Феномен серийной музыки в малой прозе С. Беккета
- Страницы / Pages
- 56-65
Аннотация
Малая франкоязычная проза Беккета рассматривается сквозь призму философских и эстетических установок модернизма в музыке. Отказ додекафонистов от опоры на основной тон, вызванный стремлением выйти за пределы традиционного звукового семиозиса, может быть осмыслен по аналогии со стремлением автора преодолеть «словесный фетиш». Проведенное исследование позволяет сделать выводы об общности художественных систем Беккета и нововенцев / неоклассицистов — от работы с паттернами, напоминающими как по своей форме, так и по создаваемому ими эффекту принятые в серийной музыке, до ощущения «семиотического хаоса», возникающего при мысленной артикуляции текстов Беккета. При этом эффект «семантического хаоса» может быть сопоставлен с «неблагозвучием», порождаемым атональной музыкой, а тексты Беккета, лишенные правил синтаксической организации, — с нотными текстами додекафонических произведений, изобилующими знаками альтерации.
Abstract
This article considered Beckett’s French short stories through the prism of philosophical and aesthetic foundations of modernist music. The rejection of tonal hierarchies by dodecaphonists to transcend the limits of the traditional sonic semiosis can be compared to Beckett’s aspiration to go beyond the ‘fetish’ of words. The study emphasizes similarities between the creative systems of Beckett and the Second Viennese School/neoclassicists. The commonalities range from the work with patterns, which operate very similarly to dodecaphony in both form and effect, to the impression of the ‘semiotic chaos’ arising when Beckett's texts are mentally articulated. The effect of ‘semantic chaos’ can be compared with the ‘cacophony’ of atonal music and Beckett’s texts, which are devoid of syntactic hierarchy, with dodecaphonic pieces abounding in accidentals.
Список литературы
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М. ; СПб., 1998.
2. Адорно Т. Философия новой музыки. М., 2001.
3. Беккет С. Первая любовь. Избранная проза. М., 2015.
4. Большой энциклопедический словарь. М., 1993.
5. Декарт Р. Соч. : в 2 т. М., 1989. Т. 1.
6. Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М., 1990. Т. 2.
7. И. Стравинский. Публицист и собеседник / сост., ред. и коммент. В. Варунца. М., 1988.
8. Стравинский И. Хроника. Поэтика. М., 2012.
9. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М., 1984.
10. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. М., 2006.
11. Ackerley C. J., Gontarski S. E. The Grove Companion to Samuel Beckett. Grove Press, 2004.
12. Bair D. Samuel Beckett: A Biography. L., 1990.
13. Beckett S. Pour finir encore et autres foirades. P., 1976.
14. Caselli D. Beckett's Dantes: Intertextuality in the fiction and criticism. Manchester, 2005.
15. Cohn R. A Beckett Canon. University of Michigan Press, 2001.
16. Craig G. The Letters of Samuel Beckett. Cambridge, 2011. Vol. 2 : 1941—1956.
17. Friedman A. W. Beckett's Musicals // Dans Études anglaises. 2006. T. 59. P. 47—59.
18. Gruen J. Samuel Beckett Talks about Beckett // Vogue. 1970. № 2. P. 108.
19. Harvey L. E. Art and the Existential in «En attendant Godot» // PMLA. 1960. Vol. 75, № 1. P. 137—146.
20. Krance Ch. (ed.). Samuel Beckett's Mal vu mal dit / Ill seen ill said : A bilingual, evolutionary, and synoptic variorum edition. N. Y. ; L., 1996. (Garland Reference Library of the Humanities ; Vol. 1266).
21. Laws C. Headaches Among the Overtones: Music in Beckett / Beckett in Music. Amsterdam, 2013.
22. Pilling J. The Cambridge Companion to Beckett. Cambridge, 1994. P. 81—82.
23. White H. Music and the Irish Literary Imagination. N. Y., 2008.