Балтийский регион

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Пространственная организация новых форм онлайн-торговли продуктами питания и готовой едой в крупном российском городе

DOI
10.5922/2079-8555-2022-3-2
Страницы / Pages
28-48

Аннотация

Цель работы заключается в выявлении принципиально новых, отличных от свой­ственных традиционным типам предприятий пищевого ритейла особенностей пространственной организации ­онлайн-торговли продуктами питания и готовой едой в российском городе. На примере Санкт-Петербурга показано появление принципиально иной системы требований, предъявляемой новыми формами пищевого онлайн-ритейла в пространстве российских крупных городов по сравнению с традиционными отраслями и способами организации розницы. Рассмотрены пространственно-временные параметры новой модели шопинга и представлен сравнительный анализ ее пространственной конкуренции с уже сложившимися моделями. Пространственная организация нового пищевого онлайн-ритейла показана в разрезе системы размещения новых типов офлайн-объектов; возникновения новых потоков и их влияния на городское развитие; воздействия на рынки наружной и транзитной рекламы и труда. На основании проведенного анализа авторы приходят к выводу, что принципы размещения физических объектов нового типа — складов-распределителей, складов-магазинов (фулфилмент-центров) и дотком-объектов — оказались принципиально иными. Если местоположение точки обслуживания перестает быть конкурентным преимуществом в глазах покупателя, то скрытый от потребителя критически важный для новой конкуренции фактор ускорения доставки является таковым. В работе анализируется значимость связанных с этим фактором определенных принципов пространственной организации.



Список литературы


  1. Куцоконь, И. В., Корнюшина, К. А. 2021, Влияние макроэкономического шока от пандемии на отрасль e-grocery, Journal of Economy and Business, т. 4-1, № 74, с. 216—221. doi: 10.24412/2411-0450-2021-4-1-216-221.
  2. Куликов, В. И. 2020, Рынок продовольственного ритейла: перспективы в постпандемический период, The Scientific Heritage, т. 3, № 57, с. 23—25. doi: 10.24412/9215-0365-2020-57-3-23-25.
  3. Куликов, В. И. 2020, Тенденции по изменению спроса в общественном питании в 2020 году, Бизнес-образование в экономике знаний, т. 17, № 3, c. 95—97. doi: 10.24412/2412-5318-2020-317-95-97.
  4. Бурденко, Е. В., Королёв, Г. В. 2021, Позитивные практики индустрии общественного питания Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19, Вестник университета, № 5, c. 101—108.
  5. Martín, J. C., Pagliara, F., Román, C. 2019, The Research Topics on E-Grocery: Trends and Existing Gaps, Sustainability, vol. 11, № 2, p. 321. doi: 10.3390/su11020321.
  6. Fox, M. A., Kempiak, M. 2002, Online grocery shopping: Consumer motives, concerns, and business models, First Monday, vol. 9, № 7, doi: 10.5210/fm.v7i9.987.
  7. Småros, J., Holmström, J. 2000, Viewpoint: reaching the consumer through e-grocery VMI, International Journal of Retail & Distribution Management, vol. 28, № 2, p. 55—61. doi: 10.1108/09590550010315098.
  8. Cheow, V., Yeo, S., Goh, S.-K., Rezaei, S. 2017, Consumer experiences, attitude and behavioral intention toward online food delivery (OFD) services, Journal of Retailing and Consumer Services, № 35, p. 150—162. doi: 10.1016/j.jretconser.2016.12.013.
  9. Seaman, C. E. A. 1995, Food on the internet, Nutrition & Food Science, vol. 95, № 6, p. 26— 29. doi: 10.1108/00346659410739030.
  10. Seaman, C. E. A., Kirk, T. R. 1993, What Use Are Computers in Nutrition? Nutrition & Food Science, vol. 93, № 4, p. 8—10. doi: 199310.1108/EUM0000000000992.
  11. Чугунова, О. В. 2017, Инновационные направления развития сферы общественного питания, Научное обозрение. Экономические науки, № 3, c. 29—39.
  12. Захарова, И. И. 2020, Формат «Dark kitchen» для индустрии питания в условиях кризиса, Агропродовольственная экономика, № 6, с. 7—13.
  13. Småros, J., Holmström, J., Kämäräinen, V. 2000, New Service Opportunities in the E-grocery Business, The International Journal of Logistics Management, vol. 11, № 1, p. 61—74. doi: 10.1108/09574090010806065.
  14. Mkansi, M., Eresia-Eke, C., Emmanuel-Ebikake, O. 2018, E-grocery challenges and remedies: Global market leaders perspective, Cogent Business & Management, vol. 5, № 1, p. 3—35. doi: 10.1080/23311975.2018.1459338.
  15. Kirby-Hawkins, E., Birkin, M., Clarke, G. 2019, An investigation into the geography of corporate e-commerce sales in the UK grocery market, Environment and Planning B: Urban Analytics and City Science, vol. 6, № 46, p. 1148—1164. doi: 10.1177/2399808318755147.
  16. Аксёнов, К. Э. 2016, Эволюция типов шопинга и пространственная организация розничной торговли в постсоветском метрополисе, Изв. РГО, т. 148, № 6, c. 39—56.
  17. Егорова, К. Д., Платонова, А. С., Суворова, С. Д. 2020, Формат «Dark Store»: современная реальность ритейла России, Международный журнал гуманитарных и естественных наук, т. 2, № 7. c. 110—113. doi: 10.24411/2500-1000-2020-10896.
  18. Суворова, С. Д., Еремин, К. А. 2021, Форматы «E-grocery» и «Dark-store»: развитие на потребительском рынке России, Journal of Economy and Business, т. 70, № 12-1, c. 235—238.
  19. Thain, G., Bradley, J. 2012, Store wars: the Worldwide Battle for Mind space and Shelf space, Online and In-store, West Sussex, PO19, 8SQ, United Kingdom, John Wiley & Sons, p. 215—216.
  20. Saphores, J-D., Xu, L. 2020, E-shopping changes and the state of E-grocery shopping in the US — Evidence from national travel and time use surveys, Research in Transportation Economics, vol. 87, p. 184—196. doi: 10.1016/j.retrec.2020.100864.
  21. Спиридонова, Г. В., Мрочко, Л. В. 2021, Антикризисные тренды рынка FMCG в период пандемии: e-grocery, маркетплейсы, цифровые технологии, Экономические и социально-гуманитарные исследования, т. 29, № 1, c. 26—33. doi: 10.24151/2409-1073-2021-1-26-33.
  22. Viebahn, С., Landwehr, M. A., Trott, M. 2020, The Future of Grocery Shopping? A Taxonomy-Based Approach to Classify E-Grocery Fulfillment Concepts, Business and Computer Science, p. 111—117. doi: 10.30844/wi_2020_j2-viebahn.
  23. Khan, S. A., Ahmad, S, Jamshed, M. 2020, IoT-enabled services in online food retailing, J Public Affairs, vol. 21, № 1. doi: 10.1002/pa.2150.
  24. Shea, T. P., Zivic, L. J. 2003, Online Food Retailing: Is Market Segmentation The Key To Success? Journal of Business & Economics Research, vol. 5, № 1. doi: 10.19030/jber.v1i5.3008.
  25. Аксенов, К., Брадэ, И., Бондарчук, Е. 2006, Трансформационное и пострансформационное городское пространство. В: Ленинград-Санкт-Петербург 1989—2002, СПб., Геликон-плюс, c. 284.
  26. Дыганова, Р. Р. 2018, Современные способы доставки товаров в дистанционной торговле, Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, т. 60, № 1, c. 168—170.
  27. Vazquez-Noguerol, M., González-Boubeta, I., Portela-Caramés, I, Carlos Prado-Prado, J. 2021, Rethinking picking processes in e-grocery: a study in the multichannel context, Business Process Management Journal, vol. 27, № 2, p. 565—589. doi: 10.1108/BPMJ-04-2020-0139.
  28. Mkansi, M., Luntala Nsakanda, A. 2021, Leveraging the physical network of stores in e-grocery order fulfilment for sustainable competitive advantage, Research in Transportation Economics, № 87, p. 170—186. doi: 10.1016/j.retrec.2019.100786.
  29. Тиунов, B. M. 2020, Сервисы доставки здорвой еды как современное явление в условиях карантина, Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания, № 3, с. 56—64.
  30. Saskiaa, S., Mareï, N., Blanquart, C. 2016, Innovations in e-grocery and Logistics Solutions for Cities, Transportation Research Procedia, № 12, p. 825—835. doi: 10.1016/j.trpro.2016.02.035.
  31. Демин, А. С. 2020, Необходимость использования новых медиа подходов для организации в сфере продуктового ритейла, Научные труды Московского гуманитарного университета, т. 7, № 1, с. 40—45.
.