РАЦИО.ru

2017 Выпуск 18(2)

Методология исторических исследований и логическая культура

Аннотация

На основе философско-методологических работ замечательного советского ученого и философа Б.С. Грязнова обосновывается важность экспликации логических методов в исторических исследованиях, рассматривается вопрос о статусе объектов исторических наук и проблема их существования. На основе истории логики в университетском образовании показывается важность дисциплин логического цикла в системе современного высшего гуманитарного образования и дается определение логической культуры.

Abstract

O

Скачать статью

О современной немецкой философии аргументации и месте в ней Х. Вольраппа

Аннотация

В статье рассмотрен генезис и современное состояние немецкой философии аргументации. Показано языковое, идейное и идеологическое своеобразие традиции немецкой философии аргументации, сформированной И. Кантом. Раскрыто своеобразие философии аргументации Г. Динглера, представителей эрлангенской и франкфуртской школ, в особенности, П. Лоренцена, Ю. Хабермаса, К.-О. Аппеля, а также роль в ней Х. Вольраппа и гамбургского кружка

Abstract

T

Скачать статью

Образы биоэтики в российской высшей школе

Аннотация

В статье прослеживается история формирования биоэтики как вузовской дисциплины в России и делается попытка выявить образы биоэтики, существующие в российской высшей школе сегодня. Подчеркивается, что сциентистская и религиозная биоэтики являются догматическими, им противопоставляется философская биоэтика, транслирующая ценности критического мышления. В заключении утверждается, что единое понимание биоэтики в современной России отсутствует.

Abstract

T

Скачать статью

Проблема отношений логики и психологии в российской науке рубежа 19 – 20 вв.

Аннотация

Важным аспектом разработки методологии психологии в российской науке рубежа 19 – 20 вв. являлось конструирование ее отношений логикой. В конце 19 в. обнаружилась тенденция к установлению их иерархических связей: логика стала рассматриваться как часть психологии, как ее продолжение, как приложение ее учений. Науки характеризовались как имеющие один исследовательский объект; отношения предметов оказались неопределенными; имел место своеобразный «дрейф» психологических объектов в сферу компетенции логики и наоборот. В начале 20 в. обозначилась тенденция к размежеванию наук: была проведена демаркационная линия между их предметами, собственно психологическими и логическими элементами содержания, утвердились статусы самостоятельных областей знания.

Abstract

T

Скачать статью

Этические основания единства рациональности

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о единстве и множественности рациональности. Разнообразие типов рациональности не вызывает сомнений, дискуссионным остаётся вопрос о возможности её единства. Видовое единство Homo Sapiens предполагает единство человеческой природы, в первую очередь равенство задатков рациональности представителей вида.  Наблюдаемые  в реальности различия в теоретической и практической рациональности рассматриваются в статье как социально сконструированные, производные от различий в языке, ценностях и методах, к которым прибегают различные социальные группы, функционально специализированные под решение разнородных социальных задач. Социальные интересы и, как следствие, типы рациональности разных социальных групп могут противоречить друг другу, находиться в конфликтных отношениях. В качестве частного примера рассматриваются особенности и типологические различия бюрократической и педагогической рациональности. Постулируется наличие конфликта между этими типами рациональности в практиках современного российского формального образования, анализируется суть этого конфликта. Высказывается гипотеза, что конфликт рациональностей имеет преимущественно ценностные основания и решаются подобные конфликты на основании этической рефлексии относительно общего для всех конфликтующих сторон блага. Совместные дискуссии относительно общего блага обнажают рамки частных групповых логик, позволяют определить место данных социальных групп в рамках более широкого социального целого, подталкивают к осознанию и разрешению противоречий, вынуждают искать компромиссы, вырабатывать общий язык и преодолевать взаимное непонимание. Таким образом, моральные усилия участников коммуникативного пространства являются, возможно, главным условием движения социально дифференцированной рациональности к своему единству. Отказ от классической идеи единой рациональности не безобиден, ибо сама эта идея является нормативным идеалом, самосбывающимся пророчеством, которое реализуется при наличии коллективной веры и совместных действий.

Abstract

T

Скачать статью