Гуманитарные и общественные науки

2018 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Рентоискательство и рентоориентированное поведение в сфере культуры

Страницы / Pages
21-31

Аннотация

Описываются специфические характеристики продукции культурной сферы. Показано, что предложения культурных благ характеризуются разным уровнем редкости и представлены творческой продукцией, услугами культурных организаций, антиквариатом, репродукциями произведений искусства. Со стороны спроса культурные блага структурируются в соответствии с запросами посредников, спекулянтов, коллекционеров, приверженцев престижного потребления, подлинных ценителей искусства, потребителей развлечений. Утверждается, что сфера культуры относительно наличия рентных факторов разделена на два сектора. В одном секторе (первичный рынок) возможно производство творческой продукции и специфической ренты таланта, ренты за редкость, маркетинговой квазиренты, и потому также возможно рентоискательство. Во втором секторе (услуги культурных, просветительских организаций, рынки арт-объектов) проявляется собственно рентоориентированное поведение (столичная, статусная рента, административная рента, туристская рента). Политическая квазирента является объектом как рентоискательства, так и рентоориентированного поведения.

Abstract

The article investigates the phenomenon of rent-seeking and rent-oriented behavior in the sphere of culture and arts. The author describes the specific features of the cultural production. It is shown that, the supply of cultural goods is characterized by the different level of rarity and consists from creative production, services of the institutions of culture and art, antiques, reproductions of works of art. Given the demand the cultural goods are structured in compliance with inquiries of its dealers, traders, collectors, adherents of prestigious consumption, real connoisseurs of art, consumers of entertainments. The article claims that the sphere of culture is divided into two sectors according to rental factors. In the first sector (primary market) production of the specific rent is possible (rent of talent, rents for rarity, marketing quasirent) that promotes rent-seeking behavior. In the second sector (services of the institutions of culture and art, art-object markets) rent-focused behavior is possible (capital rent, tourist rent, status rent, administrative rent). Political quasirent is the object of rent-seeking and rent-oriented behavior.

Список литературы

1. Автономов Ю. В. Взгляд на искусство через призму экономической теории. Спрос на рынке изобразительного искусства // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2003. № 6 (32). URL: http://xiww.ruthenia.ru/article/2004/02/13/avtonomov/ (дата обращения: 27.12.2018).
2. Баумоль У. Дж. Исполнительские искусства // Экономическая теория / под ред. Дж Итуэлл., М. Милгейт, П. Ньюмен ; науч. ред. B. C. Автономов ; пер. с англ. М., 2004.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. URL: http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm (дата обращения: 30.04.2018).
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалов. М., 2015.
5. Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса : в 6 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 2000. Т. 1.
6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : в 4 т. М., 1968. Т. 1.
7. Долгин А. Б. Прагматика культуры. М, 2002.
8. Долгин А. Б. Экономика символического обмена. M., 2006.
9. Зубаревич Н. В. Рента столичного статуса. URL: http://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_57_6—18.pdf (дата обращения: 27.12.2018).
10. Каменец А. В. Экономика социокультурной сферы : монография. М., 2016.
11. Латков А. В. Рентоискательство и рентоориентированное поведение в контексте развития теории рентных отношений // Институциональная теория и ее приложения : матер. науч. семинара, Институт экономики РАН, 26 ноября 2013 г. URL: http://inecon.org/docs/Latkov_paper_20132611.pdf (дата обращения: 30.04.2018).
12. Латков А. В. Типология квазирентных доходов в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 17 (3). С. 20—22.
13. Малышев Б. С. Общая теория ренты. URL: http://mbs-renta.narod.ru/olderfiles/1/Glava_3.5.htm (дата обращения: 27.12.2018).
14. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М., 2009.
15. Матецкая М. В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях. URL: https://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_2011.pdf (дата обращения: 27.12.2018).
16. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов. URL: http://politike.ru/termin/statusnaja-renta.html (дата обращения: 27.12.2018).
17. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой. М., 2013.
18. Харви Д. Искусство ренты: глобализация, монополии и коммодификация культуры. URL: http://www.redflora.org/2016/03/blog-post.html (дата обращения: 27.12.2018).
19. Хук Ф. Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает. М., 2017.
20. Черненко В. А., Колпащикова Т. Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации : монография. СПб., 2012.
21. Экономика культуры / под ред. А. Я. Рубинштейн. М., 2005.
22. Эрмитаж для города и горожан. Результаты оценки экономического и социального вклада музея в жизнь Санкт-Петербурга. СПб., 2014.