Естественные и медицинские науки

2021 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Пси­хоэмоциональное состояние студентов-медиков, привлеченных к оказа­нию медицинской помощи в условиях пандемии COVID-19

Страницы / Pages
105-113

Аннотация

Карантинные мероприятия ‒ это сложные условия работы, которые требуют от специалистов медицинского учреждения самой высокой степени мобилизованности и самоотверженности. В связи с острой нехваткой медицинских кадров в условиях пандемии COVID-19 многие студенты-медики были привлечены к борьбе с новой коронавирусной инфекцией, к чему большинство из них оказалось не готово. Любая стрессовая ситуация, тем более такой интенсивности как нынешняя пандемия, всегда с неизбежностью влечет за собой разрушение привычного образа жизни, отказ от многих привычных схем поведения в условиях учебы, работы и дома. Студенты-медики столкнулись с широким спектром трудностей: дистанционное обучение, страх заразиться самому, чувство беспомощности из-за неспособности защитить близких. В связи с этим целью настоящего исследования явилась оценка психоэмоционального состояния студентов, проходящих практику в условиях пандемии COVID-19. Не менее важной задачей было установление главных причин психического напряжения студентов-медиков в сложившейся ситуации. В ходе исследования был разработан опросник, направленный на выявление основных факторов дистресса респондентов. Было проведено анонимное анкетирование в виде онлайн-опроса 212 студентов Смоленского государственного медицинского университета. Полученные данные зафиксировали высокий уровень эмоционального истощения большинства опрошенных, также были установлены ведущие причины тревоги для студентов-медиков: боязнь принести инфекцию домой к своим близким и дистанционный формат проведения экзаменов.

Abstract

Quarantine measures are difficult working conditions that require the highest degree of mobilization and dedication from the specialists of a medical institution. Due to the acute shortage of medical personnel in the context of the COVID-19 pandemic, many medical students were involved in the fight against the new coronavirus infection, for which most of them were not ready. Any stressful situation, especially of such intensity as the current pandemic, always inevitably leads to the destruction of the usual way of life, the rejection of many of the usual patterns of behavior in school, work and at home. Medical students faced a wide range of difficulties: distance learning, fear of getting infected themselves, feeling helpless due to the inability to protect their loved ones. In this regard, the purpose of this study was to assess the psychoemotional state of students undergoing practical training in the context of the COVID-19 pandemic. An equally important task was to determine the main causes of mental stress of medical students in the current situation. In the course of the study, a questionnaire was developed to identify the main factors of respondents ' distress. An anonymous survey was conducted in the form of an online survey of 212 students of the Smolensk state medical University. The data obtained recorded a high level of emotional exhaustion of the majority of respondents, and the leading causes of anxiety for medical students were also identified: the fear of bringing an infection home to their loved ones and the remote format of exams.

Список литературы

1.   Аскатова К.Б., Брызгалова Ю. М., Лачинова Д.И., Шакрисламова А.Д. Психическое и психологическое здоровье студентов во время пандемии COVID-19 // Проблемы современных социокультурных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород. 2020. С. 59 ‒ 64.

2.   Адамс Дж.Г., Уоллс Р.М. Поддержка медицинских кадров во время глобальной эпидемии COVID-19 // Journal of the American Medical Association. 2020. № 10.

3.   Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы // Журнал Психологические исследования. 2020. № 70. С. 1 ‒ 12.

4.   Вельтищев Д.Ю. Острые стрессовые расстройства: факторы прогноза и профилактики затяжного течения // ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава». 2010. № 6. С. 48 ‒ 51.

5.   Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Журнал Психолого-педагогические исследования. 2020. № 2. С. 108 ‒ 126.

6.   Ковалёва Л.М. Исследование особенностей проявления стрессовых состояний студентов медицинских колледжей в период их профессиональной подготовки // Вестник Севастопольского государственного технического университета. 2010. № 104. С. 103 ‒ 106.

7.   Костюкова Е.Г., Малин Д.И., Мосолов С.Н., Цукарзи Э.Э. Информационное письмо «Лекарственная терапия пациентов с психическими расстройствами, заболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19)» // ФГБУ «НМИЦ ПН им.В.П. Сербского» МР. 2020. С. 4 ‒ 11.

8.   Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2009. № 12. С. 4 ‒ 7.

9.   Лай Дж, Ма С., Ван И. Факторы, связанные с результатами психического здоровья среди медицинских работников, подверженных болезни коронавируса 2019 // Journal of the American Medical Association. 2020. № 3.

10. Мосолов С.Н. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии COVID-19 // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020. № 5. С. 7 ‒ 15.

11. Мосолов С.Н. Актуальные задачи психиатрической службы в связи с пандемией COVID-19 // Современная терапия психических расстройств. 2020. № 2. С. 1 ‒ 7.

12. Осадчук О.Л., Ожогова Е.Г. Анализ эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 7. С. 85 ‒ 88.

13. Падун М.А. COVID-19: риски психической травматизации среди медицинских работников // Институт психологии РАН. 2020. № 2. С 2 ‒ 16.

14. Семенова Н.В., Вяльцин А.С., Авдеев Д.Б., Кузюкова А.В., Мартынова Т.С. Эмоциональное выгорание у медицинских работников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 37 ‒ 47.

15. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. № 2. С. 46 ‒ 54.

16. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б. Структура тревожных переживаний, ассоциированных с распространением СOVID-19 // Вестник РГМУ. 2020. № 3. С. 87 ‒ 94.

17. Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Студенты в период пандемии СOVID-19: понимание ситуации самоизоляции // Журнал Московского педагогического государственного университета. 2020. № 3. С. 196 ‒ 205.

18. Треушникова Н.В., Бачило Е.В., Бородин В.И., Антонова А.А. Рекомендации для медицинских работников, находящихся в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок в период пандемии COVID-19// Научно-образовательный центр современных медицинских технологий. Москва. 2020. С. 4 ‒ 15.

19. Шамрей В.К. Психиатрия войн и катастроф // Учебное пособие — СПб.: СпецЛит. 2015. С. 431.

20. Шан Т., Рипп Д., Трокель М. Понимание и устранение источников беспокойства среди специалистов здравоохранения во время пандемии СOVID-19 // Стэнфордская медицинская школа. 2020. № 21. С. 2133 ‒ 2134.

21. Яковлев С.А. Инфекционные заболевания как глобальная проблема современности // Челябинский государственный университет. Территория науки. 2017. № 1. С. 20 ‒ 23.

22. Chen KY, Yang CM, Lien CH, et al. Выгорание, удовлетворение работой и врачебная халатность среди врачей // International Journal of Medical Sciences. 2013. № 10. С. 1471 ‒ 1478.

23. Стопкоронавирус. рф ‒ Официальный интернет-ресурс для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19): [сайт]. URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a. xn--p1ai/ (дата обращения: 10.11.2020).

24. КонсультантПлюс. Приказ Минздрава России N 378, Минобрнауки России N 619 от 27.04.2020 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации": [сайт]. URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/62042.html/ (дата обращения: 12.11.2020).