Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Конфликт интеллигента и хама в пьесах С. Мрожека «Тан­го» и А. П. Чехова «Вишневый сад»

Страницы / Pages
54-60

Аннотация

Раскрывается социально-культурная коллизия, суть которой за­ключается в противопоставлении интеллигента и хама в пьесах А. П. Чехова «Вишневый сад» и С. Мрожека «Танго». Компаративный анализ произведений выявляет национальную и историко-социальную специ­фику конфликта интеллигента и хама в контексте проблемы кризиса современной западной цивилизации. Делается вывод о законо­мерном распаде мещанского этоса в метафизическом театре Чехова и о пара­доксальном примирении сторон конфликта в лишенной метафизи­ки абсурдистской пьесе Мрожека.

Abstract

This article examines the social and cultural conflict, the essence of which lies in the opposition of the intellectual and the boor in Chekhov's play “The Cherry Orchard” and in S. Mrożek play “Tango”. The comparative analysis of the works reveals the national, historical and social specificity of the conflict between the intellectual and the boor in the context of the crisis of modern Western civilization. The author concludes that the disintegration of the bourgeois ethos in Chekhov's metaphysical theatre is more than natural and the paradoxical reconciliation of the parties to the conflict in Mrożek's absur­distic play, devoid of metaphysics, is also more than anticipated.

Список литературы

1. Бердников Г. П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова. 3-е изд., доработ. и доп. М., 1981.
2. Мережковский Д. С. Грядущий хам // Полярная звезда. 1905. № 3. С. 186—192.
3. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2005.
5. Померанц Г. С. Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность. URL: http://www. pomeranz.ru/p/lect_intell.htm (дата обращения: 14.02.2020).
6. Розовский М. Г. К Чехову. М., 2003.
7. Скафтымов А. С. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А. С. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339—381.
8. Ульянов Н. И. Мистицизм Чехова // Русская литература. 1991. № 2. С. 86—93.
9. Чехов А. П. Собрание сочинений : в 12 т. М., 1985. Т. 10.
10. Błoński J. Dramaturgia modelów // Romans z tekstem. Kraków, 1981.
11. Błoński J. Wszystkie sztuki Sławomira Mrożka. Kraków, 1995.
12. Krajewska A. Dramat i teatr absurdu w Polse. Poznań, 1996.
13. Kopka K. Od «Policji» do «Portretu» // Teatr. 1989. № 3 (870). S. 20—21.
14. Kott J. Rodzina Mrożka // Dialog. 1959. № 4 (36). S. 4—12.
15. Libera A. O tym, jak Mrożek i Beckett milczeli przy irladzkiej whisky // Mrożek w odsłonach. 39 opowieści z róznych miejsc i czasów. Kraków, 2014. S. 135—143.
16. Mrożek S. Dziennik 1970—1979. Kraków, 2012. T. 2.
17. Mrożek S. Tarn A. Listy 1963—1975. Kraków, 2009.
18. Mrożek S. Wybór dramatów. Kraków, 1963.
19. Piwińska M. Mrożek, czyli Słoń a Sprawa Polska // Dialog. 1966. № 5. S. 104—112.
20. Sieradzki J. Mrożek jeszcze raz czytany // Dialog. 1988. № 3. S. 1—3.
21. Sugiera M. Dramaturgia Sławomira Mrożka. Kraków, 1996.
22. Stephan H. Mrożek. Kraków, 1996.
23. Trznadel J. Polski Hamlet. Kłopoty z działaniem. Warszawa, 1989.
24. Winch A. Dramat ciemnych gier. Teatr absurdu pre-postczłowieka. Warszawa, 2015.
25. Wolicki K. W poszukiwaniu miary. Twórczość dramatopisarska S. Mrożka // Pamiętnik Teatralny. 1975. № 1. S. 3—44.