Роль искусственного интеллекта в повышении предпринимательского потенциала студентов стран Балтии
- DOI
- 10.5922/2079-8555-2023-3-3
- Страницы / Pages
- 45-65
Аннотация
Рассмотрено повышение роли искусственного интеллекта в подготовке новых молодых предпринимателей, особенно из числа студенчества, в условиях быстрого и действенного вхождения технологий искусственного интеллекта в экономическую и не только сферы жизнедеятельности общества. Цель статьи — выявить уровень значимости концепции предпринимательского потенциала, а также роль искусственного интеллекта в повышении предпринимательского потенциала студентов стран Балтии. Авторы используют в работе методы сравнительного анализа, аналогии, обобщения, классификации, структурно-функциональный и др. Все они объединены в рамках междисциплинарного подхода к исследованию заявленной темы. В результате сравнительного анализа изучения предпринимательства с использованием искусственного интеллекта у студентов в странах Балтии выявлены преимущества и слабые позиции концепции предпринимательского потенциала с учетом фактора универсальной мобильности в современном мире. Последний характеризуется быстрой и динамичной сменой технологий, рынков и бизнес-моделей. На примерах основных вузов стран Балтии установлено, что знания, навыки и умения работы с машинами/алгоритмами с элементами искусственного интеллекта стали важнейшим элементом повышения предпринимательского потенциала студентов Латвии, Литвы, Эстонии. Этому уделяется внимание вузов в сотрудничестве с предпринимательским сообществом, различными государственными и региональными структурами, оказывающими разнообразную помощь деловой учащейся молодежи. В заключительной части статьи рассматриваются вопросы, решение которых требует более активного и новаторского участия ученых, других заинтересованных лиц в деятельности по дальнейшему повышению роли студенческой молодежи в развитии экономики своих стран и регионов.
Список литературы
Введение
Цель данной статьи — представить на конкретном примере уровень значимости концепции предпринимательского потенциала для вузов стран Балтии, а также выяснить роль искусственного интеллекта, его технологий среди факторов, влияющих на отношение студенчества к предпринимательству в этих странах. Достижение цели предполагает решение следующих задач: оценку преимуществ концепции предпринимательского потенциала при исследовании студенческого предпринимательства; анализ международного опыта исследований предпринимательского потенциала студенчества в условиях увеличения роли искусственного интеллекта в экономике и других сферах жизни; рассмотрение примеров использования искусственного интеллекта в наборе важнейших условий и средств повышения предпринимательского потенциала студентов стран Балтии; определение дальнейших направлений в изучении предпринимательского потенциала студенчества. Рассмотрению указанных задач предшествуют несколько замечаний, касающихся понятийных основ и анализа концептов студенческого предпринимательства, выражающих определенную взаимозависимость между человеком и машиной/алгоритмом как социокультурного, социально-экономического аспектов взаимодействия человека с окружающим миром [1, с. 6], [2]. В этой связи предпринимательский потенциал, предпринимательский талант, предпринимательскую эффективность, предпринимательский университет, предпринимательское мышление можно считать разными концептами изучения студенческого предпринимательства. Каждый из этих концептов относится к различным аспектам предпринимательской деятельности и может быть исследован в контексте разных теорий и моделей предпринимательства, а также для анализа данных и интерпретации результатов исследований. Например, предпринимательский талант (творческие и предпринимательские способности) может быть изучен в рамках теории «инновационного предпринимательства», которая уделяет внимание роли инноваций в успешной предпринимательской деятельности. Предпринимательский потенциал рассматривается с помощью модели «теории планирования поведения», которая фокусируется на планировании и принятии решений предпринимателем. Предпринимательская эффективность постигаема с помощью теории самоэффективности, которая относится к тому, как человек оценивает свои способности и компетенции в достижении целей.
Предпринимательское мышление может быть изучено в рамках модели «дизайн-мышления», которая относится к способности мыслить творчески и инновационно. Концепция «предпринимательских намерений» связана с более общей теорией предпринимательства, которая исследует процесс создания и развития новых предприятий. Она включает в себя такие аспекты, как поиск возможностей, оценка рисков, финансовое планирование, управление ресурсами и т. д. Модель «предпринимательский университет» фокусируется на предпринимательской деятельности студентов, но охватывает и такие аспекты, как предпринимательское образование, поддержка и финансирование предпринимательских проектов (стартапов) студентов. Развитие предпринимательского мышления и поведения может иметь долгосрочный положительный эффект для будущей карьеры и жизненного пути студенческой молодежи.
Общей основой описанных концептов выступает «теория планирования поведения». Ее авторами являются Ричард С. Стайнер и Эндрю Барто [3]. Теория планирования поведения также известна как теория обучения с подкреплением [4], [5], [6], [7]. Основные аспекты (элементы) теории планирования поведения включают агента (любая форма искусственного или естественного интеллекта), среду (окружающий мир, с которым взаимодействует агент, получая награды (подкрепления) или наказания в зависимости от своих действий), модель среды (внутреннее представление агента о состоянии среды в ответ на его действия), подкрепление (количественная оценка, которую агент получает от среды в ответ на свои действия), стратегию (действия агента в каждом состоянии среды для достижения максимального подкрепления).
Связь теории планирования поведения с концепцией предпринимательского потенциала заключается в том, что оба подхода имеют отношение к принятию решений в неопределенной среде. В контексте теории планирования поведения и обучения с подкреплением диагностика (обследование) выступает важным аспектом, так как субъект действия должен находить баланс между изучением новых стратегий и экспериментированием с неизвестными действиями, а также использованием уже известных действий, которые могут привести к большему подкреплению. Предпринимательству нужна поддержка на базе новейших информационных технологий по поиску новых идей, инноваций и возможностей на рынке для создания и продвижения новых товаров и услуг. В этом важную роль играют технические инструменты с элементами искусственного интеллекта (ИИ), например чат-бот с искусственным интеллектом «Генеративный предварительно обученный преобразователь» — ChatGPT («Chat Generative Pre-trained Transformer»). Такие инструменты могут добавить разные аспекты к связям между теорией планирования поведения и концепцией предпринимательского потенциала. ChatGPT может помочь предпринимателям с бизнес-идеями, проведением маркетинговых исследований, созданием прогнозных моделей и выявлением трендов, что даст им возможность принимать обоснованные решения. ChatGPT и другие аналогичные технические инструменты с элементами ИИ выступают важным средством поддержки для активных молодых предпринимателей Латвии, Литвы, Эстонии, предоставляя им информацию, советы и помощь в осуществлении планирования, стратегирования и принятия решений в бизнесе на основе теории планирования поведения. Однако вместе с этим актуальным средством поддержки студенческого предпринимательства необходимо иметь в виду преимущества и слабые позиции концепции предпринимательского потенциала с учетом фактора роста универсальной мобильности в современном мире.
Обзор литературы. Для трансформации экономики от либеральной к социально ориентированной модели с достижением максимально возможного уровня занятости странам ЕС и России нужен высокий потенциал предпринимательской активности населения, особенно в молодежной среде. Важную роль в реализации такой трансформации играет наука и востребованность ее достижений и результатов в обществе. Проанализируем отражение проблематики «Использование искусственного интеллекта в развитии предпринимательского потенциала» в авторитетных базах данных Scopus и Web of Science.
В период с 2019 по 2023 г. количество публикаций, отражающих проблематику предпринимательского потенциала студентов с использованием искусственного интеллекта в научных изданиях, индексируемых в наукометрической базе Scopus, опубликовано 25 статей, в Web of Science — 62. Наиболее активны по данным базы Scopus в интересующей нас проблематике были исследователи из Китая (25 публикаций), США (15) и России (7) (рис. 1).
Из стран Балтии в этом распределении научной активности по актуальной теме исследований предпринимательского потенциала студенчества только Эстония оказалась с результатом «1». Результаты, отображенные на рисунке 2, подтверждают высокий интерес ученых различных отраслей науки к теме предпринимательского потенциала студентов с использованием искусственного интеллекта.
Большинство публикаций относятся к бизнесу, менеджменту и бухгалтерскому учету, компьютерным наукам, вместе с тем 10 % от общего числа публикаций представлены социальными науками.
![]() |
1 |
Количество публикаций в разных странах, содержащих слова «предпринимательский потенциал студентов с использованием искусственного интеллекта» в названии, аннотации или ключевых словах в базах данных Scopus, Web of Science с 2019 по 2023 г. |
рассчитано авторами на основе данных Scopus, Web of Science. |
![]() |
2 |
Предметные области, отражающие проблематику предпринимательского потенциала студентов с использованием ИИ, в научных изданиях, индексируемых в наукометрической базе Scopus, Web of Science в период с 2019 по 2023 г. |
рассчитано авторами на основе базы данных Scopus, Web of Science. |
Анализ публикаций по тематике предпринимательского потенциала студентов с использованием ИИ выявил тот факт, что наиболее часто исследователями этой проблематики цитируется работа М. Общёнка и Д. Б. Аудретч «Искусственный интеллект и большие данные в предпринимательстве: началась новая эра», опубликованная в научном журнале «Экономика малого бизнеса» в 2020 г. [8]. Основная цель в специальном выпуске этого журнала «Переосмысление предпринимательского (исследовательского) процесса: возможности и вызовы больших данных и ИИ для исследований предпринимательства» заключалась в том, чтобы предоставить междисциплинарную платформу для концептуальных и эмпирических работ, посвященных возможностям и проблемам ИИ в области изучения предпринимательства. Были представлены семь статей, демонстрирующих примеры конкретных разработок в этой области. Статьи иллюстрируют полезность инновационных взглядов и методов, а также существующие проблемы и открытые вопросы, с которыми сталкиваются исследователи предпринимательства при применении ИИ/больших данных в своей области.
Статьи А. Коад и С. Срхой [9, p. 541—565], М. Общёнка и др. [10, p. 386—396], [11, p. 1—19], [12, p. 13—23], [13, р. 567—588], [14, p. 903—927] представляют собой эмпирический анализ с использованием ИИ и других методов больших данных для тестирования явлений и механизмов, которые уже были изучены традиционными методами в предыдущих исследованиях предпринимательства. Анализ Коад и Срхой нацелен на прогнозирование параметров быстрорастущих фирм. С помощью метода больших данных определяются действительные прогнозирующие переменные (параметры) из относительно большого набора потенциальных предикторов-кандидатов. В статье М. Общёнка и др. внимание фокусируется на предпринимательстве в регионах [13]. Исследователи пытаются измерить и подтвердить региональные различия в предпринимательской индивидуальности, используя большие наборы данных на индивидуальном уровне (собранные из самоотчетов: нескольких миллионов личностных тестов) и методы ИИ.
Статьи В. Либрегтс и др. [15, p. 589—605], С. Х. Чжан и Е. Ван Бург [16, p. 607— 626], аналитический отчет по ИИ Д. Чжан, Н. Маслей, Э. Бриньольфссон, Д. Этчеменди и др. [17] представляют концептуальные документы, которые развивают теоретическое мышление и знания о методах и источниках данных в контексте ИИ и предпринимательства (экономики). В эмпирических статьях Дж. С. Камински и К. Хоппа [18, p. 627—649], Дж. Прюфера и Р. Прюфера [19, p. 651—672], Дж. Х. фон Блока и др. [20, p. 239—250] показано использование методов ИИ/ больших данных для изучения относительно новых исследовательских вопросов. Дж. С. Камински и К. Хопп анализируют данные краудфандинговой кампании (текст, речь и видео), используя нейронную сеть и языковую обработку. Их анализ дает интересные выводы для успешных краудфандинговых кампаний. В статье Дж. Прюфера и Р. Прюфера исследуется динамика спроса на предпринимательские навыки путем анализа 7,7 млн данных, собранных из вакансий. Они показывают, какие предпринимательские навыки особенно важны для той или иной профессии, а также учитывают цифровые навыки. Исследование Дж. Х. фон Блока и др. представляет анализ региональной предпринимательской деятельности посредством рассмотрения потенциальной связи между СМИ и предпринимательством с теоретической и эмпирической сторон.
Другие работы изучают эффективность студенческого предпринимательства в различных странах. Например, исследование, проведенное компанией «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) в 2017 г.<1>, показало, что в США студенческое предпринимательство имеет значительный экономический эффект. В 2016 г. студенческие предприятия в США создали 755 тыс. рабочих мест и сделали вклад в экономику в размере 5,2 млрд долларов. Исследование 2019 г. в Великобритании показало, что студенческое предпринимательство имеет потенциал для увеличения ВВП и создания рабочих мест — студенческие предприятия в Великобритании создают около 5 тыс. рабочих мест ежегодно и вносят в экономику более 100 млн фунтов стерлингов. Исследование 2020 г. в Германии демонстрирует, что студенческие предприятия в Германии создают более 5 тыс. рабочих мест ежегодно и вносят в экономику около 250 млн евро.
Примеры показывают, что студенческое предпринимательство может иметь значительный экономический эффект, включая создание новых рабочих мест и вклад в экономику страны. При этом его эффективность может варьироваться в зависимости от страны, культуры и других факторов. Эффективность студенческого предпринимательства изучается и в странах Балтии. Некоторые исследования, посвященные этой теме, проводились, например, эстонским Центром исследования предпринимательства, а также Литовским и Латвийским университетами. В одном из исследований, проведенных эстонским Центром, указано, что в 2018 г. студенческие предприятия в Эстонии создали более 100 рабочих мест и внесли в экономику страны около 700 тыс. евро. Исследование, осуществленное Литовским университетом в 2019 г., показало, что студенческие предприятия в Литве создают около 300 рабочих мест ежегодно и внесли в экономику страны более 1 млн евро. Исследованием, проведенным Латвийским университетом в 2019 г., выявлено, что студенческие предприятия в Латвии создали более 50 рабочих мест и внесли в экономику страны около 100 тыс. евро.
Одна из статей коллектива известных латвийских экономистов содержит данные об эффективности студенческого предпринимательства в Латвии [21]. В ней представлен анализ темы и факторы, способствующие превращению традиционных университетов в предпринимательские университеты в Латвии. Из-за широкого охвата характеристик предпринимательских университетов латвийское исследование фокусируется на возможности университетов предоставлять студентам доступ к бизнес-инкубаторам, а также на открытости университетов для сотрудничества с внешними заинтересованными сторонами: бизнесом, муниципалитетами, государством. Анализ опыта бизнес-инкубаторов латвийских университетов, предоставляющих услуги студентам, а также сотрудничество между высшими учебными заведениями, местными органами власти и предпринимателями показывают устойчивую положительную тенденцию.
Заслуживает внимания исследование латвийско-португальского научного коллектива «Сравнительный анализ предпринимательских намерений студентов в Латвии и других странах Центральной и Восточной Европы» [22, p. 75—88]. Работа направлена на анализ предпринимательского поведения и мотивации студентов Латвии в сравнении с другими странами Центральной и Восточной Европы. В исследовании рассматривается влияние факторов микро- и макроуровня, а также предпринимательского образования. Результаты выявили несколько статистически значимых различий между студентами из Латвии и других стран. Латыши подчеркивают, что стремление к независимости является важным мотивационным фактором, а профессиональное образование, бизнес-подготовка и опыт ведения бизнеса выступают факторами, способствующими успеху в предпринимательстве. Студенты из Латвии считают нормативно-правовую базу большим препятствием для ведения бизнеса в отличие от студентов из других стран Центральной и Восточной Европы. Выявление факторов, воздействующих на обучение предпринимательству, микро- и макрофакторов, влияющих на карьерные решения и намерения молодых людей, может способствовать улучшению государственной политики в области общего и профессионального образования для повышения эффективности обучения предпринимательству и поощрения предпринимательства как выбора карьеры.
Теория и методы исследования
В исследовании были использованы общие и специальные методы: исторический — для исследования состояния изученности проблемы; аналитико-синтетический, сравнительный — для выявления тенденций в области медиакритики на основе собранного эмпирического материала; индуктивный — для обобщения и систематизации выводов. Для дифференциации объема медиакритических исследований применялся метод типологического анализа, для изучения документов — метод контент-анализа.
Предпринимательский потенциал включает в себя несколько элементов, которые определяют способность индивида к созданию и развитию предпринимательского бизнеса. В качестве наиболее значимых элементов понятия «предпринимательский потенциал» исследователи рассматривают следующие. Личностные качества: творческий потенциал, мотивация, настойчивость, решительность, рискотерпимость и др. Предпринимательские знания и навыки, необходимые для запуска и управления предпринимательским бизнесом: управленческие навыки, знание рынка, финансовое планирование и др. Предпринимательский опыт: реальные ситуации и принимаемые решения на практике. Социальное окружение, в котором вырастает и живет предприниматель, семейная и профессиональная поддержка, доступ к ресурсам и сетям контактов, что может улучшить предпринимательский потенциал. Предпринимательская среда: экономическая и политическая среда, в которой функционирует предпринимательский бизнес, наличие рынка, доступ к капиталу и инфраструктуре, что может сделать предпринимательство более привлекательным. Каждый из этих элементов оказывает влияние на предпринимательский потенциал и успешность предпринимательского бизнеса.
В последние десятилетия такую социальную позицию отдельных индивидов и групп, как «мобильность», считают важным элементом предпринимательского потенциала в современном мире, особенно в эпоху интернета, социальных сетей и глобализации экономики. Предприниматели могут работать удаленно, путешествовать по миру, искать новые рынки, товары и услуги, используя возможности интернета, информационных технологий. Универсальная мобильность позволяет предпринимателям находиться в постоянном движении, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Предприниматели, которые имеют опыт работы в различных культурах и географических регионах, могут обладать более широким кругозором и более глубоким пониманием межкультурных различий, что полезно для развития бизнеса. Таким образом, универсальная мобильность может и должна стать важным элементом предпринимательского потенциала в современном мире, который характеризуется быстрой и динамичной сменой технологий, рынков и бизнес-моделей.
Один из первых ученых, который обратил внимание на большую важность мобильности в структуре предпринимательского потенциала, был Д. Макклелланд [23]. Для предпринимателя новое понимание и измерение мобильности становится важнейшим условием успеха [24, p. 236—245]. Анализ предпринимательского потенциала студентов Латвии с включением мобильности в его структуру представлен в 2020 г. в статье латвийских ученых [25, p. 70—80].
Участие студентов стран Балтии в предпринимательстве имеет положительные и отрицательные аспекты для их профессиональной деятельности и общества в целом. К положительным можно отнести следующие. Развитие экономики: студенческие стартапы могут привести к созданию новых рабочих мест и повышению уровня экономического развития. Улучшение навыков: участие в студенческом предпринимательстве помогает развивать у студентов навыки, такие как лидерство, коммуникация, управление временем и ресурсами. Инновации: студенты, занятые предпринимательством, могут придумывать и реализовывать новые идеи, что способствует инновационному развитию. Повышение самооценки: успех в студенческом предпринимательстве может помочь участникам повысить свою самооценку и уверенность в своих способностях.
Студенческое предпринимательство может иметь и негативные аспекты. Риск неудачи: как и любое предпринимательство, студенческие стартапы могут потерпеть неудачу, что может привести к потере времени и ресурсов участников. Отвлечение от учебы: участие в студенческом предпринимательстве может отвлечь студентов от учебы, что приводит к снижению успеваемости и задержке в получении диплома. Нехватка поддержки: некоторые администраторы и преподаватели не поддерживают студенческое предпринимательство, потому что считают, что это отвлекает студентов от учебы или не соответствует академическим стандартам. Однако все больше университетов и колледжей осознают значимость предпринимательства в образовании и поддерживают студентов в их стартапах, предоставляя ресурсы и инфраструктуру для развития предпринимательской деятельности.
Обсуждение и результаты исследования
ИИ как средство повышения предпринимательского потенциала студенчества (международный опыт исследований). Технические инструменты с элементами искусственного интеллекта значительно повышают эффективность производства, освобождая работников от рутинных и тяжелых операций. Рисунок 3 показывает, сколько нужно было работников в период с 1990 по 2020 г. в крупных компаниях, чтобы получить доход в 1 млн долларов США. В 2020 г., после появления ИИ, компаниям необходимо было лишь два работника, чтобы получить тот же доход.
![]() |
3 |
Работники, необходимые компаниям из списка S&P — 500 для получения дохода в размере 1 млн долларов в 1990—2020 гг., чел. |
Workers needed at S&P 500 companies to generate $1 million in revenue, courtesy of Semafor, 2023, Reddit, URL: https://www.reddit.com/r/neoliberal/comments/10qfpvg/workers_needed_at_sp_500_companies_to_generate_1/ (дата обращения: 08.06.2023). |
Использование технических инструментов с элементами ИИ может значительно повысить возможности и предпринимательского потенциала студентов. Одной из наиболее заметных возможностей является рост эффективности бизнес-процессов. С помощью ИИ можно автоматизировать многие рутинные задачи, такие как анализ данных, обработка документов и др. Это позволяет студентам сосредоточиться на более важных задачах, таких как разработка стратегий и решение сложных задач.
Другой возможностью является увеличение точности прогнозирования. ИИ может анализировать огромные объемы данных и выявлять тенденции и закономерности, что позволяет студентам принимать более обоснованные решения и делать более точные прогнозы. Использование машин с элементами ИИ может помочь студентам находить новые возможности для бизнеса и создавать инновационные продукты. Алгоритмы машинного обучения могут выделять новые тренды и потребности рынка, что помогает студентам создавать более востребованные продукты. Применение роботизированных систем и систем ИИ может значительно ускорить разработку и производство продуктов, что дает возможность более быстро запустить свой бизнес и получить прибыль. В итоге использование технических инструментов с элементами ИИ может увеличить эффективность, точность, инновационность и скорость бизнес-процессов, что значительно повышает возможности предпринимательского потенциала студентов.
ИИ можно применять для автоматизации процессов оценки рисков, анализа рынка и потенциала бизнес-идей. Это позволит студентам получать более точную и объективную информацию о рынке и рисках, связанных с запуском бизнеса. Также ИИ может быть использован для персонализации обучения предпринимательству. Алгоритмы машинного обучения могут анализировать данные об учебных достижениях и предпочтениях студентов и создавать индивидуальные планы обучения, которые учитывают особенности каждого студента. Наконец, применение роботизированных систем и систем ИИ может помочь студентам создавать прототипы и тестировать свои продукты, что позволяет им быстрее и с меньшими издержками разрабатывать и запускать свой бизнес.
В виртуальной среде можно найти уже достаточно много примеров проектов, использующих ИИ в сфере предпринимательского образования, и информацию об их разработчиках. Среди них ELSA (English Language Speech Assistant) — приложение для изучения английского языка, применяющее технологии распознавания речи и машинного обучения<2>; «Карнеги-Меллонский университет» — программа, которая использует ИИ для оценки бизнес-планов студентов; «Ametros Learning» — система, которая применяет ИИ для персонализации обучения студентов в сфере бизнеса; «Stratifyd» — платформа для анализа данных, использующая ИИ для автоматической категоризации данных и создания графиков и диаграмм; «Riiid» — платформа, применяющая ИИ для создания персонализированных образовательных материалов и тестов для студентов, изучающих бизнес и экономику; «Knewton» — платформа, использующая ИИ для персонализации обучения студентов в реальном времени; «Cognii» — платформа, использующая ИИ для создания интерактивных курсов и автоматической оценки заданий и тестов; «Coursera» — онлайн-курсы с использованием ИИ для персонализации обучения и автоматической оценки заданий; «Duolingo» — платформа для изучения языков, использующая ИИ для персонализации обучения и автоматической оценки заданий; «Udacity» — онлайн-курсы, использующие ИИ для создания персонализированных образовательных материалов и автоматической оценки заданий.
Существует множество стартапов и компаний, созданных студентами и молодыми предпринимателями, которые активно используют технологии ИИ. Из наиболее успешных примеров в этой области следующие. «Grammarly» — онлайн-сервис для проверки грамматики и правописания в текстах, основанный на технологиях ИИ; «UiPath» — компания, которая разрабатывает программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов с помощью роботов-программ; «DataRobot» — платформа, которая использует машинное обучение и ИИ для анализа данных и создания моделей прогнозирования для бизнеса; «Zest AI» — компания, которая создает инструменты для автоматизации процессов в области кредитования с помощью ИИ; «DeepMind» — компания, которая работает в области ИИ и машинного обучения, разрабатывая алгоритмы для решения сложных задач, в том числе в области здравоохранения и науки. Это только некоторые из примеров успешных стартапов и компаний, использующих ИИ. Каждый год в мире появляются новые и интересные проекты, и студенчество играет важную роль в создании новых идей и разработке инновационных технологий.
Таким образом, использование технических инструментов с элементами ИИ может быть полезным для обучения предпринимательству, особенно в области создания виртуальных бизнес-симуляторов, автоматизации процессов оценки рисков и персонализации обучения.
Один из руководителей «Майкрософт» Ж.-Ф. Куртуа в своем обзоре «Как искусственный интеллект трансформирует обучение и формирование навыков» достаточно подробно описывает возможности новых цифровых технологий в образовании<3>. Австралийский профессор Д. Келлерманн продемонстрировал новый цифровой ассистент «Beacon» («Маяк»), недавно запущенный Стаффордширским университетом в Англии. Его предназначение — облегчать стресс и снижать уровень беспокойства, которые испытывают многие студенты на первом курсе университета. «Beacon» работает на платформе облачных вычислений Microsoft Azure и использует тот факт, что студенты Стаффордширского университета, лидера по внедрению цифровых технологий, чаще обращаются за информацией и помощью к своему мобильному телефону, чем к преподавателям и сотрудникам университета<4>.
ИИ также может помогать людям переквалифицироваться и овладевать новыми навыками. Это становится возможным благодаря партнерству Microsoft с «Ашока» («Ashoka»), международной организацией, которая поддерживает социальных предпринимателей, ищущих инновационные решения наиболее острых социальных, культурных и экологических проблем общества. В основе нового партнерства лежит программа Microsoft-Ashoka «Accelerator», разработанная для развития экосистемы стартапов, использующих возможности облачных вычислений и искусственного интеллекта для решения социальных и экологических проблем. Особое внимание «Ашока» уделяет программам для молодежи, осознавая пользу, которую приносит помощь новому поколению молодых предпринимателей в приобретении уверенности, навыков и знаний, необходимых им для применения передовых технологий в инновационных социальных проектах. В рамках своей программы «Молодежные предприятия Ашока» (Youth Ventures Ashoka) организация сотрудничает более чем с 500 000 молодых людей по всему миру.
Достигнутые инвестиции в глобальные стартапы в области ИИ составили 93,5 млрд долларов в 2021 г., что более чем вдвое превышает инвестиции в 2020 г.<5> Крупнейшие компании и страны мира борются за лидерство в ИИ. Сундар Пичаи, генеральный директор Google, сказал в 2016 г.: «В следующие 10 лет мы перейдем на мир, в котором прежде всего будет искусственный интеллект». Например, во всех секторах США, по которым имеются данные (за исключением сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты), количество объявлений о вакансиях, связанных с ИИ, в среднем увеличилось с 1,7 % в 2021 г. до 1,9 % в 2022 г. Работодатели в Соединенных Штатах все чаще ищут выпускников вузов с навыками, связанными с ИИ.
Существует много исследований создания искусственного интеллекта, биологических процессов человека, которые условно управляют нашим естественным интеллектом. Однако вопрос о том, как они взаимодействуют друг с другом и какова специфика, цена, потери, выгоды от этого взаимодействия, гораздо менее изучен [26]. Считается, что половина сегодняшних студентов будет работать по профессиям, которых еще не существует. Страна и общество, которые смогут разработать более совершенные системы искусственного интеллекта и использовать существующие, получат большие преимущества в развитии по сравнению с теми странами, которые не разработали и не внедрили системы искусственного интеллекта<6>. Отставание в области развития ИИ будет означать значительное отставание всей экономики страны<7>.
Искусственный интеллект в наборе важнейших условий и средств повышения предпринимательского потенциала студентов в странах Балтии
ИИ в общем и профессиональном образовании является важным направлением развития во многих странах, в том числе в странах Балтии. В этих странах есть несколько инициативных проектов, направленных на использование искусственного интеллекта в образовании. В Эстонии, например, в рамках инициативы «Estonian Education Nation» («Эстонская национальная образовательная инициатива») запущен проект «Education Nation AI» («Национальная образовательная инициатива ИИ»), который нацелен на использование искусственного интеллекта в улучшении образования. Инициатива направлена на разработку всесторонней программы обучения искусственному интеллекту для учащихся всех возрастов — от начальной школы до высшего образования. Помимо этого указанный проект предназначен для развития экспертизы в области ИИ и его применения в образовании. Для этого созданы специальные исследовательские группы, которые занимаются изучением и анализом существующих технологий, разработкой новых методов использования искусственного интеллекта в образовании. В целом проект «Education Nation AI» является важным шагом в направлении развития использования искусственного интеллекта в образовании и может стать примером для других стран, которые также стремятся улучшить качество своего образования с помощью современных технологий<8>.
В Литве существует инициативный проект «ИИ-школы» («AI-Schools»)<9>, целью которого является повышение уровня знаний учителей и учащихся в области ИИ. Проект предоставляет инструменты и материалы для обучения, включая онлайн-курсы и методические рекомендации. В рамках проекта AI-Schools учащиеся могут изучать различные аспекты ИИ, такие как машинное обучение, обработка естественного языка, компьютерное зрение и т. д. Они также могут участвовать в соревнованиях и проектах, связанных с использованием ИИ в различных областях, например в медицине, транспорте, финансах и т. д. Цель проекта AI-Schools — обеспечение доступности обучения ИИ для всех учащихся независимо от их возраста и уровня знаний в этой области. Он также стремится развивать критическое мышление и способности к решению проблем учащихся и помогать им осознать потенциал и ограничения искусственного интеллекта.
В Латвии проект «AI-Schools» реализуется совместно с компанией Microsoft, которая предоставляет техническую поддержку и облачные ресурсы для проведения обучения искусственному интеллекту. В Латвии существуют и другие программы-проекты, направленные на развитие навыков работы с информационными технологиями у учащихся и студентов. Одной из таких программ является национальная инициатива «Digilab» («Цифровая лаборатория»), которая действует с 2018 г. и направлена на повышение цифровой грамотности школьников и студентов в возрасте от 7 до 25 лет<10>. В Латвии есть и другие образовательные центры, которые предоставляют курсы по различным аспектам работы с информационными технологиями. Например, компания «Riga TechGirls» («Рижские девушки-технологи») организует курсы и мероприятия для девочек и женщин, которые интересуются технологиями и программированием. Многие университеты и колледжи в Латвии предлагают курсы и программы по информационным технологиям, включая программирование, базы данных, разработку веб-сайтов и другие темы. Эти программы предназначены для студентов различных специальностей и уровней подготовки, включая бакалавров, магистров и докторов наук.
Отдельные латвийские университеты предлагают программы, которые используют искусственный интеллект непосредственно для развития предпринимательского потенциала студентов. Рижский технический университет реализует программы магистратуры, такие как «Компьютерное зрение и искусственный интеллект» и «Искусственный интеллект и машинное обучение», которые предназначены для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта и его применения в различных отраслях, в том числе в сфере предпринимательства. Латвийский университет естественных наук и технологий разработал программы магистратуры «Искусственный интеллект» и «Машинное обучение и интеллектуальный анализ данных», направленные на обучение студентов в области искусственного интеллекта и его применения в различных сферах, включая предпринимательство. Латвийский университет имеет кафедру компьютерных наук и математики, которая предлагает программу магистратуры «Компьютерная наука», включающую изучение искусственного интеллекта и его применение в различных отраслях, в том числе в сфере предпринимательства.
Первый виртуальный помощник «Уна» («Una») отметит в этом году свой пятилетний юбилей работы в Регистре предприятий (РП) Латвии. «Уна» освоил многие сферы деятельности РП и научился отвечать на тысячи различных вопросов о создании, управлении и ликвидации компаний на латышском и английском языках. Сложнее ситуация обстоит в частном секторе, где Латвия отстает от наших соседей в Эстонии и Финляндии, а также от Скандинавских стран по внедрению и использованию виртуальных помощников. Активная и квалифицированная молодежь, живя в условиях экономических инноваций, становится более требовательной к продавцам продуктов и поставщикам услуг, и постепенно «заставит» имеющиеся и новые коммерческие предприятия преодолеть барьер недоверия, скептицизма и страха, начав современное общение со своими клиентами через виртуальных сотрудников<11>.
ИИ стал одним из самых многообещающих и прорывных технологий общего назначения (GPT) с потенциалом изменения каждого аспекта нашей жизни и стимулирования экономического роста. Самые популярные темы поиска Google в странах Балтии в 2022 г. — «маркетинг», «искусственный интеллект», «компьютерное программирование», «интернет-бот», «машинное обучение»<12>.
Согласно данным ОЭСР, за период с 2000—2022 гг. в Латвии количество ИИ-исследований и последующих публикаций больше всего проводят в Рижском техническом университете, Латвийском университете, Рижском колледже делового администрирования. В Эстонии — в Таллинском технологическом университете, Тартуском университете, Таллинском университете. В Литве — Вильнюсском техническом университете имени Гедиминаса, Каунасском технологическом университете, Вильнюсском университете (рис. 4).
![]() |
4 |
Исследование ИИ в институтах высшего образования в странах Балтии,
|
составлено авторами на основе данных ORCD.AI<13>. |
Для участников LinkedIn (международная социальная сеть для поиска работы и сотрудников, обмена опытом и налаживания деловых связей), обладающих навыками ИИ или занимающихся ИИ в Литве и Эстонии, в 2022 г. практически одинакова и составляет 24 %, в Латвии этот процент немного ниже — 18 % (рис. 5).
![]() |
5 |
Концентрация талантов в области ИИ по странам Балтии, % от числа участников LinkedIn, обладающих навыками ИИ или занимающихся ИИ
|
составлено авторами на основе данных OECD.AI<14>. |
Данные Studyportals помогают определить национальные и международные тенденции в обучении ИИ и оценить образовательные ресурсы и потребности в сравнении с национальными целями. Сравнение данных об образовании с использованием ИИ в разных странах дает ценную информацию для обоснования стратегий и политики в области образования и рынка труда. В 2022 г. 37 % курсов по ИИ предлагается в США, 24 % — в Великобритании и 18 % — в 27 странах Европейского союза, в том числе в странах Балтии — 0,1— 0,3 %<15>.
Анализируя курсы ИИ по дисциплинам, можно сделать вывод, что больше всего курсов проводится в следующих областях: «Информатика и информационные технологии» (100 %), «Бизнес и менеджмент» (19 %), «Национальные науки и математика» (18 %), «Инженерия и технологии» (11 %), «Социальные науки» (4 %)<16>. Курсы ИИ на английском языке для целевой аудитории студентов в ЕС, в странах Балтии составили в 2022 г. от 0,6 до 1,54 % (рис. 6).
![]() |
6 |
Курсы ИИ на английском языке в странах ЕС в разбивке по целевой аудитории, % от общего числа курсов ИИ
|
составлено авторами на основе данных OECD.AI<17> |
Потоки чистой миграции участников LinkedIn, обладающих навыками ИИ, с 2019 по 2022 г. представлены на рисунке 7.
![]() |
7 |
Чистая миграция участников LinkedIn с навыками ИИ между странами в 2019—2022 гг., % на 10 000 участников сети |
составлено авторами на основе данных OECD.AI<18> |
Динамика указывает на величину прироста/потери участников LinkedIn, обладающих навыками ИИ по странам. В Эстонии и Литве наблюдается прирост таких участников на 0,76 и 0,18 % соответственно, противоположная ситуация наблюдается в Латвии, где зафиксирована потеря участников, обладающих навыками ИИ, до – 0,27 %.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что использование машин/алгоритмов с элементами ИИ вносит существенные изменения в экономику, социальную сферу, науку и образование. Все больше университетов и колледжей ЕС, других стран осознают значимость предпринимательства в образовании и поддерживают студентов в их стартапах, предоставляя ресурсы и инфраструктуру для развития предпринимательской деятельности. Результаты международных исследований показывают, что теме студенческого предпринимательства, развитию его потенциала с использованием ИИ уделяется все более значимое внимание. Не стало исключением и использование ИИ в повышении предпринимательского потенциала студенчества в Латвии, Литве и Эстонии. В этой сфере формируются заметные инновации, особенно важные с учетом серьезных трансформаций высшего образования, обладающего ресурсами и немалыми возможностями в повышении предпринимательского потенциала студентов, склонных к предпринимательству и мотивированных. Технологии ИИ стали одним из самых многообещающих и прорывных технологий, в том числе общего назначения (GPT), с потенциалом изменения многих аспектов жизнедеятельности современного общества и стимулирования его экономического развития. Результаты исследования подтверждают, что в Латвии, Литве и Эстонии реализуются различные инициативные проекты по использованию ИИ в общем и профессиональном образовании разного уровня, которые выступают важными условиями и средствами повышения предпринимательского потенциала студентов стран Балтии. К ним следует отнести, например, программы магистратуры вузов Латвии «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Машинное обучение и интеллектуальный анализ данных». Аналогичные программы есть и в других странах Балтии. Cамые популярные темы поиска Google в странах Балтии в 2022 г. — «маркетинг», «бизнес и менеджмент», «искусственный интеллект», «компьютерное программирование», «интернет-бот», «машинное обучение». Менее всего интересуются английским языком (0,6—1,5 %), как уже освоенным большинством активной молодежи.
Участие студентов стран Балтии в предпринимательстве имеет положительные (развитие профессиональных навыков бизнеса; инновационное развитие деятельности; рост самооценки; создание новых рабочих мест и др.) и отрицательные (риски неудач и потеря времени и ресурсов; отвлечение от учебы; нехватка внешней поддержки и другое) аспекты для их профессиональной деятельности и развития общества в целом. Вместе с тем результаты работы показали, что в странах Балтии научная активность исследований в области предпринимательского потенциала студенчества не только дифференцирована, но и недостаточно развита: общеевропейскому уровню активности исследований в этой области пока соответствует лишь Эстония. Активность студенческого предпринимательства в странах Балтии в практической плоскости также различна. Наиболее успешная деятельность студенческих предприятий с использованием ИИ представлена в Литве. Они создают около 300 новых рабочих мест ежегодно и уже внесли в экономику страны более 1 млн евро; в Эстонии (2018) и Латвии (2019) соответственно 100 рабочих мест и 700 тыс. евро, 50 рабочих мест и 100 тыс. евро. Анализ международного опыта исследований предпринимательского потенциала студенчества в условиях увеличения роли ИИ в экономике и других сферах жизни показывает, что студенческое предпринимательство в США, отдельных странах ЕС с использованием ИИ обладает более высокой экономической эффективностью: оно создает десятки и сотни тысяч рабочих мест, и вкладывает в экономику миллионы и миллиарды денежных средств. Поэтому, оценивая студенческое предпринимательство и его потенциал в странах Балтии, можно утверждать, что он имеет большие возможности для роста и развития с учетом имеющегося опыта и различных экономических (ресурсных) и не экономических (социокультурных) факторов.
Активность участников LinkedIn — международной социальной сети для поиска работы и сотрудников, обмена опытом и налаживания деловых связей, обладающих навыками ИИ или занимающихся ИИ, в странах Балтии также различна. В Литве и Эстонии количество таких участников в 2022 г. было практически одинаковым и составляло 24 %, в Латвии немного ниже — 18 %.
Университеты стран Балтии имеют свой опыт повышения предпринимательского потенциала студентов с использованием достижений в области ИИ. Резюмируя полученные результаты для выявления дальнейших направлений в изучении предпринимательского потенциала студенчества Латвии, Литвы и Эстонии, можно утверждать следующее. Расширение этого потенциала зависит от имеющихся и формирующихся новых исследовательских коллективов в вузах, работающих по проблематике ИИ, а его сдерживание — от недостаточного финансирования по линии европейских и национальных программ, проектов исследований проблем ИИ. Положительное решение всеми заинтересованными сторонами (бизнес, вузы, государство) в области роста финансирования научных коллективов, изучающих проблематику ИИ, способствовало бы расширению и росту в странах Балтии университетов, существенно повышающих в научном и практическом аспектах предпринимательский потенциал своих студентов.