РАЦИО.ru

2016 Выпуск 17(1)

Назад к списку Скачать статью

Простота лучше воровства: политическая аргументация Канта в когнитивном подходе

Аннотация

Проводится анализ и моделирование политической аргументации в сочинениях Канта, посвящённых проблемам политики. Составляется формализованная онтология убеждений адресата и набора аргументов. Проясняется круг главных источников образа адресата, а также общий характер модели мира эмпирической и моральной антропологии Канта в их применении к проблемам политики.

Abstract

K

Список литературы

1.    Брюшинкин В. Н. Системная модель аргументации для фрагмента философского текста // Рацио.ru. 2009а. № 1. С. 43-62.
2.    Брюшинкин В. Н. Когнитивный подход к аргументации // Рацио.ru. 2009б. № 2. С. 2-22.
3.    Брюшинкин В.Н. Когнитивные карты наборов аргументов // Модели рассуждений – 4. Калининград, 2011. С. 161-181.
4.    Васильев В. В.  Философская психология в эпоху Просвещения. М., 2010.
5.    Зильбер А.С. Насколько трансцендентальны Кантовы принципы публичного права? // Кантовский сборник. 2016. № 1 (55). С. 34-51.
6.    Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 7. М., 1994а.
7.    Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994б.
8.    Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994в.
9.    Кант И. О неудачах всех философских попыток теодицеи // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 8. М., 1994г.
10.    Кант И. О поговорке: может быть, это верно в теории, но не годится для практики // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994д.
11.    Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994е.
12.    Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 6. М., 1994ж.
13.    Кант И. Спор факультетов. Калининград, 1999.
14.    Кант И. Метафизика нравов. Часть первая // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т 5. Ч. 1. М., 2014.
15.    Лемешевский К.В. Построение когнитивной модели аргументации для фрагмента трактата И. Канта «К вечному миру» // Рацио.ru. Вып. 11 (2013).
16.    Сергеев В.М. Структура политической аргументации в «Мелийском диалоге» Фукидида // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. С. 49-63.
17.    Сологубов А. М. Модель мира и последние основания аргументации // Модели мира. Под ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград, 2004. С. 109-118.
18.    Сологубов А. М. Модели мира и метафоры в аргументации // Вестник РГУ им. И. Канта. 2005. №3. С. 27-34.
19.    Сологубов А. М. Системная модель аргументации в практической философии И. Канта: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Калининград, 2006.
20.    Судаков А. К. Кант: власть, мораль и насилие // Социальная философия и философская антропология. Под ред. В.А. Кругликова. М., 1995.
21.    Хизанишвили Д. В. Когнитивный подход к аргументации и производство сообщений // Вестник БФУ им. И. Канта. 2014а. Вып. 12. С. 128—135.
22.    Хизанишвили Д. В. Особенности когнитивного подхода к аргументации: аспекты моделирования // Известия УрФУ. Сер. 3. 2014б. № 4 (134). С. 155-163.
23.    Albus V. Weltbild und Metapher. Untersuchungen zur Philosophie im 18. Jahrhundert. Würzburg, 2001.
24.    Brandt R. Universität zwischen Selbst- und Fremdbestimmung. Kants >Streit der Fakultäten<. Berlin, 2003.
25.    Busch W. Die Entstehung der kritischen Rechtsphilosophie Kants: 1762-1780. Berlin, 1979.
26.    Cavallar G. Pax Kantiana: systematisch-historische Untersuchung des Entwurfs „Zum ewigen Frieden” (1795) von Immanuel Kant. Wien, 1992.
27.    Cavallar G. Lauter „Leidige Tröster“? Kants Urteil über die Völkerrechtslehren von Grotius, Pufendorf und Vattel // Allgemeine Zeitschrift für Philosophie. Jg. 30 (2005). S. 271-291.
28.    Dierksmeier C. Zur systematischen Liberalität von Kants Politik- und Staatsbegriff // Kants Lehre vom Staat und Frieden. Hrsg. von H. Ottmann. Baden-Baden, 2009.
29.    Garve C. Einige zerstreute Betrachtungen über die Moral der Politik // Garve C. Philosophische Anmerkungen und Abhandlungen zu Cicero's Büchern von den Pflichten. Anm. zu dem dritten Buche. Wien, 1788.
30.    Gentz F. Nachtrag zu dem Räsonnement von Herrn Professor Kant… // Kant – Gentz – Rehberg. Über Theorie und Praxis. Hrsg. D. Henrich. FaM., 1967.
31.    Kant I. Vorarbeiten zu Über den Gemeinspruch… // Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XXIII. Berlin, 1955.
32.    Kersting W. “… das einzig taugliche Princip ein beharrliches Ganzes unter wiedersinnischen Köpfen möglich zu machen…” Kants Gemeinschaftsphilosophie vom commercium der Substanzen bis zum ethischen Staat // Logos. Anales del Seminario de Metafísica. Vol. 42 (2009). S. 73-88.
33.    Naturrecht Feyerabend // Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XXVII. Zweite Hälfte, zweiter Teil. Berlin, 1979.
34.    Pinzani A. Botanische Anthropologie und physikalische Staatslehre. Zum Fünften und Sechsten Satz der Idee // Immanuel Kant. Schriften zur Geschichtsphilosophie. Hrsg. von O. Höffe. Berlin, 2011.
35.    Rehberg A. W. Über das Verhältnis der Theorie zur Praxis // Kant – Gentz – Rehberg. Über Theorie und Praxis. Hrsg. von D. Henrich. FaM., 1967.
36.    Schmidt C. M. Kant’s Transcendental, Empirical, Pragmatic and Moral Anthropology // Kant-Studien. Jg. 98 (2007). P. 156-182.
37.    Schmitz H.-G. Moral oder Klugheit? Überlegungen zur Gestalt der Autonomie des Politischen im Denken Kants // Kant-Studien. Jg. 81 (1990). S. 413-434.
38.    Thaler M. Moralische Politik oder politische Moral? Eine Analyse aktueller Debatten zur internationalen Gerechtigkeit. FaM., 2008. Kap. 2. Zwei Antipoden: Machiavelli versus Kant. S. 32-83.
39.    Tuschling B. Die Idee des Rechts: Hobbes und Kant // Recht, Staat und Völkerrecht bei Immanuel Kant. Hrsg. von D. Hüning, B. Tuschling. Berlin, 1998.
40.    Williams H. Kant’s Political Philosophy. Oxford, 1983. P. 46-51.
41.    Wood A. Ungesellige Geselligkeit: Die anthropologischen Grundlagen der Kantischen Ethik // Recht, Staat und Völkerrecht bei Immanuel Kant. Hrsg. von D. Hüning, B. Tuschling. Berlin, 1998.