Рентоискательство и рентоориентированное поведение в сфере культуры
АннотацияОписываются специфические характеристики продукции культурной сферы. Показано, что предложения культурных благ характеризуются разным уровнем редкости и представлены творческой продукцией, услугами культурных организаций, антиквариатом, репродукциями произведений искусства. Со стороны спроса культурные блага структурируются в соответствии с запросами посредников, спекулянтов, коллекционеров, приверженцев престижного потребления, подлинных ценителей искусства, потребителей развлечений. Утверждается, что сфера культуры относительно наличия рентных факторов разделена на два сектора. В одном секторе (первичный рынок) возможно производство творческой продукции и специфической ренты таланта, ренты за редкость, маркетинговой квазиренты, и потому также возможно рентоискательство. Во втором секторе (услуги культурных, просветительских организаций, рынки арт-объектов) проявляется собственно рентоориентированное поведение (столичная, статусная рента, административная рента, туристская рента). Политическая квазирента является объектом как рентоискательства, так и рентоориентированного поведения.
The article investigates the phenomenon of rent-seeking and rent-oriented behavior in the sphere of culture and arts. The author describes the specific features of the cultural production. It is shown that, the supply of cultural goods is characterized by the different level of rarity and consists from creative production, services of the institutions of culture and art, antiques, reproductions of works of art. Given the demand the cultural goods are structured in compliance with inquiries of its dealers, traders, collectors, adherents of prestigious consumption, real connoisseurs of art, consumers of entertainments. The article claims that the sphere of culture is divided into two sectors according to rental factors. In the first sector (primary market) production of the specific rent is possible (rent of talent, rents for rarity, marketing quasirent) that promotes rent-seeking behavior. In the second sector (services of the institutions of culture and art, art-object markets) rent-focused behavior is possible (capital rent, tourist rent, status rent, administrative rent). Political quasirent is the object of rent-seeking and rent-oriented behavior.