Балтийский регион

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

К вопросу о существовании «пути из варяг в греки»

DOI
10.5922/2079-8555-2022-3-1
Страницы / Pages
4-27

Аннотация

«Путь из варяг в греки» широко известен и часто упоминается в научной, научно-популярной и учебной литературе. Гораздо реже говорится о том, что существование этого пути подвергается серьезным сомнениям и нуждается в дополнительных доказательствах. Дискуссия о возможности существования «пути из варяг в греки» обострилась в последние десятилетия. Однако ведется эта дискуссия в основном представителями исторической науки с опорой на летописные, архивные, литературные источники. Географические исследования по трассе этого пути осуществлялись на небольших территориях и в ограниченном объеме, но только они могут дать окончательный ответ на вопрос о том, было ли вообще возможным перемещение по рекам Восточно-Европейской равнины между Балтийским и Черным морями примерно в VIII—XI веках от РХ. Особое значение имеют такого рода исследования на водоразделах, представляющих собой «ключевые участки» этого пути. Если водоразделы были преодолимы, то «путь из варяг в греки» был проходим. Непреодолимость водоразделов однозначно опровергает возможность сообщения по этому пути. Методология исследования определялась преимущественным использованием методов и подходов, используемых в полевых физико-географических исследованиях, которые на водораздельных участках «пути из варяг в греки» ранее не проводились. Главным результатом исследования является реконструкция гидрологических особенностей и гидрографической обстановки на водоразделе бассейнов Невы (р. Ловать) и Западной Двины (р. Усвяча) на время существования «пути из варяг в греки». Исходя из этой реконструкции, непосредственного изучения водораздельных территорий, системы наземных путей сообщения, топонимических особенностей данной территории, можно однозначно утверждать, что «путь из варяг в греки», или Балтийско-Черноморский водный путь, мог существовать.



Список литературы

1. Федотова, П. И. 2019, География против истории. Был ли возможен торговый путь «из варяг в греки»? Свободная мысль, № 1 (1673), c. 111—128.

2. Федотова, П. И. 2020, «Идеальная» дорога: был ли возможен трансконтинентальный водный путь по рекам Восточной Европы? Евразийский союз ученых (ЕСУ), № 4 (73), c. 10— 25. doi: 10.31618/esu.2413-9335.2020.9.73.711.

3. Martin, J. 2009, The First East Slavic State, A Companion to Russian History. University of Miami, p. 34—50. doi: 10.1002/9781444308419.ch3.

4. Коновалова, И. Г., Мельникова, Е. А. 2018, Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций (IX—X вв.), Москва, Весь Мир.

5. Пчелов, Е. В. 2012, Начало Руси в письменных источниках и роль варягов в образовании древнерусского государства: к 1150-летию зарождения российской государственности, Вестник архивиста, № 3 (119), c. 3—15.

6. Hillerdal, C. 2006, Vikings, rus, varangians: The «varangian problem» in view of ethnicity in archaeology, Current Swedish Archaeology, vol. 14, № 1, p. 87—108. doi: 10.37718/CSA.2006.05.

7. Stefanovich, P. S. 2016, The political organization of rus’ in the 10th century, Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas, vol. 64, № 4, p. 529—544.

8. Schorkowitz, D. 2012, Cultural contact and cultural transfer in medieval Western Eurasia, Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, vol. 40, № 3, p. 84—94. doi: 10.1016/j.aeae.2012.11.010.

9. Barrett, J. H., Khamaiko, N., Ferrari, G., Cuevas, A., Kneale, C., Hufthammer, A. K., Pálsdóttir, A. H., Star, B. 2022, Walruses on the Dnieper: new evidence for the intercontinental trade of Greenlandic ivory in the Middle Ages, Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, vol. 289, № 1972. doi: 10.1098/rspb.2021.2773.

10. Паранин, В. И. 1990, Историческая география летописной Руси, Петрозаводск, Карелия, 151 c.

11. Горюнова, В. М. 2016, Городок на Ловати X—XII вв. (к проблеме становления города Cеверной Руси), Сер. Труды ИИМК РАК, т. XLVII, Санкт-Петербург, изд-во «Дмитрий Буланин», 328 с.

12. Kezha, Y. N. 2021, Rogvolod’s Polity and formation of an ethnopolitical organization on the territory of the Middle Dvina in the Хth century, Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 2, p. 116—132. doi: 10.21638/SPBU19.2021.208.

13. Риер, Я. Г. 2016, О начальных этапах формирования древнерусской государственности, Вестник славянских культур, № 2 (40), c. 13—32.

14. Хведченя, С. 2011, «Шлях із варягів у греки»: історико-географічний аспект, Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики, № 19, c. 148—168.

15. Thomas, F. 2020, Rediscovering russian-scandinavian relations: the role of medieval russian waterways, Скандинавская филология, № 2, c. 409—427 doi: 10.21638/11701/spbu21.2020.213.

16. Dixon, D. F. 1998, Varangian-Rus warrior-merchants and the origin of the Russian state, Journal of Macromarketing, vol. 18, № 1, p. 50—61. doi: 10.1177/027614679801800107.

17. Mägi, M. 2018, In Austrvegr: The Role of the Eastern Baltic in Viking Age Communication across the Baltic Sea, The Northern World, vol. 84, Brill; Leiden, 512 p. doi: 10.1163/9789004363816.

18. Curta, F. 2006, Southeastern Europe in the Middle Ages 500—1250, University of Florida, 498 p. doi: 10.1017/CBO9780511815638.

19. Микляев, А. М. 1992, Путь «из варяг в греки» (зимняя версия), Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, с. 133—138.

20. Сорокин, П. Е. 1995, Экспедиция по древнему водному пути из Средней Швеции в Северо-Западную Русь, Археологические вести, № 4, с. 294—297.

21. Edberg, R. 2014, River Lovat—a Varangian tour de force: Two experimental voyages on a legendary route through Russia, International Journal of Nautical Archaeology, vol. 43, № 2, p. 447—451. doi: 10.1111/1095-9270.12065.

22. Еремеев, И. И., Дзюба, О. Ф. 2010, Очерки исторической географии лесной части пути из варяг в греки. Археологические и палеогеографические исследования между Западной Двиной и озером Ильмень, Сер. Труды ИИМК РАН т. XXXIII, Санкт-Петербург, изд-во «Нестор-История», 670 с.

23. Erman, N., Nizovtsev, V., Shirokova, V. 2020, Integrated geoecological research of the landscapes of historical waterways of the Russian plain, International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM, vol. 2020, August, № 5.1, p. 471—477. doi: 10.5593/sgem2020/5.1/s20.060.

24. Erman, N. M., Aleksandrovskaya, O. A. 2020, Portage crosses on the historical waterways of Russia, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International Symposium on Earth Sciences: History, Contemporary Issues and Prospects, ESHCIP 2020, vol. 579, № 1. doi: 10.1088/1755-1315/579/1/012158.

25. Еремеев, И. И. 2015, Древности Полоцкой земли в историческом изучении Восточно-Балтийского региона (очерки средневековой археологии и истории Псковско-Белорусского Подвинья), Труды ИИМК РАН, т. XLIV, Санкт-Петербург, изд-во «Дмитрий Буланин», 705 с.

26. Михайлов, А. В. 2020, Торгово-ремесленное поселение Горожане на ловатском участке пути «из варяг в греки». В: Труды VI (XXII) всероссийского археологического съезда в Самаре, в 3 т., т. 2, Самара, изд-во Самарского государственного социально-педагогического университета, с. 207—210.

27. Плечко, Л. А. 1985, Старинные водные пути, Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 104 с.

28. Аверьянов, К. А. 2016, С какой скоростью перемещались в Древней Руси во времена князя Владимира? Вестник славянских культур, № 1 (39), c. 41—52.

29. Джаксон, Т. Н. 1997, Ладога саг в археологическом освещениию В: Дивинец староладожский. Сборник трудов конференции «Северо-Западная Русь в эпоху средневековья» пос. Старая Ладога, 27—29 декабря 1993 года, Санкт-Петербург, изд-во СПбГУ, c. 61—64.

30. Мартынов, В. Л., Сазонова, И. Е. 2020, Славянское заселение Северо-Запада России и «путь из варяг в греки». В: Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие, Коллективная монография по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, c. 156—159.