Балтийский регион

2012 №3(13)

Организация научных исследований в Германии

Аннотация

Рассматривается структура организации научных исследований в Германии. Представлены федеральный и земельный уровни управления научными исследованиями. На федеральном уровне основную ответственность за научно-техническую политику несет Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF), на уровне земель — министерства образования и науки и министерства экономики. Показана роль национальной академии наук «Леопольдина», основные задачи которой — оказание консультационных услуг немецким политикам и представление немецкой науки на международном уровне. Большое внимание уделяется исполнителям научно-исследовательских работ, спектр которых в Германии достаточно разнообразен: государственные и частные научно-исследова-тельские организации, вузы, научно-исследовательские подразделения промышленных компаний. Показан исследовательский профиль ряда университетов, получивших поддержку в рамках Инициативы качества. Охарактеризован вклад промышленности в научные исследования и конструкторские разработки, названа первая десятка компаний Германии по объемам инвестиций в научные исследования.

This article considers the structure of research system in Germany. It describes the federal and state levels of research management. The Federal Ministry of Education and Research (BMBF) has primary responsibility for science and technology policy at the federal level. At the state level, this responsible is shared by the Ministry of Education and Science and the Ministry of Economy. The author emphasizes the role of the National Academy of Sciences «Leopoldina», whose principal objective is to provide advisory services to German policymakers and present German science at the international level. Special attention is paid to the wide spectrum of German research agents: public and private research organizations, higher educa tion institutions, R&D departments of industrial companies. The article stresses the research potential of universities that receive funding under the Excellence Initiative and describes the contribution of production in research and development activities, focusing on the top ten German companies in terms of R&D expenditure.

Скачать статью Download an article

Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве

Аннотация

Рассматривается сотрудничество высших учебных заведений Северо-Запад-ного федерального округа РФ, Швеции и Финляндии: интенсивность и территориальная дифференциация. Анализ выполнялся на основе общедоступной информации о международной деятельности университетов, находящейся на их официальных сайтах. Уточнены основные направления и определены ведущие центры такого сотрудничества. Университеты СЗФО имеют больший опыт сотрудничества с высшими учебными заведениями Финляндии. В меньшей степени развита кооперация с университетами Швеции. При этом в сотрудничество вовлечены около 50 высших школ округа, причем 29 из них расположены в Санкт-Петербурге, большинство же вузов СЗФО не включены в международное сотрудничество с анализируемыми странами. Столь низкая степень кооперации в сфере образования — серьезный лимитирующий фактор его развития и снижает конкурентоспособность на со-временном рынке образовательных услуг.

This article focuses on the cooperation between universities of the Northwestern federal district (NWFD) of the Russian Federation, Sweden, and Finland, its intensity and territorial differentiation. The analysis was conducted on the basis of public domain information on the international activity of universities available on their official websites. The authors identify the principle areas and leading centres of such cooperation. The NWFD universities have significant experience in cooperation with Finnish universities. Cooperation with Swedish universities is proved to be less developed. Approximately 50 NFWD universities, 29 of which are located in Saint Petersburg, are involved in cooperation; most NWFD universities do not cooperate with the mentioned countries. Such low degree of cooperation in the field of education is a serious inhibiting factor, which reduces competitiveness on the modern market of educational services.

Скачать статью Download an article