Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №4

Жанровая специфика романа В. Максимова «Прощание из ниоткуда»: к проблеме духовной традиции

Аннотация

Жанровая форма автобиографического романа В. Максимова ана­лизируется в контексте духовной традиции и в связи с типологией литературных героев. Выявляется близость романа-исповеди «Проща­ние из ниоткуда» к смысловой форме исповеди-поступка (М. Бахтин), воплощенной в древнерусском «Поучении» Владимира Мономаха. Тип героя-протагониста определяется совершаемым им духовным движени­ем по пути личного покаяния и обретения внутренней свободы. Мотив прощания соединяется в романе с формой исповеди и становится со стороны автора поступком, деланием. Это характеризует жанр рома­на «Прощание из ниоткуда» как связанный с национальной духовной традицией при органичном включении жанровых форм, присущих ро­ману ХХ в.

Abstract

The article analyses the genre of the autobiographical novel by Vl. Maksimova in the context of the spiritual tradition and in connection with the typology of literary heroes. The study reveals closeness of the novel-confession “Farewell from Nowhere” to the semantic form of “confession-deed” (M. Bakhtin), embodied in the ancient Russian “Teachings” by Vladi­mir Monomakh. The type of hero-protagonist is determined by the spiritual movement he makes along the path of personal repentance and gaining inner freedom. The motive of farewell is combined in the novel with the form of con­fession and becomes an act on the part of the author. This characterizes the genre of the novel “Farewell from Nowhere” as connected with the national spiritual tradition and the organic inclusion of genre forms inherent in the novel of the twentieth century.

Скачать статью

«Светотомия» Н. М. Кононова и «Пир» Платона: диалог культур

Аннотация

Выявляется интертекстуальная связь расска­за Н. М. Кононова «Светотомия» с диалогом Платона «Пир», прослеживается логика поэтического функционирования платоновского интер­текста в «младшем» произведении. Анализ установил диалогичность текстов на содержательном уровне: они объединены темами пира и любви. Пиршественный нарратив в диалоге Платона — это праздник элиты, он описан в традициях этики и философии Античности. Герои «Пира» — исторические личности, их дружеская беседа демонстрирует поиск истины, любовь понимается как стремление к прекрасному, к вечности. Дружеское застолье в рассказе Кононова — пир греховной плоти, «пир во время чумы», художественные образы рассказа — симу­лякры, привлекательные внешне, но безобразные нравственно.

Abstract

The article is devoted to comparative analysis of N. M. Kononov’s short story “Svetotomiy” and Plato’s dialogue “The feast”. The research aims at identifying intertextual links between these text while the analysis establishes the dialogic nature of the texts on a conceptual level and they are united by the motifs of Feast and Love. The feasting narrative in Plato’s dialogue is a celebration of the elite, described in the traditions of ethics and philosophy of antiquity. The characters of “The feast” are historical figures, their friendly conversation demonstrates the search for truth, love is understood as a desire for beauty and for eternity. The friendly feast in Kononov’s story is a feast of sinful flesh, “a feast during the plague”. The artistic images of the story are simulacra, attractive in appearance, but morally corrupted.

Скачать статью

Тема судьбы художника в эссе С. Довлатова «Верхом на улитке»

Аннотация

С. Довлатов в жанре эссе обращается к судьбе художника и скуль­птора М. Шемякина. В статье рассматривается центральная для До­влатова тема судьбы творческой личности в условиях тоталитарного «застоя» СССР, драма вынужденной эмиграции. Юмористически-иронический стиль позволяет писателю со всей серьезностью поста­вить вопрос о судьбах М. Шемякина, И. Бродского, своей собственной и, обобщенно, о трагических судьбах писателей-нонконформистов в СССР. Выявляется общая доминанта бескомпромиссного служения иде­ям искусства, а не государства. Анализируется прагматика текста и средства ее реализации, среди которых выделяются использование эмо­ционально-оценочной лексики и приемы поэтического синтаксиса.

Abstract

Having chosen the essay as the primary genre, S. Dovlatov, addresses the fate of the artist and sculptor M. Shemyakin. The article examines the central theme for the writer of the fate of a creative personality in the conditions of the totalitarian USSR regime in the era of stagnation and subsequent forced emi­gration. The humorous-ironic style is shown to have allowed the writer to raise the question of the fate of M. Shemyakin, I. Brodsky, his own fate and, in general, of the tragic fate of non-conformist writers in the USSR. The author reveals the shared dominant of the uncompromising service to the ideas of art, rather than the state. The pragmatics of the text is analyzed, which is achieved by S. Dovlatov through expressive, emotional-evaluative vocabulary and syn­tax.

Скачать статью

Учение как путь в романе Дж. Джойса «Порт­рет худож­ника в юности»

Аннотация

Путь взросления Стивена Дедала, героя первого романа Дж. Джой­са, показывается как результат разносторонних влияний: домашнего образования, учебных заведений различного типа, а также самообразова­ния. Период обучения в школах, находящихся под опекой ордена иезуи­тов, отмечен конфликтом между ценностями, привитыми домашним воспитанием и навязанными системой британского образования. Школьное обучение не ведет к формированию у героя полноценного идеа­ла, которому он мог бы следовать. В то же время родной дом в его созна­нии утрачивает значимость, что приводит к полному изменению ми­ровоззренческих установок героя. В эти условиях важным фактором развития личности героя становится самообразование, которое не только помогает Стивену добиться успехов, но и пробуждает в нем же­лание оставаться вечным студентом в университете Жизни.

Abstract

The article, dedicated to the first novel of James Joyce, a famous Irish writer, shows the protagonist’s path to maturing considering the impact that home tutoring, educational institutions of various types as well as self-education had on him. In the schools under the tutelage of the Jesuit Order the values instilled by home education appear to conflict with those imposed by the British educational system. A study of the school system features shows that it is unable to lead Stephen to the creation of a full-fledged ideal which he could follow. At the same time the home loses its significance to him which leads to a complete change in ideological attitudes. An analysis of the hero’s inner world reveals that self-education does not only help Stephen to achieve success but also awakens the desire to remain an eternal student at the Uni­versity of Life.

Скачать статью