Балтийский регион

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Востребованные управленческие компетенции: сравнительный анализ эксклавного региона и столицы,

Managerial competencies required: a comparative analysis of Moscow and the Kaliningrad region

Аннотация

Социальные процессы на постиндустриальной стадии развития общества отличаются динамичностью, обладают сложностью и разноплановостью. Управление социальными взаимодействиями в такой ситуации становится отдельной компетенцией, которая детерминирована многими факторами. Природа формирования этих факторов связана с институциональным влиянием, индивидуальными особенностями и местом локализации субъекта и объекта управления. Вопрос, связанный с изучением и формированием управленческих компетенций, необходимых для успешного функционирования общества, остается одним из основных трендов современной науки, а для эффективности решения этого вопроса целесообразно применять междисциплинарный подход.

Цель исследования — выявление управленческих компетенций, которые представляются необходимыми для обеспечения устойчивого и оптимального функционирования региональных систем управления. При этом на основе анализа слагаемых управленческих компетенций, а также определяющих их факторов делается заключение об их состоянии в центре эксклавного региона (Калининград) и в Москве.

В качестве методологической основы исследования использовалась авторская методика (свидетельство Роспатента № 2012660535), архитектура которой имеет фреймовый характер и дает возможность объективизировать эмпирическую информацию по ключевым направлениям анализа (факторы и типы). В итоге в исследуемых регионах были раскрыты востребованные управленческие компетенции, их индикативные конструкции. Полученные результаты представляют не только сугубо научный интерес, но могут быть использованы на практике, в частности для повышения квалификации управленческих кадров, а также в преподавании ряда дисциплин в высших учебных заведениях по соответствующим направлениям и профилям.

Abstract

In a post-industrial society, social processes are dynamic, complex, and diverse. Social interaction management is turning into a competency in its own right. This competency is shaped by many factors, which are affected by the institutional setup as well as the individual features and localisation of the subject and object of management. Investigating and developing the managerial competencies that are necessary for the successful operation of society is a major trend in contemporary science. Studies in the area require an interdisciplinary approach. The aim of this research is to identify the managerial competencies that are crucial for the adequate and stable functioning of regional administration systems. An analysis of the components of managerial competencies and their factors is carried out to identify their status in the centre of an exclave region (Kaliningrad) and in Moscow. The study draws on the authors’ frame-based methodology (Rospatent No. 2012660535), which makes it possible to obtain objective empirical information on competency factors and their types. Sought-after competencies and their indicative structures were identified for each region. The findings are not only of theoretical importance but are well adapted for practical purposes, particularly, for advanced training of managers and teaching related university disciplines.

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

3. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. А. В. Тихонов. М., 2015.

4. Макаров С. Экспертные системы в государственном управлении // Современные механизмы диагностики и оценки компетенций государственных служащих: отчет НИР (заключительный). М., 2013. С. 569—739.

5. Abu-Hussain J. Leadership styles and value systems of school principals // American Journal of Educational Research. 2014. Vol. 2, № 12. P. 1267—1276. doi: 10.12691/education-2-12-22.

6. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. Добренькова. М., 1994.

7. Тюрина Ю. А. Деятельностный подход в социологии в исследовании отечественного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Экономика. 2008. № 3. С. 294—306.

8. Богатырева К. А. Место концепции предпринимательской ориентации в современных управленческих исследованиях // Современная конкуренция. 2015. Т. 9, № 1(49). С. 22—38.

9. Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод. М., 2017.

10. Завершнева Е. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное. М., 2018.

11. Сазерленд Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами. М., 2016.

12. Макаров С. Н. Экспертные системы в государственном управлении. Смоленск, 2014.

13. Паниотто В. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 2003.

14. Gorban A., Kegl B., Wunsch D., Zinovyev A. Principal manifolds for data visualisation and dimension reduction. Series: Lecture notes in computational science and engineering. Berlin ; Heidelberg ; N.Y., 2007.

15. Thurstone L. Attitudes can be Measured // American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33. P. 529—554.

16. Татарова Г. Основы типологического анализа. М., 2007.

17. Козак Н. Формирование коллектива организации. Библиотека топ-менеджера. М., 2016.

18. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М., 2017.

19. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. М., 2018.

20. Калабин А. Управление голосом. М., 2006.

21. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

22. Бударина А. Homo Universalis: статус и содержание профессиональной универсальности личности // Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех : матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 2011. С. 17—24.

23. Бабич Н. Контент-анализ популярности типологического метода в западной социологии ХХ в. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 27. С. 30—37.

24. Гайдышев И. Анализ и обработка данных: специальный справочник. СПб., 2001.

25. Агзамов Р. Социально-управленческая компетенция в проблемном поле социологии управления // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18, № 4. С. 1224—1229.

26. Тейт К. Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности. М., 2015.

27. Щербина В. Рационализирующие, диагностические, управленческие социальные технологии. М., 2018.

28. Белашова В. Моральные и материальные виды стимулирования // Инновационная наука. 2017. Т. 2, № 4. С. 179—181.

29. Минков Е. Мотивация. Структура и функционирование. М., 2014.

30. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М., 2004.

31. Тихонов А. Социология управления: фундаментальное и прикладное знание. М., 2014.

32. Щедровицкий Г. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология : курс лекций. М., 2003.


Reference

1. Bell, D. 2004, Gryadushchee postindustrial’noe obshchestvo. Opyt sotsial’nogo progno­zirovaniya [The upcoming post-industrial society. Social Forecasting Experience], Moscow, 944 p. (In Russ.)

2. Kastel’s, M. 2000, Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The Information Age: Economics, Society and Culture], Moscow, 608 p. (In Russ.)

3. Tikhonov, A. V. (ed.) 2015, Sotsiologiya upravleniya: Teoretiko-prikladnoi tolkovyi slovar’ [Sociology of Management: Theoretical and Applied Dictionary], Moscow, 480 p. (In Russ.).

4. Makarov, S. 2013, Expert systems in public administration, Sovremennye mekhanizmy diagnostiki i otsenki kompetentsii gosudarst-vennykh sluzhashchikh [Modern mechanisms for the diagnosis and assessment of competencies of civil servants], research report (final), Yu. Sinyagin (head of works), Moscow, RANKhiGS, p. 569—739 (In Russ.).

5. Abu-Hussain, J. 2014, Leadership styles and value systems of school principals, American Journal of Educational Research, vol. 2, no. 12, p. 1267—1276. doi: 10.12691/education-2-12-22.

6. Dobrenkov, V. (ed.) 1994, Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl’: teksty [American Sociological Thought: Texts], Moscow, MGU, 496 p. (In Russ.).

7. Tyurina, Yu. A., 2008, An active approach in sociology in the study of national education, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, ser. 12, Economy [Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 12, Economics], no. 3, p. 294—306 (In Russ.).

8. Bogatyreva, K. A., 2015, The place of the concept of entrepreneurial orientation in modern management research, Sovremennaya konkurentsiya [Modern competition], vol. 9, no. 1(49), p. 22—38 (In Russ.).

9. Blumer, G. 2017, Simvolicheskii interaktsionizm: perspektiva i metod [Symbolic Interactionism: Perspective and Method], Moscow, 344 p. (In Russ.).

10. Zavershneva, E. 2018, Zapisnye knizhki L.S. Vygotskogo. Izbrannoe [Notebooks L. S. Vygotsky. Favorite], Moscow, 615 p. (In Russ.).

11. Sazerlend, Dzh. 2016, Scrum. Revolyutsionnyi metod upravleniya proektami [The revolutionary project management method], Moscow, 288 p. (In Russ.).

12. Makarov, S. N. 2014, Ekspertnye sistemy v gosudarstvennom upravlenii [Expert systems in public administration], Smolensk, 248 p. (In Russ.).

13. Paniotto, V. 2003, Kolichestvennye metody v sotsiologicheskikh issledovaniyakh [Quantitative methods in sociological research], Kiev, 269 p. (In Russ.).

14. Gorban, A., Kegl, B., Wunsch, D., Zinovyev, A. 2007, Principal manifolds for data visualisation and dimension reduction, Series: Lecture notes in computational science and engineering, Berlin-Heidelberg-New York, 328 p.

15. Thurstone, L. 1928, Attitudes can be Measured, American Journal of Sociology, no. 33, p. 529—554.

16. Tatarova, G. 2007, Osnovy tipologicheskogo analiza [Basics of typological analysis], Moscow, 236 p. (In Russ.).

17. Kozak, N. 2016, Formirovanie kollektiva organizatsii. Biblioteka top-menedzhera [Team building organization. Top Manager Library], Moscow, 70 p. (In Russ.).

18. Festinger, L. 2017, Teoriya kognitivnogo dissonansa [Theory of Cognitive Dissonance], Moscow, 340 p. (In Russ.).

19. Adizes, I. 2018, Ideal’nyi rukovoditel’. Pochemu im nel’zya stat’ i chto iz etogo sleduet [The perfect leader. Why they can’t become and what follows from this], Moscow, 264 p. (In Russ.).

20. Kalabin, A. 2006, Upravlenie golosom [Voice control], Moscow, 160 p. (In Russ.).

21. Shtompka, P. 1996, Sotsiologiya sotsial’nykh izmenenii [Sociology of social change], Moscow, 416 p. (In Russ.).

22. Budarina, A. 2011, Homo Universalis: the status and content of professional personality universality, Vybor professii: samoopredelenie, konkurentsiya, uspekh [Choice of a profession: self-determination, competition, success], Materials of the all-Russia scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, p. 17—24 (In Russ.).

23. Babich, N. 2008, Content analysis of the popularity of the typological method in Western sociology of the twentieth century, Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie [Sociology: methodology, methods, mathematical modeling], no. 27, p. 30—37 (In Russ.).

24. Gaidyshev, I. 2001, Analiz i obrabotka dannykh: spetsial’nyi spravochnik [Data Analysis and Processing: Special Reference], St. Petersburg, 750 p. (In Russ.).

25. Agzamov, R. 2013, Social and managerial competence in the problem field of management sociology, Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], vol. 18, no. 4, p. 1224—1229. (In Russ.)..

26. Teit, K. 2015, Rabotai legko. Individual’nyi podkhod k povysheniyu produktivnosti [Work easy. Individual approach to increase productivity], Moscow, 336 p. (In Russ.)

27. Shcherbina, V. 2018, Ratsionaliziruyushchie, diagnosticheskie, upravlencheskie sotsial’nye tekhnologii [Rationalizing, diagnostic, managerial social technologies], Moscow, 416 p. (In Russ.)

28. Belashova, V. 2017, Moral and material types of incentives, Innovatsionnaya nauka, vol. 2, no. 4, p. 179—181 (In Russ.).

29. Minkov, E. 2014, Motivatsiya. Struktura i funktsionirovanie [Motivation. Structure and function], Moscow, 416 p. (In Russ.).

30. Emmons, R. 2004, Psikhologiya vysshikh ustremlenii: motivatsiya i dukhovnost’ lichnosti [Psychology of higher aspirations: personal motivation and spirituality], Moscow, 414 p. (In Russ.).

31. Tikhonov, A. 2014, Sotsiologiya upravleniya: fundamental’noe i prikladnoe znanie [Sociology of Management: Fundamental and Applied Knowledge], Moscow, 560 p. (In Russ.).

32. Shchedrovitskii, G. 2003, Orgupravlencheskoe myshlenie: ideologiya, metodologiya, tekhnologiya: kurs lektsii [Organizational thinking: ideology, methodology, technology: lecture course], Moscow, 480 p. (In Russ.).