Балтийский регион

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Участие Германии в «Инициативе трех морей»: перспективы для России

German participation in the Three Seas Initiative: opportunities for Russia
DOI
10.5922/2079-8555-2022-2-6
Страницы / Pages
83-97

Аннотация

В 2016 году по инициативе лидеров Польши и Хорватии была запущена «Инициатива трех морей», призванная сократить отставание стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы от Западной. Цель данного исследования — выявить, как изменялась немецкая политика в отношении «Инициативы трех морей» (ИТМ), а также какие риски или возможности это представляет для России. Для достижения поставленной цели в статье был рассмотрен ряд вопросов. На основании официальных данных об «Инициативе трех морей» были сделаны выводы о специфике данной концепции и влиянии наиболее перспективных проектов на рынок стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы. На базе анализа материалов немецких аналитических центров и Министерства иностранных дел ФРГ было показано, как менялось отношение Германии к «Инициативе». В заключение были сделаны выводы, что для реализации всех амбициозных целей ИТМ у стран-участниц нет достаточного финансирования, однако даже часть наиболее перспективных проектов может снизить роль России на энергетическом рынке ЕС. С 2018 года ФРГ начинает расширять свое участие в «Инициативе». В данном случае усиление интереса Берлина к концепции не должно восприниматься критически — немецкое участие может смягчить антироссийскую направленность ИТМ, более того, особого внимания заслуживают идеи представителей Свободной демократической партии Германии рассмотреть возможность совместного с Россией проекта по производству водорода в рамках «Инициативы трех морей».

Abstract

The Three Seas Initiative was launched in 2016 by the Polish and Croatian leaders to bridge the gap between Southeast, Central and Eastern Europe, on the one hand, and Western Europe, on the other. This article aims to show how German policy on the Three Seas Initiative has changed and what risks and opportunities it represents for Russia. The official data on the Three Seas Initiative was used to explore the specifics of the concept and the impact of its most promising projects on the Southeast, Central and Eastern European markets. The analysis of materials from German think tanks and the Ministry of Foreign Affairs was used to demonstrate the changes in Germany’s attitude towards the Initiative. Although the participating countries have not received sufficient funding to fulfil all the ambitious goals of the Three Seas Initiative, some of its most promising projects could still diminish Russian role in the EU energy market. Since 2018, the Federal Republic of Germany has increased its participation in the Initiative, yet Berlin’s growing focus on the concept should not be perceived critically since German participation could mitigate anti-Russian sentiment underlying the Three Seas Initiative. Moreover, ideas voiced by the members of the German Free Democratic Party, namely those concerning a joint hydrogen project with Russia to be run as a part of the Three Seas Initiative, deserve special attention.

Список литературы

1. Хорольская, М. В. 2019, Новое во внешнеполитических ориентирах ведущих партий ФР, Анализ и прогноз, № 1, с. 70—85.

2. Михаийленко, В. И. (ред.) 2018, Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века, Екатеринбург.

3. Скворцова, Е. М. 2021, Конгресс Американской Полонии и геополитические интересы Польши в США, Россия и мир. № 2 (28), с. 87—109.

4. Lang, K.-O. 2021, Die Drei-Meere-Initiative: wirtschaftliche Zusammenarbeit in geostrategischem Kontext, SWP-Aktuell, A 16.

5. Басов, Ф. А. 2019, Концептуальный вакуум: российское направление внешней политики четвертого кабинета А. Меркель, Анализ и прогноз, № 1, с. 59—69.

6. Басов, Ф. А. 2018, Отношения между регионами и городами России и Германии, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 6, c. 146—152.

7. Белинский, А. В. 2020, «Отравлены», но живы. Российско-германские отношения на распутье, Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, № 59 (75), c. 7—11.

8. Васильев, В. И. 2021, Крутые повороты в российско-германских отношениях, Обозреватель-Observer, № 1 (372), c. 5—27.

9. Васильев, В. И. 2018, «Меркелизация» СДПГ: отход от «восточной политики» В. Брандта, Международная жизнь, № 9, c. 47—64.

10. Васильев, В. И. 2019, Российско-германские отношения: сдержанный оптимизм. В: Тимошенкова, Е. В. (отв. ред.), Экономика и политика Германии: через год после выборов, М., c. 96—106.

11. Максимычев, И. Ф. 2015, Есть ли будущее у германо-российского сотрудничества? Россия XXI, № 6, c. 28—37.

12. Соколов, А. П. 2018, Хайко Маас и внешняя политика ФРГ на современном этапе, Германия на перекрестках истории. Проблемы внутренней и внешней политики в контексте трансформаций международных отношений, сборник статей, Воронеж, с. 182—195.

13. Павлов, Н. В. 2019, Германия — Россия — ЕС: треугольник сотрудничества или противоречий? Мировая экономика и международные отношения, т. 63, № 5, c. 67—75.

14. Павлов, Н. В. 2021, Россия и Германия: назад в будущее? Мировая экономика и международные отношения, т. 65, № 9, c. 69—78.

15. Трунов, Ф. О. 2021, Взаимодействие РФ и ФРГ по урегулированию вооруженных конфликтов: движение к новому уровню доверия, Россия и современный мир, № 1 (10), c. 47—68.

16. Тимошенкова, Е. П. 2019, Германия в Европе: лидер поневоле? Европа между трех океанов: В: Громыко, Ал. А., Федоров, В. П. (общ. ред.), М., c. 108—115.

17. Арбатова, Н. К., Кокеев, А. М. (ред.) 2020, Стратегическая автономия ЕС и перспективы сотрудничества с Россией, М.

18. Васильев, В. И., Кокеев, А. М. (ред.) 2021, Германия в евроинтеграционных и трансатлантических процессах, М.

19. Тимофеев, П. П., Хорольская, М. В. 2021, Сравнительный анализ подходов Германии и Франции к отношениям с Россией, Общественные науки и современность, № 5, c. 72—86.

20. Саликов, А. Н., Тарасов, И. Н., Уразбаев, Е. Е. 2016, Балтийский вектор внешней политики ФРГ на современном этапе развития международных отношений, Балтийский регион, т. 8, № 1, c. 86—96. doi: 10.5922/2074-9848-2016-1-5.

21. Белов, В. Б. 2020, Новые водородные стратегии ФРГ и ЕС: перспективы кооперации с Россией, Современная Европа, № 6, c. 65—76.

22. Белов, В. Б. 2020, Россия в германской внешней политике и экономике. В: Белов, В. Б. (отв. ред.), Германия. 2019, М., c. 117—129.

23. Белов, В. Б. 2019, Специальные инвестиционные контракты и российско-германское экономическое сотрудничество. Часть первая, Современная Европа, № 6, c. 105—116.

24. Белов, В. Б. 2020, Специальные инвестиционные контракты и российско-германское экономическое сотрудничество. Часть вторая, Современная Европа, № 1, c. 146—157.

25. Иванова, А. К. 2019, Российско-германское экономическое сотрудничество в свете декларации о намерениях «Партнерство для эффективности» 2019. В: Кондратьева, Н. Б., Никитин, А. К. Социально-политические риски в условиях формирования нового мирового порядка: (К 110-летию со дня рождения А. А. Громыко), М.

26. Кузнецов, А. В. (отв. ред.) 2018, Пределы лидерства Германии в Европе, сборник статей, М.

27. Fisher, S. 2021, Schwieriges Verhältnis zu Moskau. Deutsche Russlandpolitik muss weiter justiert warden. In: Maihold, G., Mair, S., Müller, M., Vorrath, Ju., Wagner, Chr. (Hg.) Deutsche Außenpolitik im Wandel. Beiträge zu Sammelstudien, S. 15, S. 45—48.

28. Meister S. Das Ende der Ostpolitik // DGAP Policy. September 2020. Brief Nr. 19. Meister S. Pragmatische Russlandpolitik // DGAP Memo. September 2021. Nr. 4.

29. Meister, S. 2021, Pragmatische Russlandpolitik, DGAP Memo, September 2021, № 4.

30. Shagina, M., Westphal, K. 2021, Nord Stream 2 und das Energie-Sicherheitsdilemma. Chancen und Grenzen eines «Grand Bargain», SWP-Aktuell, A 52.

31. Westphal, K., Zabanova, Y. 2021, Russland im globalen Wasserstoff-Wettlauf. Überlegungen zur deutsch-russischen Wasserstoffkooperation, SWP-Aktuell, A 48.

32. Popławski, K., Jakóbowski, J. 2020, Building closer Connections. The Three Seas region as an economic area, Warszawa.