иллюстра­циями к когнитивным исследованиям, генератором научных идей или маргинальной зоной когнитивистики; б) оказывает ли влияние на спо­соб представления такой темы морфологический тип языка, на кото­ром создается «научная» поэзия.

Abstract

The article is focuses on the interaction of artistic and scientific discours­es: scientific thinking into poetry. Based on two poems (Dom filozofa by Czesław Miłosz and The Painter Dreaming in the Scholar’s House by How­ard Nemerov), the author examines the possibilities of thinking about cogni­tive problems in the space of poetry. Reincarnating as their characters (philos­opher and artist), Miłosz and Nemerov work in the subject area of professional cognitive scientists, they reproduce the process of analytical thinking. The article studies the poetic cognitive schemes that create a mental im­age of reality. Cz. Miłosz and H. Nemerov build a similar route for the verbal representation of the world. The process breaks down into several elements like nomination, categorization, conceptualization and a spatial map of reality (mental image). Nemerov on behalf of the artist creates a map-type representa­tion while Miłoszʼs philosopher accentuates the temporal component of the spatial image, proposing a linear path-map. The poets conclude that it is not the eye that makes the world visible, but verbal thinking, which translates all empirical facts into verbal signs. The thinker's task is to incorporate the visual image into the mental construct, to create the topology of the world, not represented in the world itself. Finally, the author considers the value of Miłosz and Nemerov’s texts for modern culture and states that they are illustrations for cognitive research, generators of scientific ideas and they create the marginal area of contempo­rary cognitive science; meanwhile there is an uncertainty whether the mor­phological type of language in which “scientific” poetry is created influences thestylistic features of the texts.

Скачать статью

Онтология «нового света» в творчестве Фрид­риха Гёльдерлина (к 250-летию со дня рождения)

Аннотация

В работе ставится проблема творческой тайны Гёльдерлина, ин­терпретируемой как отражение трансформации немецкой духовной культуры в онтологию «нового света». Исходя из сущности «поэта по­этов» (Хайдеггер), рассматриваются сложные дискурсы, имеющие от­ношение к герменевтическому ключу для понимания этой тайны. Предпринимается попытка толкования одной из загадок творчества Гёльдерлина, отразившейся в романе «Гиперион». Делается вывод о дей­ствии «нового света» в «Гиперионе» и других произведениях Гёльдерли­на. Предлагается интерпретация тайны Гёльдерлина с позиции неко­торых теорий русского космизма.

Abstract

The work raises the issue of Hölderlin’s creative secret of, interpreting its connection with the transformation of German culture into ontology of “new light”. Considering the essence of the “poet of poets” (Heidegger), the authors relate complex discourses to the hermeneutic key for understanding the mys­tery of Hölderlin. They make an attempt at interpreting one of the mysteries in his work, reflected in the novel "Hyperion". The article draws conclusions about the action of “new light” in this novel and other works of Hölderlin. The secret of Hölderlin is interpreted through the standpoint of some theories of Russian cosmism.

Скачать статью

Формула «Если Бога нет, все позволено» в поэтической ин­терпретации Чеслава Милоша

Аннотация

Рассматривается специфика восприятия творчества Достоевско­го в поэзии и эссеистике Милоша. Анализируются варианты пере­осмысления Милошем прецедентной формулы «Если Бога нет, все поз­волено» в стихотворениях «Если нет», «Смысл» и «Oeconomia divina». Делается вывод о том, что рассматриваемые стихотворения образуют «триптих», в котором ведущую роль играет проблема диалектики сло­ва и молчания.

Abstract

The article considers the specific perception of Dostoevsky's creativity in poetry and essays by Milos. The author studies Milosz's multiple reinterpre­tations of the precedent formula “If there is no God, everything is allowed” in the poems “If not”, “Meaning” and “Oeconomia divina”. It is concluded that the poems under study form a "triptych", where the leading role is played by dialectics of word and silence.

Скачать статью

Образ проводника в эсхатологическом видении «The Great Divorce» («Расторжение брака») К. С. Льюиса

Аннотация

На основе сопоставления различных взглядов на жанр произведения К. С. Льюиса «Расторжение брака» («The Great Divorce»), автор статьи характеризует его как эсхетологическое видение. Ставится вопрос о роли образа проводника, Джорджа Макдональда, в художественном целом текста. Прослеживается связь между трансформацией жанра эсхато­логического видения и образом проводника. Выявляются основные функ­ции данного образа, рассматриваются способы его репрезентации и осо­бенности его взаимодействия с образом главного героя повести (эсхато­логического видения).

Abstract

The author considers the image of the guide and its artistic interpretation proposed by C. S. Lewis in his eschatological vision “The Great Divorce”. The article traces different approaches to distinguishing the genre of the book and establishes the relation between the transformation of the genre of eschatologi­cal vision and the image of the guide in it. The purpose of the article is to pro­vide a thorough characteristic of the image of George MacDonald (the guide) in “The Great Divorce” by C. S. Lewis. To meet this purpose, the main func­tions of this image have been described as well as the means of its text repre­sentation and peculiar properties of the relations between the main character and his guide in C. S. Lewis’ eschatological vision.

Скачать статью

«Водные образы» в структуре онейри­ческой спациопоэтики романа К. Исигуро «Погребенный великан»

Аннотация

Статья посвящена пространственной организации одного из позд­них романов Исигуро «Погребенный великан». Отмечен процесс смены эстетической парадигмы, происходящей в современной прозе и затраги­вающий основы ее поэтики. Таким изменениям в пространственно-временной организации текста уделяется специальное внимание. Ее особенностью в романе Исигуро является художественный синтез ирре­альных элементов (мифопоэтика, пространство памяти и воспомина­ний, работающего сознания, интертекстуальные включения), образую­щий онейрическое пространство (Е. Фарино). Оно создается в припо­минающем сознании персонажа благодаря многофункциональным обра­зам моря и других водных пространств. Они традиционны и в то же время уникальны. В этой связи отмечается трансгрессия архетипич­ных образов, устанавливаются их художественные функции в романе.

Abstract

The article is dedicated to the spatial organization of one of Ishiguro's lat­est novels "The Buried Giant". The authors focus on the process of changing of the aesthetic paradigm taking place in modern prose and affecting the foun­dations of its poetics. Special attention is paid to that kind of changes in the spatio-temporal organization of the text. Its peculiarity in Ishiguro's novel is the artistic synthesis of the surreal elements (mythopoetics, space of memory, the loci of consciousness, intertextual inclusions), which is nominated as on­iric space (J. Faryno). It is created along with the images appearing in the pro­cess of recollecting in characters’ minds as a result of including multifunc­tional images of the sea and other water objects. Those images are traditional and unique at the same time. In this regard, the transgression of archetypal images and their artistic functions in the novel are investigated.

Скачать статью

О месте старообрядчества в художественном наследии М. Е. Са­лтыкова-Щедрина

Аннотация

Исследуются взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина на феномен старо­обрядчества, устанавливаются источники, на основании которых пи­сатель изучал бытовые и вероисповедные особенности приверженцев «древлего благочестия», а также выделяются базовые положения фило­софии западников и консервативных мыслителей, повлиявших на фор­мирование образа старообрядцев в глазах классика. В исследовании пока­зано наличие зачастую взаимоисключающих характеристик староверия в авторской концепции и делается вывод о преимущественно негатив­ном восприятии раскола в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Abstract

The article examines M. E. Saltykov-Shchedrin’s views on the phenome­non of the Old Believers. The research establishes the sources for the writer to study the everyday life and religious characteristics of the adherents of "old piety", and also highlights the background of the Western philosophy that in­fluenced the writer’s perception of their image. The article focuses on mutual­ly exclusive characteristics of the Old Belief in the author's concept and makes a conclusion about the predominantly negative perception of the “schisme” in the work of M. E. Saltykov-Shchedrin.

Скачать статью