Тема старообрядчества в творчестве Александра Куприна: дискуссионные проблемы и перспективы изучения
- Страницы / Pages
- 61-73
Аннотация
Исследуются истоки старообрядческих образов в творчестве А. И. Куприна, а также их влияние на сюжетику его произведений. Выдвигается гипотеза о значительном влиянии Л. Н. Толстого и А. П. Чехова на формирование авторского представления о старолюбцах. Обосновывается тезис о решающем значении укоренившихся в народе стереотипов для восприятия Куприным русских староверцев. Особенно подчеркивается неразрывность представлений автора о расколе с такими значительными факторами общественной жизни России начала XX в., как предпринимательство и революция.
Abstract
This article clarifies the significance of the phenomenon of Old Belief in the artistic heritage of A. Kuprin. The sources of Old Believer images in the writer's work, as well as their influence on the plot of his works, are investigated. A hypothesis is put forward about the significant influence of L. Tolstoy and A. Chekhov on the formation of the author's idea of old-timers. The thesis of the crucial importance of stereotypes ingrained in the people for the perception of Russian Old Believers by Kuprin is substantiated. Particularly emphasized is the inextricability of the author’s ideas about a “split” with such significant factors in the social life of Russia at the beginning of the 20th century. like entrepreneurship and revolution.
Список литературы
1. Афанасьев В. Н. Куприн. Критико-биографический очерк. М., 1960. URL: http://gramma.ru/BIB/?id=3.8 (дата обращения: 20.04.2020).
2. Бытко С. С. Владельческие записи старообрядческих сборников как источник мировоззрения староверов конца XIX в. // Религия в истории народов России и Центральной Азии : матер. II Междунар. науч. конф. Барнаул, 2014. С. 219—223.
3. Бытко С. С. Новые сведения о восприятии старообрядцев в российской литературе (по сочинениям классиков второй половины XIX в.) // Тюменский исторический сборник. Тюмень, 2015. Вып. 17. С. 325—336.
4. Бытко С. С. Новые сведения о восприятии старообрядцев творческой общественностью во второй половине XIX в. // Никоновские чтения : сб. ст. по матер. Междунар. культурологического форума : в 2 т. Чебоксары, 2016. Т. 1. С. 42—49.
5. Галкина Е. В. Политико-религиозные и экономические причины переселения пуритан в Северную Америку // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 7. С. 15—19.
6. Гладышева С. Н. Октябрьская революция 1917 года в публицистике А. И. Куприна периода эмиграции // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2017. С. 167—169.
7. Гладышева С. Н. Особенности публицистики А. И. Куприна хельсинского периода эмиграции (1919—1920) // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. № 4. С. 93—97.
8. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима об отмене клятв на старые обряды // Документы поместного собора Русской православной церкви 1971 года. URL: http://www.edinoverie.com/img/18E.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
9. Дутчак Е. Е. Конфессионально-экономическая природа старообрядческой «пустыни» // Былые годы. Российский исторический журнал. 2014. № 1 (31). С. 38—42.
10. Кулешова Е. А. Религиозно-нравственный аспект в изображении купца сибирскими писателями конца XVIII — начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 193—201.
11. Куприн А. И. Полн. собр. соч. : в 10 т. М., 2006—2007.
12. Милёхина Т. А. Образ предпринимателя в русской словесности // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2005. № 11. С. 108—114.
13. Михеева А. А. Богослужебное пение в системе самоидентификации старообрядцев // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 312—323.
14. Научная библиотека Томского государственного университета. В-27066. История об отцах и страдальцах соловецких. [Б. м., конец XIX в.].
15. Ореханов Ю. Л. Восприятие конфликта между Русской православной церковью и Л. Н. Толстым современниками писателя в России // Вестник Вятского гос. ун-та. 2011. № 2 (1). С. 30—38.
16. Отчет священника о своей деятельности в раскольническом приходе // Тобольские епархиальные ведомости. 1887. № 7—8. С. 149—156.
17. Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика. Екатеринбург, 2016.
18. Пругавин А. С. Запросы и проявления умственной жизни в расколе // Русская мысль. 1884. Кн. 1. С. 161—198.
19. Родина В. В. Образ торгово-промышленного сословия в русской литературе // Известия Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та. 2016. № 6. С 105—115.
20. Современное состояние раскола в Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. 23—24. С. 481—499.
21. Сузрюкова Е. Л. Анафема в рассказах А. И. Куприна и В. А. Никифорова-Волгина «Торжество православия» // Культура и текст. 2017. № 4 (31). С. 166—176.
22. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. М., 1928—1958.
23. Трофимова Т. Б. Достоевский в публицистике А. И. Куприна в 1919—1920-х гг. // Достоевский: материалы и исследования. СПб., 2010. Т. 19. С. 346—351.
24. Урушев Д. А. Староверы на Парнасе // Русский мир. 2015. [№ 3]. Март. С. 58—61.