Феномен серийной музыки в малой прозе С. Беккета
АннотацияМалая франкоязычная проза Беккета рассматривается сквозь призму философских и эстетических установок модернизма в музыке. Отказ додекафонистов от опоры на основной тон, вызванный стремлением выйти за пределы традиционного звукового семиозиса, может быть осмыслен по аналогии со стремлением автора преодолеть «словесный фетиш». Проведенное исследование позволяет сделать выводы об общности художественных систем Беккета и нововенцев / неоклассицистов — от работы с паттернами, напоминающими как по своей форме, так и по создаваемому ими эффекту принятые в серийной музыке, до ощущения «семиотического хаоса», возникающего при мысленной артикуляции текстов Беккета. При этом эффект «семантического хаоса» может быть сопоставлен с «неблагозвучием», порождаемым атональной музыкой, а тексты Беккета, лишенные правил синтаксической организации, — с нотными текстами додекафонических произведений, изобилующими знаками альтерации.
This article considered Beckett’s French short stories through the prism of philosophical and aesthetic foundations of modernist music. The rejection of tonal hierarchies by dodecaphonists to transcend the limits of the traditional sonic semiosis can be compared to Beckett’s aspiration to go beyond the ‘fetish’ of words. The study emphasizes similarities between the creative systems of Beckett and the Second Viennese School/neoclassicists. The commonalities range from the work with patterns, which operate very similarly to dodecaphony in both form and effect, to the impression of the ‘semiotic chaos’ arising when Beckett's texts are mentally articulated. The effect of ‘semantic chaos’ can be compared with the ‘cacophony’ of atonal music and Beckett’s texts, which are devoid of syntactic hierarchy, with dodecaphonic pieces abounding in accidentals.