Балтийский регион

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Территориальная структура паромного сообщения в акватории Балтийского моря

The spatial structure of Baltic Sea ferry services
DOI
10.5922/2079-8555-2021-3-6
Страницы / Pages
108-124

Аннотация

Паромное сообщение — система транспортного сообщения между участками суши, разъединенными водными преградами (акваториями), объединяющая их посредством специальных судов-паромов, курсирующих по фиксированным маршрутам. Паромная переправа часто служит единственным связующим звеном между каким-либо островом и основной территорией государства, что часто встречается, в том числе и в Балтийском море (например, паромное сообщение с островом Сааремаа). Паромное сообщение в Балтийском регионе имеет системообразующую функцию, создавая непрерывные потоки грузов и пассажиров между разными частями суши через море. Цель исследования — выявить особенности территориальной структуры морского паромного сообщения в акватории Балтийского моря. Для этого составлена база статистических данных о паромных перевозках в этом регионе по 101 линии. По авторской методике рассчитаны размеры потоков пассажиров и автомобилей по каждой из них. Предложенная методика может использоваться для анализа территориальной структуры паромного сообщения и оценки размеров паромных потоков в других регионах мира. На долю балтийских паромных перевозок приходится более половины всех европейских паромных потоков автомобилей и пассажиров. Для Балтики характерны нетипичные для паромов перевозки на дальние расстояния, обеспечивающие экспорт продукции деревообрабатывающей промышленности. Главный поставщик грузов в регионе — Швеция.

Abstract

Ferry service is a transport system of regular routes which links areas separated by water bodies. Sometimes ferries are the only connection of an island and the mainland which is not rare in the Baltic Sea. A typical example of this is the island of Saaremaa. Ferry service is the backbone of cargo and passenger traffic in the Baltic Sea region. This article aims to describe the spatial structure of the ferry service in the Baltic Sea. To this end, a statistical database on 101 ferry routes has been built with passenger and car traffic on each being calculated with an original methodology, which in its turn can be applied in analysing the spatial structure and traffic of ferry services in other regions. Baltic ferries account for over half of all European ferry-borne car and passenger traffic. The Baltic stands out as a region with exceptionally long ferry routes which sustain timber exports. The main cargo shipping country in the region is Sweden.

Список литературы

1. Dunlop G. The European ferry industry — challenges and changes // International Journal of Transport Management. 2002. Vol. 10, № 1. P. 115—116.

2. Uriasz J. Baltic ferry transport // Communications in Computer and Information Science. 2010. № 104. P. 160—167.

3. Yercan F. Ferry Services in Europe. N.Y., 2018.

4. Odeck J., Høyem H. The impact of competitive tendering on operational costs and market concentration in public transport: The Norwegian car ferry services // Research in Transportation Economics. 2020. № 7. art. 100883. doi: https://doi.org/10.1016/j.retrec.2020.100883.

5. Laird J. J. Valuing the quality of strategic ferry services to remote communities // Research in Transportation Business and Management. 2012. № 10. P. 97—13.

6. Tørset T. Waiting time for ferry services: Empirical evidence from Norway// Case Studies on Transport Policy. 2019. Vol. 7, № 3. P. 667—676.

7. Wang David Z. W., Lo Hong K. Multi-fleet ferry service network design with passenger preferences for differential services // Transportation Research Part B: Methodological. 2008. 9. № 42. P. 798—822.

8. Rehmatulla N., Smitha T., Tibbles L. The relationship between EU’s public procurement policies and energy efficiency of ferries in the EU // Marine Policy. 2017. Vol. 1, № 75. P. 278—289.

9. Gagatsia E., Estrup T., Halatsisa A. Exploring the Potentials of Electrical Waterborne Transport in Europe: The E-ferry Concept // Transportation Research Procedia. 2016. № 14. P. 1571—1580. doi: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.122.

10. Lo H. K., An K. Ferry service network design under demand uncertainty // Transportation Research. Part E: Logistics and Transportation Review. 2013. Vol. 11, № 59. P. 48—70. doi: https://doi.org/10.1016/j.tre.2013.08.004.

11. Baird A. J. A comparative study of the ferry industry in Japan and the UK // Transport Reviews. 1999. Vol. 19, № 1. P. 33—55.

12. Christophervon S-S. Internationell fӓrjetrafic på Östersjön // Sven. geogr. årsb. Årg. Lund. 1973. Vol. 49. P. 78—94.

13. Škurića M., Maraš V., Davidović T., Radonjić A. Optimal allocating and sizing of passenger ferry fleet in maritime transport // Research in Transportation Economics. 2020. № 8, art. 100868. doi: https://doi.org/10.1016/j.retrec.2020.100868.

14. Maiorov N., Fetisov V., Krile S., Miskovic D. Forecasting of the route network of ferry and cruise lines based on simulation and intelligent transport systems // Transport Problems. 2019. Vol. 14, № 2. P. 111—121. doi: https://doi.org/10.20858/tp.2019.14.2.10.

15. Мякиненков В. М. Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования // Балтийский регион. 2013. № 1 (15). C. 99—113. doi: 10.5922/2074-9848-2013-1-7.

16. Гуменюк И. С., Мельник Д. А. Транснациональная территориальная транспортная система Балтийского региона // Балтийский регион. 2012. № 1 (11). C. 90—97. doi: 10.5922/2074-9848-2012-1-8.

17. Пустошный А. В., Мое В. Перспективы развития высокоскоростного водного транс­порта Мьянмы // Морской вестник. 2016. Т. 9, № 3. C. 92—94.

18. Baird A. J. A Scottish east coast European ferry service: review of the issues // Journal of Transport Geography. 1997. Vol. 5, № 41. P. 291—302.

19. Backer H., Frias M. Planning the Bothnian sea // Plan Bothnia. Helsinki, 2012.

20. Corlay G-P. Les ports de pêche danois // Pêche mar. 1982. Vol. 61, № 1253. P. 433—442.

21. Flieger W. Mit dem Auto über die Ostsee // George, heute. 1990. Vol. 11, № 80. P. 23—24, 29—31.

22. Батурова Г. В. Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-
экономического развития приморских территорий // Стратегическое планирование в регионах и городах России : доклады участников IX общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». СПб., 2011. C. 115—119.

23. Горкин А. П. Социально-экономическая география: понятия и термины. Смоленск, 2013.

24. Гуменюк И. С., Орлов С. В., Калининградская область как территория потенциального формирования транспортного кластера Приморского региона // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 121—131. doi: 10.5922/2074-9848-2014-3-9.

25. Пустошный А. В. Перспективы высокоскоростного водного транспорта в России // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84, № 1. С. 3—10.

26. Gee K., Kannen A., Heinrichs B. Towards a common spatial vision: Implications of the international and national policy context for Baltic Sea space and MSP // BaltSeaPlan. Report 8. Geesthacht, 2011.

27. Geuckler M. Die Verkehrsinfrastruktur in der Region Südliche Ostsee // Bundesbahn. 1991. Vol. 67, № 3. P. 302.

28. Jahrb A. Die feste Verbindung über den Øresund // Wirtsch. Ostseeraum, 1968. S. 72—76.

29. Knudsen A. Hirtshals havn — nyt vestbassin // Beton-teknik. 1961. Vol. 27, № 4. P. 139—148.

30. Koch M. Der Fӓhrverkehr Skandinavien-BDR, DDR und Polen // HANSA. 1980. Vol. 117, № 10. P. 705—708.

31. Rasmussen H. Prospects for 1979 by the Mayor of Esbjerg // Ports and Harbors. 1979. Vol. 24, № 3. P. 36.

32. Syafruddin C. Assessing Service Quality of Passenger Ferry Services in Sabang Zone// European Journal of Business and Management. 2016. Vol. 9, № 5. P. 22—34.

33. Westerholm J. The development of a national port system — Denmark // Fennia. 1986. Vol. 164, № 2. P. 211—290.