Балтийский регион

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Международное позиционирование региона: образ Калининградской области в медиапространстве стран Балтии

International positioning of the region: the image of the Kaliningrad region in the media space of the Baltic states
DOI
10.5922/2079-8555-2022-2-3
Страницы / Pages
38-52

Аннотация

Вопрос международного позиционирования особенно актуален для эксклавов и окруженной странами Балтийского региона Калининградской области. Цель работы — определить общий, стратегический вектор позиционирования указанного субъекта РФ. Статья представляет собой результат исследований восприятия и действующих связей Калининградской области с соседними странами Балтии в целях формирования региональной концепции позиционирования. Для этого при помощи мониторинга массива публикаций и контент-анализа СМИ были изучены особенности образа, который в последние годы складывается в средствах массовой информации Латвии, Литвы и Эстонии. В соответствии с принципами брендинга территорий предложены ключевые направления позиционирования. Рассмотрены интересы области и стран Балтии на примере реализации проектов международного сотрудничества. Делается акцент на перспективах развития торговых отношений. Выявлены основные преимущества области, определены риски, которые стоит учитывать при формировании концепции. Полученные результаты позволили сделать вывод о приемлемости для Калининградской области стратегического позиционирования. Его общий вектор может закреплять инвестиционный, логистический, туристический и инфраструктурный потенциалы. Также авторы указывают на возможность развития международных площадок сотрудничества в регионе и проблемы, в решении которых заинтересованы и иностранные акторы.

Abstract

The issue of international positioning is crucial to all exclaves, and the Kaliningrad region surrounded by the Baltic region countries is no exception. This contribution aims to describe a general strategic path for positioning the Russian territory in question. To produce recommendations on a positioning concept, it looks at the ties between the Kaliningrad region and the neighbouring Baltic States and how the former is perceived by the latter. Publication monitoring and media content analysis were carried out to explore the image created in the Latvian, Lithuanian and Estonian media in recent years. Avenues for positioning are proposed in line with the principles of place branding, and the interests common to the region and the Baltic States are considered through the lens of international cooperation projects. The emphasis is on the prospects for trade relations development. The main advantages of the region are identified, and the risks to be reckoned with when forming a positioning concept are determined. The findings suggest that strategic positioning is feasible in the case of the Kaliningrad region; its focal points may be investment, logistics, tourism and infrastructure. The authors also stress the possibility of developing international cooperation platforms and indicate regional problems of international concern.

Список литературы

1. Замятин, Д. Н. 2018, Постгород: пространство и онтологические модели воображения, Полис. Политические исследования, № 3, с. 147—165.

2. Voloshenko, K. Y., Gumenyuk, I. S., Arne Roos, N. G. 2020, Transit in regional economic development: The case of the Kaliningrad exclave, European Spatial Research and Policy, vol. 27, № 1, p. 263—280. doi: https://doi.org/10.18778/1231-1952.27.1.12.

3. Логунцова, И. В. 2011, Имидж российских территорий как объект управления, Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество), № 1, с. 29—38.

4. Тарасов, И. Н. 2020, Эксклавность как вызов и ресурс международного позиционирования Калининградской области, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, № 2, с. 77—85.

5. Щекотуров, А. В., Винокуров, В. В. 2020, Форпост или регион международного сотрудничества: как менялись образы Калининградской области в российских СМИ в 2014— 2018 гг., Медиаскоп, № 3.

6. Момот, К., Сивицки, Р. 2012, Образ Калининградской области в польской прессе, Слово.ру: балтийский акцент, т. 3, № 4, с. 43—51.

7. Важенина, И. С. 2011, О сущности бренда территории, Экономика региона, № 3 (27), с. 18—23.

8. Kumar, N., Panda, R. K. 2019, Place branding and place marketing: a contemporary analysis of the literature and usage of terminology, Int Rev Public Nonprofit Mark, № 16, p. 255—292.

9. Берендеев, М. В. 2020, Развитие перспективных исследовательских траекторий в области PR-коммуникаций в трансграничных и приграничных регионах России (калининградский трек), Российская школа связей с общественностью, № 17, с. 134—147.

10. Anholt, S. 2009, Places: Identity, Image and Reputation.

11. Govers, R., Go, F. M. 2009, Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced, Hampshire: Palgrave Macmilllan; Basingstoke.

12. Ashworth, G., Kavaratzis, M. (eds.) 2010, Towards Effective Place Brand Management, Cheltenham, Edward Elgar Publishing.

13. Moilanen, T., Rainisto, S. K. 2009, How to brand nations, cities, and destinations: a planning book for place branding, Basingstoke, Palgrave Macmillan.

14. Wheeler, A. 2009, Designing Brand Identity: An Essential Guide for the Whole Branding Team, N Y, Wiley.

15. Baker, B. 2007, Destination Branding for Small Cities, L., Creative Leap Books.

16. Dinnie, K. 2011, City Branding: Theory and Cases, N Y, Palgrave Macmillan.

17. Федоров, Г. М. 2019, Калининградская область: периферийный эксклав или приморский коридор развития? В: Федоров, Г. М., Жиндарев, Л. А., Дружинин, А. Г., Пальмовский, Т. (ред.) Проблемы регионального развития в начале ХХI века, Калининград, с. 5—16.

18. Гончарова, Ю. В. 2019, О тенденциях развития приграничного сотрудничества в Калининградской области, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки, № 2, с. 23—34.

19. Шильберг, 3. 2009, Приграничное сотрудничество Калининградской области РФ с Литвой и Польшей: препятствия и возможности, Балтийский регион, № 2, с. 129—135. doi: 10.5922/2074-9848-2009-2-13.

20. Куровска-Пыш, И. 2021, Реализация программы Интеррег в Калининградской области и соседних странах: краткий обзор, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки, № 2, с. 48—61.

21. Корнилова, К. С. 2019, Геобрендинг в контексте проблем медиатизации как средство развития территорий и привлечения туристов, Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика, т. 19, № 4, с. 469—474.

22. Цветкова, О. В. 2017, Территории приграничного сотрудничества: Состояние и перспективы развития Калининградской области, Политическая наука, № S, с. 278—289.

23. Гуменюк, И. С. 2020, Транзитный потенциал Калининградской области и транспортная связность региона. В: Тарасов, И. Н. (ред.) Калининградская область в новых координатах балтийской геополитики, Калининград, Изд-во БФУ им. И. Канта, с. 148—169.

24. Жданов, В. П., Плюхин, М. Ю. 2017, Дополнительные трансакционные издержки экономики и населения Калининградской области России, Экономическая политика, т. 12, № 2, с. 180—207.

25. Zotova, M. V., Sebentsov, A. B., Golovina, E. D. 2015, Transcarpathian oblast and Kalinin­grad oblast: Contrasts and cooperation in the east borderlands of the European Union, Reg. Res. Russ, № 5, p. 212—222. doi: https://doi.org/10.1134/S2079970515030119.